Шапка Мономаха

[автор: gest]

 

Радиоактивная корона

Продолжаем тему национальной символики.

Я копнул глубже, чем ожидал, и это круто.

Я решил почитать о том, какие у нас есть легенды о происхождении и значении шапки Мономаха. И я не прогадал. Согласно русским легендам и сказаниям, венец русских царей — это корона вавилонского царя Навуходоносора.

«Сказание о Вавилоне — центральное произведение цикла сказаний о Вавилонском царстве, в который входят притчи о Навуходоносоре и его сыне Василии Навуходоносоровиче, об Артаксерксе, о Немвроде и Иоанне, представляющие собой легендарную генеалогию вавилонских царей, сказания о царице Южской (Мадкодушке), легенды о сооружении вокруг Вавилона юнаками глиняного змея (что послужило причиной запустения города), сказания о царских венцах (о великом киевском князе Владимире Мономахе, получении им в дар от греческого царя «шапочки Мономаха» и о прозвании его Мономахом); большинство произведений этого цикла встречается и как самостоятельные памятники. Цикл сказаний о Вавилонском царстве представлен многочисленными списками кон. XV—XX вв. Популярность произведений этого цикла вызвана устойчивым (как показал С. Н. Чернов, длившимся в течение пяти веков) интересом широких слоев населения к вопросам происхождения и законности передачи символов царской власти».

Я опираюсь на статью И. Н. Жданова «Повести о Вавилоне и «Сказание о князьях владимирских»» (Журнал министерства народного просвещения, вып. 276, 1891 г.) и статью проф. А.Н. Веселовского «Отрывки византийского эпоса в русском. Повесть о вавилонском царстве» (Славянский сборник, том 3, 1876 г.). Слава богу, всё это нашлось в сети. Веселовский постарался собрать из разных списков самую полную версию сказания, а разночтения указать в скобках и примечаниях. При этом, он считал, что всё это не более чем перевод и пересказ отрывка из пока ещё не найденного византийского эпоса, который, в свою очередь, мог включать в себя более древние «иранско-семитские» элементы. Такие взгляды были типичны для 19 века: русские ничего не могли придумать сами, они только заимствовали сюжеты у более развитых народов, а те, в свою очередь, заимствовали сюжеты откуда-то ещё. Но нет, судя по всему, никаких византийских аналогов не существовало. Вавилонская легенда была создана воображением отечественных авторов.

Центральным ядром легенды (см., напр., Владимир Соловьёв, «Византинизм и Россия») является история о том, как византийский император Лев («в крещении — Василий») послал трёх сталкеров в зону отчуждения вокруг руин древнего Вавилона.

Византийский император организует исследовательскую экспедицию в Вавилонскую пустошь. Сам он, вместе с войском, становится лагерем на безопасном расстоянии от места, где когда-то находился город. Вперёд посылают трёх разведчиков, трёх приключенцев — мага, воина и вора. Вернее, грека, русского и грузина. («Обежанин» — это скорее абхазец, но русские их тогда от грузин не отличали.) В общем, это были представители трёх главных православных народов.

Окрестности Вавилона — это густые заросли, почти полностью скрывшие следы былой человеческой деятельности. В этих зарослях водилось огромное количество опасных змей и прочих гадов, вплоть до рептилий, излучающих холод. (Видимо, это были саламандры средневековых бестиариев, существа настолько холодные, что от их прикосновения гаснет огонь.) Центр зоны, где находилась бывшая столица, был окружён живой чешуйчатой стеной, гигантской змеёй-мутантом, положившей голову себе на хвост. К счастью для наших героев, змея спала. Через её тело был переброшен деревянный мостик с подробной инструкцией на трёх языках — греческом, русском и грузинском. Ибо так было предначертано, что пройти в город смогут только те, кто знает все три языка.

Внутри города разведчики обнаружили целую, но совершенно пустую православную церковь с могилами трёх отроков, брошенных в огненную печь. На одном из саркофагов стоял драгоценный кубок, наполненный благоуханной жидкостью (Чаша Грааля?). Естественно, все трое тут же приложились к этому кубку, тем более, что уровень жидкости в нём не уменьшался, и им стало хорошо и весело. Они попытались стащить кубок для императора, но духи (бесплотные голоса) запретили им это делать. Разведчики разбили лагерь в церкви и начали исследовать центр города. Им удалось обнаружить место, где находился дворец, проникнуть во внутренние помещения и отыскать царскую сокровищницу. Все вещи были настолько ветхими, что рассыпались от одного прикосновения, но им удалось найти два драгоценных венца — корону Навуходоносора, позже известную, как шапка Мономаха, и корону его царицы. И они набили сумки всяким прочим лутом — монетами, драгоценными камнями, золотой утварью так далее. На обратном пути из города, когда они снова переходили по деревянному мостку, идущий последним грузин споткнулся и случайно разбудил гигантскую змею. (В этот момент сердце читателя начинает бешено колотиться, пошёл старорусский саспенс.) Змея стала реветь так, что в императорском лагере многие померли, но разведчики почти не пострадали — видимо, оказались в мёртвой зоне. Разведчики вернулись в главный лагерь и обнаружили, что он пуст (саспенс, саспенс!). Впрочем, они сразу догадались, что император приказал переместить лагерь, потому что прежнее безопасное расстояние оказалось небезопасным.

Трое храбрецов всё-таки нашли дорогу обратно к императору Льву-Василию и принесли ему царский венец Навуходоносора. Император разрешил им оставить себе всю остальную добычу и даже доплатил сверх того. (За образцовое выполнение квеста.) А венец стал драгоценной реликвией византийских императоров, и от них уже попал на Русь.

Слово о Вавилоне«, один из вариантов этого текста.)

Этот сюжет кончается тем, что после изучения руин Вавилона император намеревался послать экспедицию в Индию (чтобы два раза не ходить), но по итогам всей этой истории проникся православным духом, и по совету «критского царя Давида» нацелил ресурсы империи на борьбу с «северными иноверцами, врагами христиан».

В другом варианте на Льва-Василия напал киевский князь Владимир, и византийский император, не будь дураком, откупился от него найденными в Вавилоне царскими регалиями.


И потому корона русских царей — это корона Навуходоносора.

Отличная история, правда? Мёртвый город, в окрестностях которого не осталось ни одного человеческого поселения. Приключенцы, пытающиеся проникнуть в центр аномалии, чтобы принести оттуда драгоценную корону. Император, посмотревший на эту корону и решивший, что не будет носить её на голове, а лучше подарит её тем, кого не жалко (русским варварам). Я думаю, все любители фэнтези сейчас согласились с византийским императором. И да, речь об истоках нашей государственности.

 

Найдёныш, воспитанный совой и козой

Но на самом деле, всё ещё круче, потому что в некоторых списках у этой истории была своя предыстория, рассказ о царе Навуходоносоре и гибели Вавилона.

Жил да был вавилонский царь, который боялся людей с красным пятном на лбу и изгонял их из города. Объяснялось это тем, что они заразны, и что это единственный способ предотвратить моровое поветрие. При этом, люди от красного пятна не умирали, так что причина, очевидно, была не в чуме, как таковой. (Знаете, как обычно бывает в сказках? «Твой трон достанется человеку с красным пятном на лбу, и через него придёт гибель твоему городу». Но даже если такое пророчество существовало, царь ни с кем им не делился.) Из города изгнали достаточно большое число людей, но тут царь умер, не оставив наследников. Закон, смысла которого никто не понимал, отменили, и изгнанники стали возвращаться город. За это время многие умерли на чужбине, другие родились в изгнании. И вот одна такая группа «меченых» шла обратно в Вавилон, когда вдруг они увидели на сосне сову, под сосной козу, а рядом с козой — маленького голого мальчика. Видимо, он тоже был «меченый», и люди решили, что родители отреклись от него или сами были изгнанниками и умерли. (А на самом деле, это был примарх 11 легиона, привет любителям Вархаммера 40000 — Г.Н.) Они взяли мальчика с собой в Вавилон и назвали его Навуходоносор, по имени совы и козы. Серьёзно.

Прошло несколько лет. Вавилон спокойно существовал без царя, жители управляли сами собой, все городские службы работали. И всё-таки это было как-то неправильно, непривычно. Да к тому же, я думаю, отсутствие царя сильно затрудняло дипломатические отношения с соседними монархиями. Но в городе было очень много знатных и богатых людей, и не было никого, кто очевидно превосходил бы знатностью и достоинствами всех прочих. Поэтому решили выбирать царя по приметам, гаданием. Знамение — вскипевшее благовонное масло в сосуде — указало на Навуходоносора, которому тогда было около шести лет. Он и стал новым царём, удивляя всех своей недетской мудростью и силой духа.

Во время своего правления Навуходоносор затеял масштабную реконструкцию города, практически построив Вавилон заново. Здесь я вижу влияние «Иудейских древностей» Иосифа Флавия:

«Навуходоносор… занялся щедрым украшением из военной добычи святилища Ваала и прочих храмов; он также обновил древний город, доказав ему свое расположение тем, что расширил его новыми зданиями, а чтобы врагам, в случае осады, невозможно было отвести русло реки, окружил город двумя цепями стен, по три внутри и по стольку же извне. Одну из этих стен он соорудил из кирпичей и асфальта, а другие из одного кирпича. Укрепив столь подобающим образом город стенами и украсив их богатыми воротами, царь приступил к сооружению нового дворца… было бы лишним описывать устройство этого нового здания и вообще все его богатое убранство; скажем лишь, что оно было огромно и замечательно и было воздвигнуто в пятнадцать дней. При своем дворце он велел соорудить каменные возвышения, совершенно похожие по виду на горы, обсадил их всевозможными деревьями и устроил так называемый висячий сад, вследствие желания жены его, происходившей из Мидии, иметь такую вещь, к которой она привыкла у себя на родине».

И в своём новом городе Навуходоносор стал насаждать новую религию, культ Змея. Изображения змей были теперь повсюду — на государственых флагах, на парадных одеждах, на домах, на столовой утвари. Для себя царь изготовил волшебное оружие, «меч-самосек», получивший имя Аспид-Змей. В некоторых версиях предания Навуходоносор мог даже оживлять изображения змей и заставлять их жалить его врагов. [При желании, тут можно увидеть связь с апокрифическими «Деяниями апостола Филиппа», который принял мученическую смерть в городе змеепоклонников, где царила Ехидна, женщина-змея.]

В новой внешней стене города (которая, возможно, был облицована кирпичом, напоминавшем о чешуе) Навуходоносор приказал сделать главные ворота в виде головы огромного змея с распахнутой пастью. По бокам от прохода находились прикрытые медными решётками жаровни, которые можно было раздувать кузнечными мехами, заставляя пасть змея «выдыхать» пламя и искры. Когда в город приезжало очередное посольство от соседей, воины Навуходоносора били в барабаны и дули в трубы, а змей извергал пламя, и все послы должны были идти сквозь его пасть, между огнями. К встрече с царём гости подходили уже подготовленными, опалёнными и понимающими, что они никто и звать их никак.

Распахнутая огнедышащая пасть — это классический христианский символ ада. Заодно тут можно найти связь с историей Михаила Черниговского, который, прибыв по вызову хана в Орду, отказался проходить между кострами и кланяться местным божкам, за что и принял мученическую смерть.

«И вот дошли они до того места, где были сложены горящие костры по обеим сторонам пути. И все поганые проходили через огонь и кланялись солнцу и идолам. Волхвы также хотели провести Михаила и Феодора через огонь. Михаил же и Феодор сказали им: «Не подобает христианам проходить через огонь и поклоняться ему, как вы поклоняетесь. Такова вера христианская: не велит поклоняться ничему сотворенному, а велит поклоняться только Отцу и Сыну и Святому Духу». Михаил же сказал Феодору: «Нельзя нам поклоняться тому, чему они поклоняются»».

Это, в свою очередь, возвращает нас к отрокам, отказавшимся кланяться золотому истукану, и замыкает вавилонскую тему.

Существование этого змеиного гнезда в какой-то момент настолько опротивело всем соседним народам, что они собрали огромную коалицию и пошли войной на Вавилон. Полководцы царя, включая его родного сына, царевича Василия Навуходоносоровича (Василий Навуходоносорович! Лучший герой русских сказок!), храбро сражались, причиняя врагам значительные потери, но силы были неравны. В ходе дерзких контратак вавилонцам даже удалось захватить в плен нескольких предводителей вражеского войска, которых они отослали в Вавилон, царю, чтобы он мог потребовать за них выкуп или использовать в качестве разменной карты на переговорах. Но Навуходоносор просто приказал распять всех высокопоставленных пленников у городских стен. Ненависть к Вавилону после этого только возросла, и войска врагов опять пошли на приступ.

Тогда немолодой уже царь облачился в свои парадные доспехи, выехал из города и использовал по вражеской армии меч Аспид. Сотни тысяч человек умерли, Вавилон победил.

Шли годы. Когда Навуходоносор окончательно состарился, он приказал замуровать Аспид в стену и больше никогда его не использовать. После смерти Навуходоносора власть перешла к его сыну, Василию, который, таким образом, отождествляется с библейским Валтасаром.

В правление Василия враги опять напали на Вавилон. Сановники стали требовать, чтобы царь достал Аспид и защитил город. Василий попытался сослаться на волю отца, но сановники убедили его, что другого выхода нет, и что от одного раза греха не будет, а потом они снова спрячут Аспид в тайнике, уже навсегда. Василий взял Аспид, выехал за ворота, и применил волшебный меч. Да так удачно, что Аспид уничтожил царя Василия Навуходоносоровича, а вместе с ним и всю вавилонскую армию. Потому что оружие массового поражения — это не игрушка, и следовало сначала прочесть инструкцию, если она там вообще была. В тот же момент все изображения змей в городе ожили и стали пожирать жителей, а внешняя стена Вавилона с воротами-пастью сама превратилась в гигантского змея. Армия вторжения развернулись и бросилась бежать из этого проклятого места. Так погиб великий город Вавилон, превратившись в радиоактивные руины, населённые мутантами.

Шли долгие века, пока наконец туда не проникли три посланца византийского императора….

Проклятый город змеепоклонников. Уничтоженный магическим оружием массового поражения. После чего людей в окрестностях не осталось, там теперь живут только гады ползучие. И в центре всего этого находилась драгоценная корона, которую приключенцы добыли и принесли императору. А император подумал и подарил её русским, и с тех пор это корона русских князей и царей!

С точки зрения наших собственных легенд, основа нашей государственности — это не Рим, это Вавилон Навуходоносора. Поэтому я и хотел вам напомнить, кем был Навуходоносор: «кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному…«. Отличный образец для подражания.


Сам царский венец, по преданию, был сотворён (или просто появился) в тот самый момент, когда Навуходоносор бросил вызов Небу, поставив на поле Деире гигантского золотого истукана и приказав всем людям под страхом смерти ему поклоняться. Я уже писал о том, что это делает Навуходоносора одним из предтеч Антихриста. Шапка Мономаха в нашей легенде — осколок времён, когда царь был живым богом, времён, с которыми покончил сам Бог. На смену «золотой голове» Навуходоносра пришло серебро великих правителей, на смену им — медь царей-полководцев, а их сменило безжалостное железо государственного аппарата, которое будет смешиваться с народной глиной, но не исчезнет, пока не будет сокрушено нерукотворной силой.

В нашей легенде Навуходоносор — это пророк культа Змея, пришелец из ниоткуда, который, возможно, сам был змеёнышем-рептилоидом. Учитывая фиксацию царя на змеях, даже его золотой истукан (а он упоминается в легенде, см. выше) скорее всего, изображал не человека, а нечто рептилоидное, привет Роберту Говарду. «Знай, о Кулл, что не всегда людьми правили люди…»

Вот что такое шапка Мономаха.

 

Царь-девица

Дальнейшее развитие сюжета выглядело так.

В сказании о Феодоре Борме набожный грек Феодор отправляется из Константинополя в Вавилон, чтобы добыть царскую корону и спасти империю в её самый трудный час. Вавилон традиционно населён змеями, тут ничего необычного. В Вавилоне есть православная церковь, в церкви сидит девушка, благодаря которой Фёдор добывает царский венец. Девушка дарит Феодору православный ковёр-самолёт (полотно, на котором вышиты лики святых), и Феодор летит обратно в Константинополь. Но он опоздал, город захвачен турками. Тогда Феодор летит на север и находит Ивана Грозного в момент взятия Казани (между падением Константинополя и взятием Казани прошло сто лет, но кого это волнует?). Грозному Феодор Борма и вручает вавилонский царский венец, шапку Мономаха. Происходит этакий неравновесный обмен — захват христианами мусульманского города компенсирует историческую победу мусульман над православием.

С этого момента Казань плотно вплетается в сюжет. Во-первых, потому что согласно распространённому мнению, царский титул на Руси пошёл от Казани. А во-вторых, Казань и есть змеиный город. Вернее, так: сверху мусульманский слой, а под ним — змеиный, где Зилант.

«Историческим символом Казани является мифическое драконоподобное существо Зилант, часто упоминаемое в легендах. Например, когда многочисленные змеи и рептилии сильно мешали развитию города, охотники отправились на поиски Царя змей и победили его, по другой версии, жители города откупились от гигантского змея золотом, после чего все змеи покинули город. Другая легенда утверждает, что гигантский драконоподобный змей всегда сторожил ханские сокровища, и что он и по сей день охраняет спрятанные перед захватом города богатства в потаённых пещерах».

«После того, как построили крепость, народ стал сильно бояться собираться в крепости, а это потому, что в этих местах повсюду точно копны лежали кучами змеи. По берегам озер, в местности Суконной слободы, были болота и камыши, в которых очень много было диких кабанов, почему и озеро прозвано было Кабаном. По берегам реки Казанки были змеи, настоящие драконы, толстые как бревна. По ним произошло и название Зилантов (жылан тауы, т.е. змеиная гора). До гор Адмиралтейских (биш балта, т.е. пять топоров), изобиловавших тогда ягодами, т.е. до нашей Ягодной слободы, как на Зилантове, так и в норах у него, было много крылатых драконов, что и отмечено в гербе Казанской губернии изображением дракона-змеи. Из-за множества змей и дано название Зилантов. Затем хан, строивший Казань, собрал своих визирей и устроил с ними совещание, каким-бы образом истребить этих змеи. Пол конец решили так: туда, где лежат змеи, натаскать соломы и зажечь. Конечно, в то время спичек еще не было. Нашли одного проворного юношу и, посадив его на лошадь, послали тула, где была наложена солома. Юноша подъехал и, сидя верхом на лошади, высек огонь огнивом, зажегши огонь, бросил в солому.

Когда солома загорелась, одна большая змея, взяв в зубы свой хвост, как кольцо подкатилась сзади юноши и нанося удары, вместе с лошадью и одеждою погубила его. Когда солома загорелась, много змей погибло, а оставшиеся в живых заползи под землю и скрылись в норах, но и их истребили огнем от пороха. Когда змеи были истреблены и окрестности города стали для людей безопасны, народ стал собираться и населить город».

…И я там был, и лик змеедевы на здании вокзала видел:


(Только не надо мне говорить, что это изображение символизирует обычную татарскую девушку.)

И наконец, вавилонская тема заканчивается сказкой о Борме Ярыжке, поздним и книжным сюжетом, представляющим собой нечто вроде пьяного пересказа Одиссеи с элементами народных историй о Лихе Одноглазом и переводных лубочных книжек. «Ярыжка» — это значит пьяница, забулдыга, и именно ему, циничному пьянице, поручают привезти шапку Мономаха из Вавилона, змеиного города. «Царь Вавилонский издал указ, чтобы на всем змеи были вырезаны и написаны: и на чашках, и на ложках, и на монетах. Бог его и наказал: все эти змеи ожили и поели все живое«.

Эта сказка сама по себе является маленьким шедевром, от начала:

«Царь Иван Васильевич кликал клич:
— Кто мне достанет из Вавилонского царства корону, скипетр, рук державу и книжку при них?»

И до конца:

«После этого Бормa недели три пьянствовал и опился в кабаке».

Но там всё хорошо, включая встреченную Бормой на руинах Вавилона Царь-девку («наполовину змею, наполовину девку«) и её сестру, которая держала Борму на цепи и регулярно насиловала:

«Дожидался до вечера — приходит девка…
— Ну, я тебя разорву — съем! Да еще я на тебя полюбуюсь и помучаю!

Эта девка его каждый день смертью стращала и двадцать лет с ним прожила, и прижила сына».

Судьба худшая, чем смерть! Называется «брак».

Но там всю сказку надо читать, она того стоит.

И да, в этой сказке тоже находили следы взятия Казани, в упоминании вавилонских змей, которых поубивало порохом. Якобы это можно считать отголоском применения пороховых зарядов во время осады Казани, города крылатого змея (в то же время, это напоминает легенду об основании Казани на месте сожжённого змеиного гнезда).

Итак, эволюция сюжета: Россия получает царский венец Вавилона через Византию царский венец привозит из Вавилона византиец, который не может вернуться домой, потому что Константинополь захвачен турками Византия забыта, русские цари получают царский венец непосредственно из Вавилона. И постепенное сближение между мистическим дохристианским Вавилоном и мусульманской Казанью, на фоне превращения легендарного царского титула в реальный и осязаемый.