Библейский час: пророк Даниил

[автор: gest]

Я испытываю определённую слабость к политическим сюжетам из Ветхого завета. Не к богословски-философским, и не к историческим, а именно к политическим. В детстве моей любимой библейской историей была история Иосифа (из приложения к «Весёлым картинкам» и мультсериала «Суперкнига» — «Суперкнига! Лучшая книга!»).

И мне никогда не нравилась существующая в христианстве традиция трактовать такие сюжеты аллегорически — дескать, Есфирь это праведники, или Церковь, или ещё что-то. Нет, давайте сначала рассмотрим сюжет, как есть, а потом уже будет из него всякие смыслы доставать.

Да, народ, сочинявший эти истории, вложил в них свою мечту. Самая большая еврейская мечта — это сделать карьеру при дворе какого-нибудь могущественного гоя и стать его правой рукой и заместителем, как Иосиф при фараоне или Мардохей при Артаксерксе. Женский вариант большой мечты — любимая наложница Самого Главного Гойского Мужика, как Есфирь у Артаксеркса или Сара у фараона.

«И сошел Аврам в Египет, пожить там…
Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом;
и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых;
скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя.
И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая;
увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов.
И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды».

Мудрость веков живёт в этих строчках. (И да, у меня нет поста про Артаксеркса и Есфирь, хотя я когда-то хотел его написать.)

Заканчивая с этим ненужным вступлением, я хотел освежить памяти историю пророка Даниила.

Вавилонскому царю Навуходоносору, типичному азитаскому деспоту, снится загадочный сон. Придворные мудрецы не могут истолковать этот сон, прежде всего потому, что царь не способен его вспомнить и подробно описать. Но взбесившийся Навуходоносор кричит, что любой дурак способен истолковать сон, пересказанный на словах, и что если никто не сможет объяснить царю, что именно ему приснилось, он их всех казнит, как никчёмных шарлатанов.

Дальше появляется наш герой, Даниил, который знает, что именно приснилось царю, и способен это правильно истолковать. Так. Кто такой Даниил?

«В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его.
И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего.
И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел
отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому.
(…) И велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя. (…)
И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны.
По окончании тех дней, когда царь приказал представить их, начальник евнухов представил их Навуходоносору.
И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем.
И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его».

Скорее всего, Даниил и его друзья стали царскими евнухами. (В западной сети была целая дискуссия на этот счёт, косвенные свидетельства позволяют считать Даниила придворным евнухом.)

Даниил описывает сон Навуходоносора, знаменитый «колосс на глиняных ногах»:

«Ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего? и Открывающий тайны показал тебе то, что будет.
А мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих, но для того, чтобы открыто было царю разумение и чтобы ты узнал помышления сердца твоего.
Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его.
У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные,
голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.
Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их.
Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.
Вот сон! Скажем пред царем и значение его».

«Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу,
и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты — это золотая голова!
После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею.
А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать.
А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною.
И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое.
А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною.
И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно,
так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!
Тогда царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу, и велел принести ему дары и благовонные курения.
И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!
Тогда возвысил царь Даниила и дал ему много больших подарков, и поставил его над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими.
Но Даниил просил царя, и он поставил Седраха, Мисаха и Авденаго над делами страны Вавилонской, а Даниил остался при дворе царя».

Традиционная историческая точка зрения состоит в том, что пророчество Даниила было записано во 2 веке нашей эры, когда основные «предсказанные» события уже сбылись — кроме, естественно, прихода Царства Божия, царства Мессии.

Традиционное христианское богословие трактует эти периоды так. Золото — Вавилон, серебро — Персия, медь — завоевания Александра Македонского и эллинистические царства его последователей и их потомков. Железо — Римская империя, с которой начинается отсчёт последних времён, потому что более великой империи уже не будет вплоть до Второго пришествия. (Автор текста, живший через века после Даниила, вполне мог застать рассвет римского величия во времена республики.) При желании, две отдельные железные ноги могут трактоваться, как разделение Римской империи на Западную и Восточную, вместе с соответствующей церковной традицией. «Царство разделённое», пальцы ног, где глина смешивается с железом — это многочисленные государства-обрубки последних времён, возводящие себя к великим империям прошлого, но не способные завоевать друг друга и восстановить империю. Короче, это современные государства.

Существует альтернативная точка зрения, по которой пророчество уже полностью реализовалось — пальцы ног символизируют вырождение античного эллинистического пространства, а камень — приход Христа.

Есть интересная и вполне логичная современная версия, согласно которой ассоциация «железо = Рим» ошибочна. Навуходоносор правил в Вавилоне, и его интересовали события, которые будут происходить на территории его империи. «Ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего? и Открывающий тайны показал тебе то, что будет«. Плевать царю было на Европу и европейские разборки, чисто по логике сюжета. Персидская империя Ахеменидов? Да. Завоевания Александра Македонского, Селевкиды, Парфия? Да. Держава Сасанидов? Да. А потом исламское завоевание, сокрушающее всё на своём пути, халифат, Османская империя. И как итог — отдельные мусульманские государства, фрагменты былого целого, «персты ног», где железо (изначальный ислам, арабское влияние) смешано с глиной, но не слилось с глиной.

В принципе, это даже можно увязать с традиционной богословской точкой зрения. Уж если Россия могла претендовать на ханский титул по факту завоевания Иваном Грозным мусульманской Казани, то турки получили корону Восточной Римской империи по факту взятия христианского Константинополя. После этого Османская империя и есть вторая железная нога истукана.

Когда Тютчев писал:

Москва, и град Петров, и Константинов град –
Вот царства русского заветные столицы…
Но где предел ему? и где его границы –
На север, на восток, на юг и на закат?
Грядущим временам судьбы их обличат…

Семь внутренних морей и семь великих рек…
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная…
Вот царство русское… и не прейдёт вовек,
Как то провидел Дух и Даниил предрек.

…он возносил Россию до статуса нерукотворной пятой державы, царства Божия. Но во-первых, ни одно земное царство не может претендовать на эту роль, по определению, державы создаются людьми, а «камень отторгнут был от горы не руками«. А во-вторых, «на чужой каравай рот не разевай», Россия так и не сумела освободить Константинополь, по всем известным причинам. Значит, Россия даже не нога, она не более чем один из пальцев ноги.

Лично для меня сон Навоходоносора — это метафора судьбы сложных социальных структур, как таковых, а не перечисление конкретных государств и династий. Каждая великая держава на пике кажется непобедимой. Но за золотом всегда идёт серебро, за серебром медь (см. «упадок асабии«). Дробящее и сокрушающее железо оборачивается ступнями и пальцами ног, «разделённым царством», частью крепким, а частью — хрупким. Внешнее воздействие, стихийное и непредсказуемое, подводит итог затяжного системного кризиса.

Думал ли Сталин [в 1946 г.] о том, что его СССР — это Австро-Венгрия за 45 лет до окончательного развала, где-нибудь так в 1873 году? А стоило вспомнить семинарские уроки, «Книгу пророка Даниила», и задуматься.

Мы остановились на том, что Навуходоносору понравилось описание собственного сна и толкование Даниила:

Тогда возвысил царь Даниила и дал ему много больших подарков, и поставил его над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими.
Но Даниил просил царя, и он поставил Седраха, Мисаха и Авденаго над делами страны Вавилонской, а Даниил остался при дворе царя».

Но дальше выясняется, что Навуходоносор ничего не понял, кроме того, что ему приснился гигантский идол, а это значит, что «ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу… Ты — это золотая голова!». И это пророческое видение надо отметить подобающим образом:

«Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской.
И послал царь Навуходоносор собрать сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей, чтобы они пришли на торжественное открытие истукана, которого поставил царь Навуходоносор.
И собрались сатрапы, наместники, военачальники, верховные судьи, казнохранители, законоведцы, блюстители суда и все областные правители на открытие истукана, которого Навуходоносор царь поставил, и стали перед истуканом, которого воздвиг Навуходоносор.
Тогда глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы, племена и языки:
в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор.
А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем.
Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий, то пали все народы, племена и языки, и поклонились золотому истукану, которого поставил Навуходоносор царь».

(Очевидно, там рядом была огромная печь, чтобы сжигать жертвоприношения и услаждать ноздри идола дымом.)

1. Эта история продолжает вавилонскую тему прообразов Антихриста. Первым был Нимрод, который в еврейских легендах ассоциировался со строителем Вавилонской башни:

Антихрист… уподобится древнему Нимроду: объединит человечество и заставит его поклоняться себе:

«К такому дерзкому ослушанию относительно Господа Бога побудил их Немврод (Нимрод), внук Хама, сына Ноева, человек отважный и отличавшийся огромною физическою силою. Он убедил их не приписывать своего благоденствия Господу Богу, а считать причиною своего благополучия собственную свою доблесть. Спустя немного времени Немврод стал домогаться верховной власти, будучи убежден, что люди только в том случае перестанут бояться Бога и отпадут от Него, если согласятся жить под властною защитою его, Немврода. При этом он хвастливо заявлял, что защитит их от Господа Бога, если бы Тот вновь захотел наслать на землю потоп. Он советовал им построить башню более высокую, чем насколько могла бы подняться вода, и тем отомстить за гибель предков».

Навуходоносор приказывает построить гигантский истукан, представляющий царя, как земного бога, олицетворяющий его власть и его державу. Каждый должен поклониться идолу или стать жертвой идола. Навуходоносор здесь выступает в качестве предтечи Зверя и его лжепророка из «Откровения» Иоанна Богослова:

«И дано было ему [Зверю] вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.
И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.
(…)
И дано ему [лжепророку] было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.
И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,
и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его».

2. Но трое отроков, товарищи Даниила, занявшие благодаря его мудрости важные административные посты в аппарате Вавилонской империи, отказываются поклониться земному богу, потому что хранят верность Богу небесному.

«Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю.
Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь?
Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?
И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это.
Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит.
Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся.
Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее,
и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем».

Ангел Божий спас трёх отроков от пламени и они остались невредимы, после чего царь проникся и ещё больше их возвысил. То же самое в кратком пересказе Иосифа Флавия:

«Царь соорудил огромную золотую статую в шестьдесят локтей в вышину и шесть в ширину и поставил ее на большой вавилонской равнине. Желая освятить статую, он пригласил на это торжество со всех своих владений знатнейших людей и повелел им при первом трубном сигнале пасть ниц и преклониться перед статуей; тем же, кто бы вздумал ослушаться, он угрожал, что бросит их в огонь раскаленной печи. И вот все при знаке трубы пали ниц и преклонились перед статуей, тогда как товарищи Даниила отказались сделать это, указывая на нежелание свое преступить родные законопостановления. Их немедленно обвинили и тотчас ввергли в огонь; но здесь они спаслись благодаря заботливости Господней и чудесным образом избегли смерти. Дело в том, что пламя не коснулось их, полагаю, оттого не коснулось, что они без всякой вины были ввергнуты в огонь, который оказался бессильным по отношению к ним, так как Господь Бог настолько укрепил тела их, что они стали нечувствительными к огню. Это обстоятельство доказало царю их правоту и то, что они богоугодны, а потому он после этого оказывал им всегда всякие почести».

Политический аспект этого сюжета следующий. Сила евреев в том, что они не разделяют национальный миф страны проживания. Государственные големы не имеют над ними власти: плевать евреи хотели на местных царьков и божков, они поклоняются Богу, Который Сотворил Вселенную. И именно поэтому местная Власть, в конечном счёте, начинает проявлять интерес к евреям, у которых есть столь серьёзная крыша. У Власти ведь нет причин уважать собственных подданных, готовых ползать на брюхе по свистку. Это скот, которому нужны надсмотрщики, и те же евреи вполне способны претендовать на эту роль. Свобода от мифа даёт им конкурентное преимущество.

Конечно, иногда за это могут бросить в топку. Но в долговременной перспективе такая позиция всё равно окупится, не может не окупиться.

После всех этих событий Бог наказал Навуходоносора и превратил в безумца, который бегал на четвереньках и ел траву. «И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!»

Даниил в подобной ситуации мог посоветовать только следующее: «Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой«.

Вот знаменитая картина Уильяма Блейка, изображающая обезумевшего Навуходоносора:

Nebuchadnezzar 1795-c. 1805 William Blake 1757-1827 Presented by W. Graham Robertson 1939 http://www.tate.org.uk/art/work/N05059

Как сообщает Википедия, существовала легенда про еврейского мудреца, который вылечил вавилонского царя от безумия, но речь там шла о преемнике Навуходоносора. В Библии этот сюжет отдали самому Навуходоносору, в качестве наказания за гордыню. Вообще, все цари от Навуходоносора до Валтасара (сына и сопротивителя последнего царя, Набонида) слились в один образ, а Валтасар превратился в сына Навуходоносора.

О Валтасаре:

Валтасар, как и положенно Валтасару, пирует и угощает гостей вином из священных сосудов, захваченных в Храме Соломона войсками Навуходоносора. И тут на стене пиршественной залы проступают огненные письмена, будто бы начертанные гигантской рукой. Никто не может понять, что означает это знамение. Тогда посылают за Даниилом, который на протяжении десятков лет служил при дворе «главой тайновидцев и гадателей».  (Вавилонское имя Даниила — Валтасар, так что он был тёзкой царя.)

«Тогда отвечал Даниил, и сказал царю: дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему.

Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу.
Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал.
Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей,
и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет.

И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это,
но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил.
За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание.
И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин.
Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему;
Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким;
Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.

Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве.
В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит,
и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет».

Вот что такое крутость. Эталон крутости. Ветхозаветное оmae wa mou shindeiru — «ты уже мёртв». Измерен, взвешен, уничтожен. Месть — это блюдо, которое следует подавать холодным. Да, сюжет наводит на мысль, что Даниил имел отношение к огненным буквам (он же не сказал, что их Бог написал; он сказал, что Бог послал руку, которая их написала), и что Даниил давно уже работал на Дария, чем объясняется внезапность крушения старого режима. Дарий по итогам назначил Даниила одним из трёх своих заместителей, так что это всё очень подозрительно.