Красные. Red Tarot

(автор: gest)

Для начала ссылка: трактовка Таро с точки зрения марксизма.

Дисклеймер автора:

«What is common to all of these opinions is the attempt to bind the Tarot in a frame of time and space, and this attempt is caused by misunderstanding of the «true» nature of these images. The Major Arcana are not just hieroglyphics hiding some definite system of occult teachings in accordance with one or another school but they are archetypes of basic concepts occurring in any occult, philosophical or other systems of thought. As a series they also provide an archetypal structure of a ny such system. In other words the archetypes represented by the Major Arcana of the Tarot cards generate systems of ideas in human minds of constitute their «deep structure» upon which al such systems grow and finally appear in their outer form or «surface structure». (the terms «deep» and «surface structure» are borrowed from Chomsky’s linguistics which has certain features similar to the qabalah and may have been influenced by it to a certain extent.)

In order to show that the above concept of the Tarot actually works I tried to interpret the Major Arcana from the most unsuspected and surprising point of view, i.e. as representing marxist-revolutionary doctrines. It may sound unbelievable to committed occultists but it works, as would any other system.»

«Общим во всех этих трактовках является попытка зафиксировать Таро на определённом участке пространства-времени, и эта попытка проистекает от непонимания «истинной» природы этих изображений. Старшие Арканы — это не просто тайные знаки, за которыми скрывается система некого определённого оккультного учения, в соответствии с той или иной школой — это архетипы основных концепций, которые встречаются в любых оккультных, философских или иных упорядоченных интеллектуальных системах. В качестве целого они также представляют собой архетипическую структуру любой подобной системы. Другими словами, архетипы, представленные Старшими Арканами Таро, создают систему идей в сознании людей — или составляют её «глубинную структуру», при помощи которой формируются все подобные системы, прежде чем они окончательно проявятся в своей внешней форме, то есть примут свою «поверхностную структуру». (Термины «глубинная» и «поверхностная структура» позаимствованы из лингвистики Хомского, которая сама по себе в чём-то схожа с каббалой и могла возникнуть под её влиянием.)

Чтобы показать, что озвученная концепция Таро действительно работает, я решил истолковать Старшие Арканы с самой неожиданной и необычной точки зрения, т.е. как иллюстрацию к революционно-марксистским доктринам. Идейным оккультистам это может показаться невероятным, но оно работает — как работала бы любая другая система».

Я лично считаю, что автор просто придумал марксистскую трактовку Таро, а потом уже ему пришлось изобрести хоть какой-нибудь повод, чтобы объяснить, зачем это вообще нужно :). Я также считаю, что саму идею ему подсказал тот факт, что фигуры со второго по пятый аркан можно истолковать, как правителей, так как они сидят на тронах.

Ну и очевидно, что первая половина колоды— мрачное прошлое и настоящее — удалась ему лучше, чем вторая половина, строительство нового общества и светлое будущее. Я об этом ещё скажу. Но это можно связать, как со слабостью его марксистской базы, так и с отсутствием опыта «реального социализма», хех :).

Итак, ныряем в пучины революционной, «красной» татибы. Трактовки автора — моими словами.

0. Дурак. Рабочий, лишённый классового сознания и не осознающий своего угнетённого положения.

Ситуация:

I. Маг. Марксист (агитатор, пропагандист), который объясняет Дураку сложившуюся ситуацию с классовой точки зрения и раскрывает ему глаза на четыре категории эксплуататоров (II-V):

II. Жрица. Интеллектуальная элита. Монополия на знание.

III. Императрица, Хозяйка. Экономическая элита; владельцы средств производства. Монополия на богатство.

IV. Император, Правитель. Политическая элита. Монополия на власть.

V. Иерофант, Первосвященник. Духовная элита; церковники. Монополия на идеологию.

VI. Влюблённые. Рабочий-Дурак объединяется с другими рабочими, мужчинами и женщинами, чтобы организованно бороться с властью эксплуататоров и изучать принципы научного коммунизма.

Принципы:

VII. Колесница. На протяжении всей известной истории правящий класс, контролировавший средства производства, эксплуатировал тех, кто был лишён этих средств. Конфликт между угнетателями и угнетёнными является главной движущей силой истории, источником любого развития и причиной всех революций и социальных потрясений. Несознательный и неорганизованный рабочий класс, опущенный до состояния бессловесной скотины, тянет колесницу правителей, которые пользуются отчуждёнными продуктами его труда.

VIII. Сила. …Несмотря на всё вышесказанное, правящий класс на самом деле слаб, хотя он и пытается создать иллюзию своей силы и непобедимости; ведь угнетателей всегда меньше, чем угнетённых. Их власть — это «бумажный тигр».

IX. Отшельник. …В то же время, в ходе революционной борьбы необходимо тщательно соблюдать конспирацию, так как представители правящих классов будут изо всех сил бороться за сохранение своей власти.

X. Колесо. Процесс, который возносит одних и опускает других. Победа революции неизбежна в связи с объективными законами исторического развития. На смену существующей социально-экономической формации обязана придти следующая, остановить развитие неовзможно. Будущее всё равно наступит.

XI. Справедливость. Цель борьбы — равномерное справедливое распределение и равные права для всех.

XII. Повешенный. Достижение этой цели означает полный переворот в области морали и этики, для чего необходимо соответствующим образом изменить сознание. Восприятие экономики, философии и т.д. тоже должно развернуться на 180 градусов. (Так как все старые трактовки, ценности и идеи были созданы эксплуататорами для оправдания своей власти.)

XIII. Смерть. Скелет в доспехах, рубящий королей и крестьян. Бескровная революция (или приход к власти прогрессивных сил без революции) невозможна, так эксплуататоры никогда не уступят своих привилегии без боя.

XIV. Умеренность. Основой нового общества должно стать распределение согласно реальным, разумным потребностям.

XV. Дьявол. Религия создана правящими классами, чтобы удерживать в ярме рабочий класс. Религия — это опиум для народа.

Будущее:

XVI. Башня. Первой фазой построения нового общества будет разрушение — революция сокрушит цитадели старого порядка.

XVII. Звезда. Путеводная звезда — период диктатуры пролетариата и рабочего государства.

XVIII. Луна. Волк и собака воют на Луну, рак пятится назад. В этот период сохраняется угроза контрреволюции и ревизионизма — будут раздаваться голоса, призывающие остановить перемены, вернуться к предыдущему состоянию или договориться с эксплуататорами.

XIX. Солнце. Построение социализма — общества равенства и счастья для всех людей.

XX. Суд. Всемирная революция и окончательная победа над угнетателями.

XXI. Вселенная. Финальная стадия экономического и социального развития человечества наступит в связи с построением коммунизма, что также означает достижение каждой личностью состояния абсолютного классового сознания.

Критика.

Как я уже сказал, начало — очень хорошо. Конец— очень плохо.

Во-первых, образуются ненужные повторы между арканами «Правосудие» и «Умеренность» («Умеренность», тогда уж, будет требованием определённого аскетизма в период борьбы за новое общество); между «Смертью» и «Башней»; между «Дьяволом» и «Луной». Вы согласны? Этого не должно быть, каждый смысл должен быть уникальным и стоять на своём месте.

Во-вторых, вслед за за Сталиным и сталинистской бюрократией автор утверждает возможность построения социализма в отдельно взятой стране. Это абсурд и антимарксизм. Как мы знаем, в этом вопросе Сталин и его преемники блистательно доказали правоту Троцкого. Мировая революция является необходимым условием возникновения социализма. (Я, кстати, не знаю, почему :-D)

А слова про «абсолютное классовое сознание» — это и вовсе какая-то упоротость. Коммунизм — это не конец, это начало; в результате построения коммунизма начинается история человечества в полном смысле слова. Царство свободы наступает после коммунизма.

Так что я бы переделал так. «Солнце» — да, новые люди нового общества. Детство человечества. Первое настоящее детство — первая историческая фаза, которую человечество переживает вместе, как единое целое.

«Суд» — «воскрешение мёртвых». Хотя бы как возможность, в связи с наступлением коммунизма, дать полную и объективную оценку всей предыдущей истории — всей предыстории человечества. Пьеса закончилась и актёры выходят на сцену. Мы знаем, чем всё кончилось, мы знаем, зачем всё было. Все жертвы, наконец-то, окупились. Теперь мы, наконец, можем понять роль и вклад каждого в этот итог — уже без национальных, классовых и прочих предрассудков.

Наконец, «Вселенная» — новое, галактическое человечество, которому, наконец-то, стало тесно в своей колыбели.

…Но там всю вторую половину надо переписывать.