Пять Рыцарей

(автор: gest)

 

Эти тексты идут в пару к текстам про Диалектических Зверей (1 и 2) и представляют собой альтернативную модель генезиса татиб.

За основу был взят «поздний мультиверсум АДнД 2.5» ray_domkrat (с) и концепция прокачки, как я её понял в начале двухтысячных по текстам отечественных любителей AD&D 2.5: «потолка нет, герой, который долго качается, постепенно выходит за рамки смертного и превращается в божество».

Итак, есть две шкалы: Порядок-Хаос, Добро-Зло, где Порядок=Закон (Law). За счёт добавления средней, нейтральной позиции получилась матрица 3х3, образованная взаимодействием пяти вселенских сил — Порядок (Law), Хаос (Chaos), Добро (Good), Зло (Evil) и Равновесие (Balance).

Все знают, что такое Паладин Света, классический паладин, как таковой, который обязан быть лоуфул-гудом по своей моральной ориентации, то есть находиться в одном из углов матрицы три на три. Естественно, напрашивается концепция дополнительных классов, которые будут аналогом паладина, но иметь другую моральную ориентацию, и такое предлагалось много-много раз, с количеством вариантом от двух (паладины и злобные хаотики «антипаладины», blackguards, что ли?) до восьми и даже девяти (по одному аналогу «паладинов» для каждого возможного сочетания осей).

Я взял простую симметричную схему, четыре угла и центр — Паладин Света (LG), Паладин Порядка (LE), Паладин Свободы (CG), Паладин Разрушения (CE) и Паладин Равновесия (NN, True Neutral). Но ещё раз хочу подчеркнуть, речь идёт не о каноническом позднем мультиверсуме АДнД 2.5» и обо всех последующих изданиях с третьего по пятое, а о моём восприятии.

Эта история о пяти рыцарях — пяти персонажах, которые жили в неком условном, но понятном нам мире. Каждый из них посвятил себя служению своему идеалу — и качался, качался, качался, пока окончательно не «расчеловечился» и не превратился в дух-олицетворение соответствующей идеи, «татибы» (от японского 立場 или たちば, tachiba, в значении «идейная позиция, положение, точка зрения» (см.)).

Схема выглядит так:


(Все, кто не связан линиями, смертные враги.)

В одном углу белая татиба (стабильность + для достижения цели хороши не все средства), ей противопоставлена красная (изменение + цель оправдывает средства). На перпендикулярной оси в одном углу синяя татиба (изменение + для достижения цели хороши не все средства), ей противопоставлена жёлтая (стабильность + цель оправдывает средства).

Или так: Law-Chaos задаёт степень доверия институтам, Good-Evil — людям.

Белая татиба доверяет людям и институтам (Lawful Good). В рамках белой татибы считается, что большинство людей стремится к благу. Людям просто не всегда хватает сил для нравственного поведения, поэтому общественные институты должны их в этом поддерживать. Доставшиеся от предков нормы, очевидным образом, полезны. Белая татиба — это вот так:

«Идея «удерживающего» многообразна и многозначна, не сводясь только к определенной системе власти, и к лицу монарха. В некотором смысле, «удерживающим» может считаться все то, что проникнуто Божиим благословением и что препятствует развитию «мистерии аномии» и пришествию вслед за ней антихристова порядка. На одном уровне это может быть геополитический субъект, на другом, государственное установление, на третьем — добрый и благочестивый обычай. Однако общий знаменатель всех форм и видов «удерживающего» один. «Сдерживание» антихриста не есть самоцель. Это средство для осуществления другой, стократ важнейшей миссии, спасения человеческих душ. Там, где царит истинный, затронутый благодатью порядок, где не разрушена, по выражению архимандрита Константина (Зайцева) «аппаратура спасения», там большее число людей имеет шанс уберечь свою душу, спасти ее от растления антихристом. Там, где существует защищенный от аномии социум, в котором люди поддерживают посредством социальных связей благочестие друг у друге, там путь человека к Богу надежно огражден от насильственного прерывания».

[Проблема в том, что у каждого народа своя этническая традиция и свои представления о благочестии. Кто такой Бог, к которому мы идём, сколько их вообще, и не является ли он женщиной? Я читал книгу, где было написано примерно следующее: надо восстановить древний традиционный порядок и вернуть матриархат, что позволит нам, за счёт укрепления социальных связей между людьми, придти к Богине и этим оградить цепочку своих перерождений от насильственного прерывания. Для меня эта та же белая татиба, просто другая белая.]

Пять рыцарей-татиб

(с) arishai

Жёлтая татиба доверяет институтам, но не людям (Lawful Evil). Армия, суды, тюрьмы, министерства, школы, законы — это всё хорошо. Проблема в людях, ибо они, в массе своей, глупые, подлые, злые, трусливые, вороватые и ненадёжные. Чтобы заставить их приносить пользу обществу, необходим жёсткий внешний контроль, постоянный надзор и суровые наказания за любую ошибку. «Установления просты, и их всего три: слепая вера в непогрешимость законов, беспрекословное оным повиновение, а также неусыпное наблюдение каждого за всеми!» 90 процентов контингента — это обезьяны, из которых придётся делать людей мичуринскими методами (=массовые расстрелы и децимации). 9 процентов — порождения хаоса, которые первым делом попытаются сознательно на*бать начальство (неисправимы, использовать высшую меру социальной защиты). 1 процент — люди, мать его, будущего.

Синяя татиба доверяет людям, но не институтам (Chaotic Good). То есть, люди, в принципе, хорошие, люди способны осознать свои рациональные интересы и договориться. Институты, скажем так, бывают плохими. Тогда от них надо избавляться. Справедливость выше закона, неподчинение дурному закону — добродетель, солдат не обязан выполнять аморальный приказ (а глупые приказы аморальны). Человек имеет право на протест, а если его права попраны, то даже на мятеж. «Дерево свободы надо время от времени поливать кровью тиранов и патриотов«.

Красная татиба (Chaotic Evil) не доверяет ни людям, ни институтам. Существующие социальные институты классового общества — зло, а люди насквозь пропитаны этим злом (бытие определяет сознание). Приходится творить добро из зла, потому что больше не из чего. А добро это «нравственно то, что служит делу мировой революции«.

Чёрная татиба (True Neutral) находится в центре и отвечает за баланс между этими позициями.

И она всегда в центре, по своей природе. Допустим, мы решили добавить к классической ДнДшной схеме ещё одну ось, ну там Прогресс — Стагнация, как у fortunatus‘а. Проекция этой оси ляжет на схему так, что Стагнация окажется между белой и жёлтой (но ближе к белой), а Прогресс — между синей и красной (но ближе к красной). А где будет чёрная? «Мы за Прогресс или Стагнацию?» — «А мы продаём или покупаем?» Чёрная всё равно в центре, потому что Невидимая Рука Рынка будет каждый раз определять текущее соотношение между Прогрессом и Стагнацией.

В принципе, каждый из углов моей схемы выражает свою собственную идею развития:

Белая — Восстановление, Реставрация. Мы утратили что-то хорошее, может быть, даже полностью забыли что-то важное; но мы это восстановим, воспроизведём, вернёмся к старому доброму порядку на новом витке.

Красная (анти-белая) — Уничтожение, Отмена. «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем», «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…». Старый мир должен быть полностью уничтожен очистительным огнём. Хороший человек — это тот, кто отрицает старую мораль. А всех плохих людей мы ликвидируем. Как класс.

Жёлтая — Экспансия, Захват (экстенсивное развитие). Захватить власть в партии, захватить власть в государстве, захватить соседнее государство. «Когда у капитана Шарки есть лодка, он может захватить рыболовное судно; когда у него есть рыболов, он может захватить бригантину, с бригантиной он захватит трехмачтовый барк, а с барком он заполучит полностью оснащенный боевой корабль«. Суть от этого не меняется.

Синяя (анти-жёлтая) — Перестройка, Трансформация (интенсивное развитие). Смена власти, реформы, эмансипация, демократизация и т.д. «Метаморфозъ, жаждем метаморфозъ!»

Чёрная олицетворяет переход между этими понятиями, от одного типа развития к другому.