Человечки в голове

(автор: gest)

Когда впервые появились посту об этом, меня расстроили вопросы в духе «а как именно неоантроп побеждает суперанимала?» Если люди такое спрашивают, значит, они ничего не поняли.

И я думал, как же объяснить, о чём идёт речь. «Потому что такие правила!», ага. «Есть икс-луч, есть икс-поле… Поле останавливает луч… и есть обычное оружие, которое может быть вместо луча или щита», именно.

Ну или так — неоантроп побеждает суперанимала, а суперанимал побеждает всех остальных тем самым оружием, из которого сотканы сны.
Есть люди. Люди придумывают мифы. Как это объяснить?

Может быть, думал я, проще будет зайти со стороны психоанализа? В реальности ведь нет ни неоантропов, ни суперанималов, ни суггесторов. Представьте, что это маленькие человечки, живущие у вас в голове, и изобретённая gcugreyarea икс-пушка — это всего лишь красивая метафора, описывающая принципы их взаимодействия.

Одни человечки олицетворяют волю и желания. Другие -— интеллект и рефлексию. Третьи — эмоции и манипуляции. Четвёртые — обязательства, человечность и социальные требования.

Нулевой вариант — племена суперанималов-людоедов охотятся на племена нормальных людей, нормальные люди гоняют неоантропов. Суггесторы пытаются во всём этом как-то крутится. Нулевой вариант — это метафора расщеплённого сознания. Если власть над сознанием захватывает племя людоедов, человек превращается в серийного убийцу.

Но в сознании большинства людей возникает то или иное равновесие. И именно это внутреннее состояние люди потом рефлексируют в своих текстах.

Например, современный западный человек пытается примирить своих «интеллектуальных» и «хитрых» человечков, причём именно «хитрые» контролируют его социальность. mortulo говорил, что знает людей, которых можно было бы назвать суггесторами, но в духе моего поста о «Звёздных войнах» — это суггесторы с переключателем, которые могут входить в режим неоантропов, чтобы проанализировать свои действия и сложившуюся ситуацию. (Потому что суггесторы нередко действуют по наитию, следуют за волной, влюбляются в собственную ложь и так далее.) В этом смысле, да, каждый «суггестор» в чём-то «неоантроп» — потому что в их голове власть захватили хитрые, склонные к манипуляциям человечки. Которые дружат с умными человечками и снабжают их ресурсами.

А в сознании типичного «гика», например, умные человечки подавили и заместили социальных. И отсюда у реального человека будут проблемы с социальным взаимодействием. Ему не до этого, у него в голове человечки коммунизм строят.

Бывают люди, для которых на первом месте именно социальность. На первый взгляд, они-то и есть типичные диффузники по Диденко — но попробуй его задеть, и увидишь такие зубищи!.. Потому что у него волевые аффекты подчинены интеллекту, а интеллект — социальности.

И мы переходим к проблеме тоталитарных режимов. Оказывается, суть не в том, что Сталин или Гитлер были не людьми, а суперанималами. Просто у них в голове выстроилась пирамида, наверху которой сидел ими же созданный внутренний хищник. Прежде чем поработить других, они поработили себя. И люди, которые подчинялись тому или иному вождю, подчинялись вовсе не его сверхъестественным способностям, а своему собственному внутреннему тирану.

Те же социальные фобии, упомянутые в посте про «Звёздные войны», можно трактовать через психоанализ, в качестве страхов внутренних.

Западный человек боится истинной Воли и истинного Вожделения, своих желаний и возможностей, и потому пытается загнать в подсознание своего внутреннего хищника. «А что, если я захочу сделать то, что могу?.. А что, если я смогу сделать то, что хочу?..» Отсюда мания насчёт «убить людоеда!»

Человек тоталитарного общества панически боится утратить веру, утратить иллюзии, увидеть мир таким, какой он есть. Тут даже говорить ничего не надо — страх перед рефлексией настолько ужасен, что его даже отрефлексировать невозможно, по определению!

Или неоантропский страх перед диффузниками, обычными людьми. Казалось бы, странно звучит — но у нас есть Стругацкие, которые именно об этом страхе и писали. Вспомните «Понедельник начинается в субботу». Есть НИИЧАВО, населенный магами-неоантропами. В качестве «бронепоезда на запасном пути» у них есть Хунта, бывший инквизитор (а у Хунты есть икс-пушка). И все эти неоантропы жутко мучаются от присутствия демонического диффузника Выбегалло, с которым они ничего не могут поделать.

Но тут надо суметь прежде всего увидеть внутренний страх — страх перед превращением в обычного человека:

«Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них, наконец, в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди. Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чём именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же. Каждый человек — маг в душе, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова. И наверное, их рабочая гипотеза была недалека от истины, потому что, так же как труд превратил обезьяну в человека, точно так же отсутствие труда в гораздо более короткие сроки превращает человека в обезьяну. Даже хуже, чем в обезьяну.

В жизни мы не всегда замечаем это. Бездельник и тунеядец, развратник и карьерист продолжают ходить на задних конечностях, разговаривать вполне членораздельно (хотя круг тем у них сужается до предела), а что касается узких брюк и увлечения джазом, по которым одно время пытались определять степень обезьяноподобия, то довольно быстро выяснилось, что они свойственны даже лучшим из магов.

В институте же регресс скрыть было невозможно. Институт предоставлял неограниченные возможности для превращения человека в мага. Но он был беспощаден к отступникам и метил их без промаха. Стоило сотруднику предаться хотя бы на час эгоистическим и инстинктивным действиям (а иногда даже просто мыслям), как он со страхом замечал, что пушок на его ушах становится гуще. Это было предупреждение. Так милицейский свисток предупреждает о возможном штрафе, так боль предупреждает о возможной травме. Теперь всё зависело от себя. Человек сплошь и рядом не может бороться со своими кислыми мыслями, на то он и человек — переходная ступень от неандертальца к магу. Но он может поступать вопреки этим мыслям, и тогда у него сохраняются шансы. А может и уступить, махнуть на всё рукой («Живём один раз», «Надо брать от жизни всё», «Ничто человеческое мне не чуждо»), и тогда ему остаётся одно: как можно скорее уходить из института. Там, снаружи, он ещё может остаться по крайней мере добропорядочным мещанином, честно, но вяло отрабатывающим свою зарплату. Но трудно решиться на уход. В институте тепло, уютно, работа чистая, уважаемая, платят неплохо, люди прекрасные, а стыд глаза не выест. Вот и слоняются, провожаемые сочувственными и неодобрительными взглядами, по коридорам и лабораториям, с ушами, покрытыми жёсткой серой шерстью, бестолковые, теряющие связность речи, глупеющие на глазах. Но этих ещё можно пожалеть, можно пытаться помочь им, можно ещё надеяться вернуть им человеческий облик…»

Милостивый Боже, не дай «слишком человеческим» человечкам захватить власть над моим сознанием!

P.S. И это же объясняет, почему данная тема — суперанималы, суггесторы, неоантропы, фэнтези и фэнтезийные сюжеты —не вызвала особого энтузиазма у makarovslava. Я проверял её на своих друзьях, её поочерёдно одобрили gilgamesch, h_factor, arishai. А Слава сказал, что это как-то не про него и не для него. А всё дело в том, что, как мне кажется, у Славы в голове нет человечков. Тема внутренней войны ему чужда. Он достиг полного синтеза, в этом смысле. У него в голове сидит такой же Слава, только маленький. (А в нём, надо полагать, ещё один, и ad infinitum :-D).