Ниндзя, пираты, зомби, роботы. Версия gest’а

(автор: gest)

lionkingst91 написал обо мне: «gest — это человек, который (при наличии достаточного количества времени, сил и желания) способен развить в логически стройную концепцию практически любой данный ему набор фактов«.Ниндзя-пираты-зомби-роботы-1

Поводом для радости стала следующая статья. Не, сама-то статья является примером извращённого насилия над логикой, автор совкопатриот, а это хобби антиинтеллектуальное. Но дело не в этом. Есть в ней одна золотая фраза:

«Команда из слабых игроков, выбрав произвольным образом лидера (пусть даже самого слабого из них) и следуя его — пусть даже неудачным — приказам, но следуя одновременно и бесприкословно, не только ощутимо повышает вероятность победы, но и начинает в регулярном порядке обыгрывать даже те команды, которые состоят из хорошо умеющих играть, но следующих персональной тактике».

«Спорно», сказал gilgamesch. Но это-то и прекрасно, что спорно! У меня в голове будто прожектор зажёгся. Это практически икс-лучи из икс-пушки!

Потому что есть такое высказывание про ослов и львов… армия ослов под командованием льва сильнее армии львов под командованием осла. В совокупности с вышеприведённой цитатой, это даёт нам шесть возможных позиций — исполнителями могут быть ослы или львы, а общее командование может отсутствовать, находится в руках ослов, или осуществляться львами.

Автор статьи говорит — ослы, ведомые ослами, сильнее львов без командования (базовых львов, львов-ноль). Это спорно. Вернее, так: если бы общее командование всегда было бонусом (положительной величиной), то схема была бы слишком простой и неинтересной: львы бьют ослов, ослы с неэффективным руководством бьют львов без руководства и так далее, каждая следующая ступень бьёт предыдущую. Но что, если в ряде случаев неэффективное руководство может оказаться величиной отрицательной?

Главное, что автор дал чёткое определение «ослиной» власти: у руля находятся наименее компетентные в данной сфере деятельности (ну правильно, их же дело руководить, а не разбираться в вопросе!), которые принимают неэффективные решения, и при этом требуют их жёсткого и беспрекословного выполнения. (Упоминаются регулярные репрессии.)

Идя от обратного, мы можем вывести принцип «львиной» власти: руководитель обладает наибольшей компетентностью, принимает эффективные решения и поощряет инициативу на местах. Подобный принцип можно также назвать «суворовским«, в честь непобедимого русского полководца.

Понятно, что это два абстрактных полюса, но мы ведь и говорим об абстрактной модели. А в этом случае можно поставить под сомнение даже неизбежность победы львов под командованием осла над простыми львами. Львы-ноль, по крайней мере, знают своё дело, адекватно реагируют на ситуацию и могут предсказать, как поведут себя соседи слева и справа (такие же львы). Львы, подчиняющиеся ослу, должны будут безоговорочно выполнять его команды, осёл же, по определению, является «самым слабым игроком» и в игре не разбирается. Львы, которых регулярно ломают об колено, могут оказаться худшими исполнителями, чем львы, предоставленные сами себе.

Цитаты в тему из многопользовательской игры «Мир Танков»:

«Соло Т-54…
Просрав на Т-54 47 боёв из 87, решил в кои годы перестать быть т.н. «командным игроком», «пожарной командой» и пр. видами бронезатычек в командном строю. В первый раз на Т-54 сыграл чисто для себя. Сел с началом боя в тыловые кусты и, несмотря на командные вопли, терпеливо сидел там первые пять минут боя… Пока враг бился грудью о наши ПТ, попутно насилуя их немилосердно. Потом вражий СТ снёс нашу единственную арту… А потом…

Потом я-таки вылез. И всех, кого нашёл, убил. А нашёл я многих… ;D

На этом лично для себя тактику использования единственного Т-54 в команде я считаю закрытой. Кто б чего не говорил, единственный Т-54 в команде, это засадный полк Боброка на Куликовом поле. Dixi».

Соло на «Першинге»…
С началом боя под бодрые реплики сокомандников «Зассал?» и «Кустодрочер!» забрался в кусты, прикрыв верхний респ со стороны дороги и заодно подсвечивая своим артам. Пока наши тяжи и СТ, включая Т-54, эффектно сливались в лобовой атаке, стоял молча и робко… Попутно корректируя огонь арт, исправно разносящих всё, что пёрло по дороге и через холмы. Поняв, что наш раш через деревню увял как ландыш под катком, покатил вперёд. Кого нашёл — убил. Кого не смог убить — подсветил своим артам. На чём всё и кончилось.

Тупая мораль: отнюдь не всегда средним танкам нужно ломить напрямик с начала боя. Тем более — на «Першинге» с его ублюдочным бронированием…».

Опытный игрок («лев») забил на мнение «ослов» — и принёс победу команде.

Таким образом, если мы уберём за рамки ослов-ноль, которые проигрывают всем, и львов, управляемых львами, которые у всех выигрывают, мы сможем сказать следующее: ослы под командованием льва сильнее львов под командованием осла (потому что поговорка такая), и те же ослы под командованием льва сильнее просто львов (очередная поговорка, «порядок бьёт класс», «сила игры никогда не превзойдёт метод, так как метод означает длительность«). С народной мудростью спорить нельзя. Соотношение сил между львами-ноль и командами львов и ослов, которыми руководят исключительно ослы, является неоднозначным.

Другое дело, что ослы под командованием ослов могут легко победить львов-ноль за счёт численного превосходства, и именно это возносит их над простыми ослами (тем никакое численное превосходство не поможет, они всё равно будут умирать поодиночке). То есть, подчёркиваю: в изначальной статье речь шла о противостоянии команд. Команды состоят из равного числа участников. Таким образом, даже если ослам удастся переловить всех львов поодиночке, но каждый лев, будучи опытным игроком, заберёт с собой одного-двух ослов, ослы всё равно проиграют. А вот если ослов будет больше, то любые ошибки ослиного командования будут скомпенсированы за счёт резервов живой силы, и эта же масса позволит по максимуму использовать благоприятное развитие событий и нейтрализовать качественное превосходство противника.

Собственно, некоторые читатели именно так и поняли текст: «Так вот, вполне очевидно, что сказанное является банальнейшей банальностью на тему «слаженная команда середнячков всегда одолеет одиночку» и т.д. и т.п.«. Мы с самого начала готовы предположить, что ослы-командиры побеждают не умением, а исключительно числом.

Возможно, мы автоматически считаем, что львы стоят дороже ослов, а потому всегда оказываются в меньшинстве. (Это обосновано и с сюжетной точки зрения: идеальный вариант, львы, ведомые львами, имеет смысл при условии превосходства оппозиции во всех других областях; именно это позволяет показать превосходство львов в стратегии и тактике, а не только в технике.)

Но, пожалуй, я уже наговорил много слов, поэтому сделаю паузу.

P.S. Видел где-то в сети фразу: «первосортные начальники подбирают себе первосортных подчинённых. А вот второсортные – третьесортных«. Возможно, она тоже относится к теме. Итак, в общем случае, подчинённый не должен быть умнее начальника; но начальник класса A может работать с подчинёнными класса A, а начальник класса B может работать только с подчинёнными класса C (или он будет стремится опустить всех на этот уровень). Отсюда можно вывести, что гениальный начальник способен эффективно руководить подчинёнными, которые его превосходят! (В терминах японских компьютерных игр это будет класс S и SS).

Итак, у нас есть шесть комбинаций, которые можно кратко обозначить так: ослы-ноль, львы-ноль, ослы-ослы, львы-ослы, ослы-львы, львы-львы. С этим можно играть. Собственно, я стал думать, к чему это можно прицепить.

Ниндзя-пираты-зомби-роботы-2Ну, например, к варнам. Совершенные воины, кшатрии — львы-львы; хитроумные торговцы, вайшьи — ослы-львы; рабочие, шудры — ослы-ослы. Это позволяет выстроить социальную иерархию: львы над львами, львы над ослами, ослы над ослами. Выше будут только брахманы, осуществляющие связь с Божеством (Бог над львами, львы-Бог). Соответственно, для кшатрия урок состоит в служении равным и высшим, для вайшьи — в признании социальной иерархии, в готовности решать проблемы головой, а не силой, а для шудры — в подчинении законам, в дисциплине и порядочности. Остальные варианты можно признать отступлением от пути (как там было, «совки», «бандиты» и «сброд»?)  Кшатрий отступает от пути, когда превращается в льва-ноль, в хищника, который руководствуется только своими желаниями; шудра — когда превращается в жалкого осла-для-себя, осла-ноль, забывая о законах и правилах социального общежития. Для вайшьи главный соблазн — это путь льва-осла, что означает господство низших над высшими и привычку решать все проблемы за счёт ресурсов: сила (деньги) есть, ума не надо. Для брахмана, понятное дело, падением будет любой из шести человеческих путей.

А возможно, перед нами история о гонке вооружений между львами и ослами («ослы выбрали себе осла командира и стали заметно сильнее… может, нам тоже взять себе осла-командира?»), о принципах и последовательности перехода одного типа в другой.

С другой стороны… Я ещё раз убрал за скобки ослов-ноль, которые огребают ото всех, и львов-львов, представляющих собой редкий идеальный случай. Остались ослы-ослы (тупые, но опасные при наличии подавляющего численного превосходства), львы-ноль (крутые анархисты), львы-ослы (крепкие, но негибкие любители лобовых атак) и ослы-львы (хитрые и смертоносные, но довольно хрупкие). На что это похоже?

Я сразу вспомнил тупой американский интернет-прикол про войну пиратов с ниндзями, на эту тему делают игры, комиксы и фотожабы, нет им числа. В своей полной версии этот мем звучит, как Ninja Pirate Zombie Robot, и означает любое подобное сочетание. (Комикс «Роботы против зомби» был, фильм «Ковбои против пришельцев» сняли, ходят разговоры про комикс и фильм «Динозавры против пришельцев», существует даже игра с названием «Pirates Vs Ninjas Vs Zombies Vs Pandas». Эх, динозавры против пришельцев — это  — это уже было в Копе-с-Топором.)

Итак, ниндзя, пираты, зомби, роботы — это наш случай! Тупые, хлипкие и прущие напролом, чтобы завалить врага трупами — это зомби. Недисциплинированные, опасные, воющие рад личной выгоды — это пираты. Мощные, («по ним стреляют, а они не падают»), действующие как единое целое, но способные функционировать строго в рамках программы или зависящие от внешнего управления — роботы. И над всеми ними — ниндзи, уступающие пиратам и роботам в честном бою, но сильные своей тактикой.

Если использовать сравнение с компьютерной игрой, то зомби (ослы под командованием ослов) — это хилые враги, тупо атакующие наши позиции и опасные в большом количестве («патронов не хватит»). Пираты (львы сами по себе) — это сильные вражеские юниты или отдельные отряды, которые атакуют с разных сторон, поодиночке, полагаясь на удачный случай. Роботы (львы под командованием ослов) — сильные юниты, которые атакуют одно и то же место, не обращая внимания на потери, и упорно пытаются перемолоть нашу оборону. Про таких даже поэму сочинили, «Атака лёгкой бригады» называется. «Their’s not to reason why, their’s but to do and die…» (Как обычно добавляет в этом месте makarovslava, многие забывают, что лёгкая бригада всё-таки доскакала до русских позиций и захватила их.) Наконец, ниндзи, слабые по базовым характеристикам юниты, воющие подлым образом — использующие невидимость, дымовые завесы, подкопы, скоординированные атаки с разных направлений и так далее.

Если же речь идёт о наших собственных юнитах, то зомби — это тупые войска, которыми можно управлять по принципу «идите туда», «грызите это» («…хорошая новость — этого дерьма у нас много»). Пираты — это сильные юниты, которыми в бою управляет компьютер: в лучшем случае нам дадут лично порулить одним из них, без возможности влиять на поведение остальных («хочешь что-то сделать — сделай это сам»). Роботы — хорошие, крепкие, но безынициативные юниты, действующие либо по заранее написанной программе (в японских играх пару раз такое реализовывали), либо в строгом соответствии с редкими и постоянно запаздывающими приказами (это может выглядеть, как командная пауза с кулдауном). В одной американской тактической настолке так отыгрывалась негибкость советского командования в первый период Великой отечественной: советский игрок отдавал приказы (естественно, не озвучивая их), немецкий игрок отдавал приказы и двигал свои юниты, затем советский игрок двигал свои юниты в соответствии с приказами, которые он успел отдать до хода немецкого игрока. Короче, роботы всегда выполняют команду, даже если она успела стать неадекватна ситуации. Ну и ниндзи — хрупкие юниты с кучей дополнительных способностей, чьи реальные возможности ограничены только уровнем игрока, которыми ими командует.

Был у Переслегина один больной прогон, над которым я давно хотел поглумиться. Дело в том, что я пару раз встречал в его статьях странную фразу о том, что всего существует «сорок возможных типов цивилизаций». Самое странное в этом то, что Переслегин классифицировал цивилизации по четырём дихотомиям:

«В рамках восьмиаспектной структуры информационного пространства, модель рамочных принципов цивилизации может быть построена следующими дихотомическими разложениями:

1. время-ориентированная – пространственно-ориентированная;
2. личность-ориентированная – коллектив-ориентированная;
3. рациональная – трансцендентная;
4. духовная – материальная

(Вместо «пространственно-ориентированной» Переслегин иногда использует термин «дао-ориентированная» — Г.Н.

А это даёт нам 16 вариантов, но никак не сорок. Как вообще можно получить сорок из шестнадцати?

Да, пример:

«Как всегда, Цивилизация понимается, как транслятор, связывающий информационное пространство с физическим. Иначе говоря, Цивилизация — это образ жизни, заданный в виде совокупности технологий и наложенных на них рамочных ограничений. В этом смысле современная «европейская или западная цивилизация» ориентирована на «время» и противостоит «восточной» цивилизации («дао») и «южной» цивилизации («power»). Неизвестно, почему из сорока возможных цивилизаций, которые могут быть выделены в рамках обычного морфологического анализа, на Земле были реализованы всего три».

.

Запад (по Переслегину) ориентирован на время и личность, Юг — на время и коллектив, Восток — на пространство («дао») и коллектив. Но откуда сорок?! Я как-то занялся этим вопросом, стал лазить по сайту и нашёл ответ. Скажем так, я почти пожалел об этом.

«Данный базис порождает шестнадцать типов цивилизаций, из которых вполне реализовались только три: ЗАПАД, ВОСТОК и ЮГ.
Восемь рациональных цивилизаций могут существовать в четырех различных формах, из которых реализована только одна, а именно техно-технологическая цивилизация. Таким образом, мир наблюдаемый образован лишь тремя возможными версиями из сорока возможным. Подобная бедность организующих структур высшего уровня исследования есть одна из загадок истории».

И дальше идёт сноска:

«В иррациональных (магических) технологиях осуществляется «дальнодействие» между информационным и объектным миром: информация действует на материю прямо (то есть, без среды-посредника). В рациональных (сциентических) технологиях среда-посредник существует. Если она неживая и не обладает свойствами личности, мы имеем дело с техно-технологической цивилизацией (атрибутивным признаком которой является создание искусственной техно-среды обитания). Живая безличная среда задает излюбленную фантастами био-технологическую цивилизацию. Живая личностная среда-посредник порождает менто-технологическую цивилизацию. Наконец, мертвая личностная среда-посредник конструирует странный, не описанный даже Ст.Лемом, объект: некро-технологическую цивилизацию».

То есть, сорок — это 8 + 8 х (2 х 2). Типичное интельство.
А затем до меня дошло. Переслегин хочет сказать, что если цивилизация трансцендентная, то она магическая, а если она рациональная, то она может быть технологической, ментальной, биологической или… некротической? И «одна из загадок истории» для него — это вопрос, почему нет цивилизаций, основанных, эээ, на псионике и некромантии? Потому что некромантии не существует, может быть? Короче, я долго бился головой об стол. Можно, конечно, сказать, что речь идёт о разумных машинах, или об информационных объектах, но Переслегин оставил мало места для манёвра — «мёртвая личностная среда», как и корень «некро» обозначают что-то, что было живым, но умерло. Сохранив при этом черты личности, ага.

Короче, это напомнило мне сеттинг к какой-то игре с пятью типами магии — чистая магия, техномагия, биологическая магия, ментальная и некротическая. Я это даже по фэншую пытался раскладывать, ну там магия бьёт технологию, псионика бьёт магию и так далее. ПОЛНЫЙ БРЕД.

Но теперь-то у нас есть сверхточный инструмент анализа в лице ниндзя! пиратов! зомби! роботов!

Две точки совпадают сразу — зомби однозначно связаны с некротехнологиями, а роботы указывают на технологический путь развития. Ниндзям стоит отдать ментальные технологии, гипноз и прочие подобные трюки  — это по их части. За неимением других вариантов, пиратам достанется биотех (а попугаи — это их симбиоты).

Но это уже позволяет нам нырнуть вглубь! Биологические цивилизации = пираты = львы-0, крутые юниты без общего командования. Постулируем — биологические цивилизации по своей природе анархичны, обладают низким уровнем социальной организации. Вертикальная интеграция практически отсутствует, в лучшем случае будет вариант «часть корабля, часть команды». (Да, Дэви Джонс из «Пиратов Карибского моря» — это настоящий пиратский биопанк.) Развитие заключается в улучшении собственных характеристик, как в рассказе Гордона Диксона «Странные колонисты«.

В таком случае, «пираты» — это вполне подходящее прозвище для биологических рас; по крайней мере, это сразу намекает на природу их отношений с другими расами, и на то, как их воспринимают иные, более социализированные существа.

Главный принцип биологической цивилизации — «всё своё ношу с собой». Если в качестве инструментов используются «грибы с глазами», которые представляют собой те же машины, требующие лабораторий и сборочных цехов, то перед нами технологическая цивилизация, делающая упор на создание искусственной среды обитания, техносферы. Таким образом, разумные ящеры из романа «Запад Эдема» Гаррисона являются скорее технологической, а не биологической цивилизацией, несмотря на то, что их техника «живая».

С другой стороны, трансформеры (если судить по первому фильму Майкла Бэя) соответствуют определению биологической цивилизации. Они адаптируются к внешней среде, они перестраивают свои тела, формируют из них необходимые им инструменты, а их социум по нашим меркам является крайне «плоским». Ну в самом деле, сколько промежуточных ступеней между Оптимусом Праймом, верховным главнокомандующим хороших трансформеров, и последним рядовым его армии? Вдобавок, Оптимус Прайм всегда сам ведёт своих последователей в бой и вдохновляет их своим примером. (В третьем фильме у трансформеров появилась какая-то техника, что выглядит невероятно бредово. Зачем она им?)

Кстати, Тимоти Лири, создавая концепцию восьми контуров психики, надеялся именно на переход человечества к биологическому пути развития.

С роботами всё просто. Пример «техно-технологической» цивилизации у нас перед глазами. Львы под командованием ослов — в подобной цивилизации все проблемы стараются решать концентрацией ресурсов и улучшением ТТХ юнитов, социальный прогресс (развитие управляющих и гуманитарных технологий) всегда отстаёт от прогресса технического. «Зачем думать, бежать надо!» По Переслегину, таким цивилизациям всегда грозит опасность уткнуться в «предел сложности»:

«Предел сложности возникает при дефиците принципиально необходимой на данном техническом уровне гуманитарной технологии и представляет собой ту степень структурной переизбыточности цивилизации, при которой связность ее резко падает, а совокупность «физических» технологий теряет системные свойства. В этом случае культура уже не успевает адаптировать к человеку вновь возникающие инновации, и техническая периферия цивилизации начинает развиваться хаотическим образом. Это приводит к рассогласованию человека и техносферы, человека и государства, человека и общества результатом чего является возрастание динамики катастроф».

Ну и вообще. Роботы…

Некротическая цивилизация, зомби, ослы-ослы — это что-то неаппетитное. Низкий уровень технического и социального развития, отсутствие очевидных признаков прогресса, при ярко выраженной иерархичности. Как говорил кто-то на форуме любителей альтернативной истории, «представьте себе стимпанк в Римской империи, только вместо паровых машин — рабы!» Люди эксплуатируют людей, но в конечном счёте все уровни управленческой пирамиды являются жертвами самой системы, все участники игры научились не думать и давить в себе рефлексию. Сталинизм в своих худших проявлениях напоминал что-то такое, можно вспомнить и различные примеры религиозного фанатизма. Конечно, стоит вспомнить «1984» Оруэлла — социализм после пролетарской революции и атомной войны. При этом, трактовка Оруэлла ещё оптимистична — наверху есть умные злодеи, которые всё понимают и ловят от угнетения окружающих свой извращённый кайф. В настоящей некротической цивилизации умных и понимающих просто не остаётся, они вымываются за считанные поколения. В таком случае, единственным носителем личностных качеств является социум в целом, или Голем по Переслегину. Тимоти Лири называл подобное человеческим муравейником, «человейником».

Возможно, «некротическими» такие цивилизации называют именно потому, что когда-то они были живыми, а потом перешли в текущее состояние. Понятно, что контакт с ними затруднён, если вообще возможен. Варианты взаимодействия с окружающим миром для культур-зомби лежит в диапозоне от полного игнорирования внешних стимулов до активной экспансии с массовым геноцидом или обращением в свою веру покорённых народов («зомбирование»).

Наконец, ментальные цивилизации, ниндзя — ослы-львы. Развитие управляющих и гуманитарных технологий в ущерб всему остальному (следовательно, постоянная угроза уткнуться в «предел бедности»). Мне на ум сразу приходит «Дюна» Херберта — старая земная технологическая цивилизация («робот») развилась до бунта машин и бунта против машин, в результате чего родился мир Благородных Домов. Развитие техники практически остановилось, войны представляют собой последовательность фехтовальных поединков, зато фантастических высот достигли боевые искусства и всевозможные психотехники. В наличии НЛП, гипноз, ментаты (люди-компьютеры), сложные интриги, изощрённые стратегии, интуитивные озарения, ясновидение и пробуждение родовой памяти.

(Тлейлаксу — попытка показать биологическую цивилизацию. Тотальный джихад Поля Муад’Диба чуть не привёл к возникновению цивилизации некротической.)

Опять же, разница между ментальной цивилизацией и привычной нам технологической заключается в том, что верхи здесь действительно более компетентны, хотя бы по чисто субъективным ощущениям. В нашем мире нам постоянно кажется, что внизу нормальные люди, вверху — упыри, выродки, неадекватные идиоты. В ментальной цивилизации наоборот, люди на вершине социальной пирамиды действительно умнее, сильнее, талантливее, да и считают быстрее, в то время как внизу наблюдается серое невежественное быдло. Здесь прямая аналогия с кланами ниндзя в массовой культуре — рядовые ниндзя могут считаться пушечным мясом, но чем выше ранг, тем они опаснее, а руководство клана всегда будет состоять из лучших стратегов, которые одновременно являются самыми смертоносными бойцами.

В каком-то смысле, символический конфликт «Звёздных войн» Лукаса можно обозначить, как противостояние ниндзя и роботов. При этом, в трилогии-приквеле это, натурально, выродилось в войну настоящих космических ниндзя с настоящими роботами. [Безусловно, есть глубокая ирония в том, что сторону, олицетворяющую технологический прогресс, хотя бы в области вооружений, возглавляет самый натуральный ниндзя; а воюющие с ним повстанцы, отстаивающие идеалы Старой Республики с её тысячелетней стагнацией, сами в итоге вынуждены вступить на путь технологического развития.]

Материалы

Помимо упомянутых «Странных колонистов» Диксона…

Роджер Желязны, «Машина-дьявол» и «Последняя из диких» — возникновение биологической цивилизации в недрах технологической и победа технологической цивилизации над биологической.
Айзек Азимов, «Неожиданная победа«, столкновение двух технологических цивилизаций. Юпитериане принимают посланцев Земли за представителей биологической цивилизации и в ужасе капитулируют.

Картинка на девиантарте + текст на английском — асимметры, попытка изобразить «биологическую» расу. Не скажу, что особо удачная, но любопытная.

———————————-

…Я хотел найти какой-нибудь общий вопрос, ответом на который звучала бы вся эта тема…
Пока я остановился на мечте.

1. Технологическая цивилизация, «роботы» — это мы. В фантастике она отвечает за мечту «о ещё более крутым девайсах»: в будущем будут танчики, роботы, заруливающее оружие, летающие автомобили и серебристые ракеты. Техника решит наши проблемы, всё такое. Побочные эффекты: «радио есть, а счастья нет», «чем, больше вещи меняются, тем больше они остаются неизменными», плюс «принцип вертикали»: «в вертикале наверху всегда оказываются «средние» и «ниже среднего» люди, это такой специальный социальный закон«.

2. Биологическая цивилизация, «пираты» — это мечта о силе (и через это — о свободе). По крайней мере, я это так воспринимаю..

«В один миг он пересек участок земли, отделявший его от чудовища, и нанес удар, от которого колосс пошатнулся. На секунду оглушенное чудовище застыло, затем подняло голову и взревело.

Лат остановился в нескольких футах и поймал взглядом дикие черные глазки твари. Чудовище нерешительно затопталось, чувствуя тревогу, которую не могло объяснить, и… бросилось на врага.

Лат пулей взвился в воздух, и они столкнулись головами. Раздался звук, словно треснуло дерево во время урагана. Массивная кость, защитившая зверя от оружия Большого, вмялась, как картонка. Чудовище повалилось, потом тяжело поднялось на ноги и, шатаясь, поплелось прочь. Его огромный лоб был вмят, на землю капала темная жидкость.

— Будет жить, — произнес Лат, глядя ему вслед».

На этом, кстати, построены многие компьютерные игры — игрока выкидывают слабым одиночкой в некую агрессивную среду, но вскоре он адаптируется, развивается, набирается сил и начинает пинками ломать местных «тяжеловесов». Все настоящие «пиратские» игры так устроены :).

«И попалась мне под руку на одном торрент-трекере безглючная версия “Sid Meyer’s Pirates! Gold”. Ну, думаю, самое оно реализовать старинную задумку — не просто пройти игру со всеми квестами, а
во-первых — стать герцогом разу у всех 4-х воюющих сторон
во-вторых — вынести сначала все испанские города
в-третьих — вынести все голландские и английские…»

Помню, в пятом «Эйс Комбате» был режим «аркада», с цитатами из предыдущей игры, Ace Combat 4. Начальный титр «аркады» сообщал примерно следующее: «Анализ воздушных сражений последней войны показал, что боевая эффективность данного конкретного аса превысила боевую эффективность целого авиаполка. Поэтому в этот раз мы решили задействовать одного этого аса…» Ну действительно, а чего?Ниндзя-пираты-зомби-роботы-3

Так что стоит подумать о компьютерных играх, где некий социум отвечает на возникшую проблему следующим образом — «пошлём того парня/случайного чувака с корешами, а они на месте разберутся». На самом деле, просто представьте себе, как будет выглядеть мир, в котором отдельно носителя разума можно «раскормить» до состояния, которое мы видим в финале подобных историй. Поэтому в побочные эффекты этого пути я записал общий анархизм и раздолбайство, отсутствие ярко выраженной вертикали власти, слабость и хаотичной социальных связей.

3. Ментальная цивилизация, «ниндзи» — мечты о мудром правлении, о власти могущественных стратегов, переставляющих людей, подобно фишкам. Ну правда же, иногда хочется, чтобы нами командовали и нас вели в бой люди, превосходящие нас умом и талантом? А не как обычно — карьеристы, демагоги и люди, которых «уволили с повышением», чтобы минимизировать ущерб от их деятельности на местах. Даже конспирологические теории, при всей своей мрачности, играют на этом чувстве. Ключом для меня стали тексты arishai «Звёздные войны» (внимательно читаем дисклеймер!) и «Духовная власть» (помимо описания утопии). [Плюс моя собственная рефлексия её текста, «Взлёт и падение Галактической империи«.]

Действительно, «Палпатин» и «Йода», светлый хакан и тёмный хакан — это гиганты среди людей, самые яркие представители соответствующих стороны. Ведь Орден джедаев у самого Лукаса был примерно так и устроен, в Совет Ордена попадали лучшие фехтовальщики, маги и стратеги.

Как я уже сказал, тут будут конспирологические сеттинги, истории о крутых операциях разведки, в которых «всей полнотой информацией владеет только Шеф», Дозоры Лукьяненко.

Побочный эффект: запаздывающее развитие, а то и гомеостаз. Проблемы решаются оптимизацией ресурсов. Низшие этажи социальной иерархии превращаются в свалку «отбросов», исполнители на местах утрачивают инициативу и навыки самостоятельного мышления.

4. Некроцивилизация, «зомби». Сложно, конечно, подобрать этому варианту какую-либо мечту… Возможно, мечта об отсутствии мысли?

«Для чего же голова?
Чтоб носить стальную каску,
Или газовую маску,
И не думать ничего —
Сталин мыслит за него!»

В любом случае, и для этой «мечты» можно подобрать соответствующий текст:

«Люди способны совершить многое. Наверное, даже всё. Люди способны стать равными богам и лепить Вселенную по своему желанию, как пластилин. Для этого нужна сущая мелочь — стать единым целым. Встать перед выбором — предпочтёшь ли ты «свободное самовыражение» или возможность стать шестерёнкой в величайшей машине Творения. Шестерёнкой, без которой эта машина остановится и рухнет.

Вот такой я мечтатель и идеалист, да. Но я всё же не теряю надежды, что когда-нибудь мне будет даровано это самое высочайшее наслаждение из всех возможных — стать ещё одним кирпичиком в стене. Частью чего-то большего, чем я или кто бы то ни было ещё. Шестерёнкой».

Ролик в тему:

Побочный эффект: «а разве это жизнь?»