Суперген

(автор: gest)

 

Из статьи «Экологические стратегии»:

«Легко описать гипотетический организм, имеющий все признаки, необходимые для достижения высокой репродуктивной ценности. Он размножается почти сразу же после рождения, дает многочисленное, крупное, защищенное потомство, о котором заботится; он размножается многократно и часто на протяжении долгой жизни; он побеждает в конкурентной борьбе, избегает хищников и легко добывает пищу. Описать такое существо легко, но представить трудно…» (Бигон и др., 1989)».

У самого Бигона было даже «размножается многократно и часто на протяжении бесконечно долгой жизни».

[На самом деле, иногда природе удаются удивительно эффективные виды. Например, люди, крысы, или мои любимые тростниковые жабы. Но даже тростниковые жабы (англ., русск.) далеки от искомого «суперсущества».]

Как бы то ни было, чтобы там не говорил Бигон, я себе такое существо представить могу. Воображение у меня есть. Это разумный вирус.

Смотрите. На первый взляд, первое условие противоречит физическим законам: «он размножается почти сразу же после рождения, дает многочисленное, крупное, защищенное потомство…«, которое, в свою очередь, по условиям задачи, «размножается почти сразу же после рождения, дает многочисленное, крупное, защищенное потомство«. Вещество ведь должно откуда-то браться. Но если представить, что перед нами паразит, который заражает уже существующего носителя, передавая ему только свою генетическую информацию? После чего «заражённый» носитель начинает заражать других носителей. А носитель у нас будет крупным существом, способным постоять за себя.

Разум вытекает из пункта «побеждает в конкурентной борьбе, избегает хищников и легко добывает пищу«, для этого наше существо должно быть довольно умным. Умение решать возникающие проблемы — это самая универсальная адаптация.

Наконец, сказано, что это существо заботиться о своих потомках. Очевидно, что речь не идёт о физической заботе — «заражённый» носитель способен постоять за себя. Но «родительская» особь, безусловно, обладает большим опытом. То есть, забота о потомках проявляется в способности координировать действия этих потомков. Разумный вирус управляет действиями своих копий для более эффективного распространения себя.

То есть, если взять голливудского вампира и сделать его заразным на уровне голливудского зомби, то примерно это и получится. Старший вампир производит вампиров, которые с самого начала являются довольно крепкими и живучими существами, способными самостоятельно продолжить свой род, при этом он заботится о собственном потомстве, направляя действия своих отпрысков в нужную сторону и отвечая за общую стратегию. Все вампиры живут очень долго, если только их не убьют, и всю жизнь сохраняют способность к размножению. (Вампиры также способны «путешествовать во времени», погружаясь в долгую спячку всем «семейством» — это ещё одна полезная адаптация, позволяющая избегать хищников и находить непуганую пищу.)

Понятно, что такие вампиры быстро выжрут свою кормовую базу и сдохнут с голода. То есть, забота о потомстве для разумного вируса может проявляться в форме ограничения этого потомства. Это существо будет регулировать само себя, или его отрегулирует природа.

Но ладно вампиры. Проблема с ними в том, что для размножения им необходимы именно те существа, которыми они питаются. (Что будут делать Чужие, когда перебьют всех людей?) Но допустим, наш разумный вирус превращает носителя в «корову», согласную мирно жевать травку. Может быть, носитель был коровой, коровой и останется. Вспомните легендарный фантастический рассказ «Белая трость калибра 7,62» про пришельцев, контакт с которыми превращал людей в новых пришельцев. При этом, «захваченные» люди оставались гуманоидами, способными использовать все достижения человеческой цивилизации.

Итак, в этом случае, заражение всех доступных носителей приведёт только к прекращению распространения вируса, но не к катастрофе. Может быть, носители даже сохранят возможность размножатся обычным, биологическим путём — почему бы и нет?

Теперь представим, что одна из версий вируса в результате постоянного копирования стала слегка отличаться от родительской особи. Та была А13, а эта уже Б1. Но тогда Б1 выгодно заражать своих «братьев, отцов, дедов и родичей» собственной версией вируса, создавая Б2, Б3 и так далее. Тогда старая версия вируса гибнет, а её носитель из предка или родственника превращается в послушного потомка, готового подчинятся непосредственному родителю. Вообразите себе эту картину — по популяции пойдут разноцветные волны, вызывающие постоянное «перекрашивание» и перекраивание иерархии.

Вот вам и естественный отбор. Мне это, кстати, чем-то напоминает историю заразных идеологий и религиозных течений, есть какие-то параллели :).

Ну и конечно, способность штамповать своих отпрысков — это суггестия, а способность сопротивляться заражению — контрсуггестия 8-). Схема имени Серой Зоны даёт нам несколько направлений естественного отбора. Например, при сохранении биологического размножения, отбор среди носителей будет стремится сделать их более привлекательными для самых сильных и умных версий вируса (так как носителю это выгодно, ведь вирус управляет его поведением; но также ему выгодна регулярная смена одного хозяина на другого, более успешного). С другой стороны, хотя основная версия вирусов будет совершенствовать своё умение штамповать потомство и управлять им, часть может встать на путь симбиоза с конкретным носителем, развивая свои «антивирусные» способности в ущерб вирусным. Наконец, возникновение «супервирусов» (которые заражают всех, а их — никто), приведёт либо к перекрашиванию всей популяции в их цвет (и возвращению гонки вооружений на новом уровне), либо к тому, что их носителей физически уничтожат в самом начале.