Пространство прогнозов. Четыре версии будущего

(автор: gest)

 

1995

Статья «Как формулировать сценарии», написанная Лоуренсом Уилкинсоном («How to Build Scenarios» by Lawrence Wilkinsonpdf), для журнала Wired, в 1995 году, 24 года назад.

Как и положено в западной практике сценирования, для сценарной проработки рисуется матрица 2х2, по двумя осям, каждая из которых должна задавать некое фундаментальное противоречие. Лоуренс Уилкинсон выбрал для своей схемы ось «индивидуальные ценности — коллективные ценности» и ось «фрагментация социума — концентрация ресурсов и влияния в крупных социальных структурах». Итогом становятся четыре крайних случая, по углам, которые должны трактоваться, как карикатуры-стереотипы, результат предельного развития определённых тенденций; если и не сама реальность в чистом виде, то аттракторы, влияющие на текущую реальность.

Легенда:

«Я Желаю»

Мир рассыпается на функционирующий пандемониум личностей, организованных по профессиональному, а не по географическому принципу. Средства коммуникации повсеместны и направлены на расширение индивидуальных возможностей. Сеть становится главным пространством для рассредоточенной работы, для удовлетворения личных потребностей и для глобальной торговли. Материальная инфраструктура Северной Америки стагнирует, личные пространства процветают. Искусство и внимание обращены вовнутрь, так как индивидуальное самовыражение процветает в новых медийных формах, а старые публичные площадки разрушаются. Технология стала новой глобальной культурой. Неимущие превращаются в позднеимущих. Этнические и групповые различия отступают перед сплошным лоскутным одеялом неограниченного индивидуального разнообразия. Европа охвачена гражданскими беспорядками в результате распада её социалистической цивилизации. В России упадок сменяется подъёмом. Япония отстаёт. Китай и развивающиеся страны превращаются в гигантские блошиные рынки, где практически всё возможно.

«Я Желаю» — это квадрат, где индивидуализм (Я-йство) сталкивается с распадающимся или слабым контролем со стороны крупных организаций. Это будущее, в котором вы стремитесь к возможности и получаете возможность сделать собственную жизнь уникальной, исключительной, принадлежащей только вам. Сеть — вездесущая среда, которая позволяет вам реализовывать свои желания и исполнять необременительные и сравнительно маловажные общественные обязанности. Государства чахнут в результате наступления частного сектора, их сменяет преимущественно электронный рынок, через который и посредством которого осуществляются разнообразные транзакции. Большая часть крупных, централизованных институтов распалась на мелкозернистые структуры в рамках отношений «многие многим», где каждая личность одновременно выступает в роли производителя и и пользователя. В этом будущем вы принимаете участие в производстве того, что сами потребляете, будь то вещи или новый опыт. Ваша лояльность в первую очередь распространяется на собственные инструменты, знания и умения.

«Потребляндия»

Мир населён потребителями, а не гражданами. Технология способна создать бесчисленные вариации продуктов под конкретного пользователя. Потребителя обслуживают высокоразвитые и продвинутые компании, агрессивно-проворные и добросовестно-послушные воле рынка. Компьютеры всё чаще берут на себя функции «белых воротничков». Массовое производство всё более разнообразно, но самоделки вымирают. У людей больше времени на развлечения; недовольство чахнет. Политика — это электронное голосование. Государства практически превратились в виртуальные корпорации, их силовые функции отданы на аутсорс коммерческим фирмам. Неимущие получают купоны на покупки. Юго-Восточная Азия и Китай производят большую часть продукции Потребляндии, и сами потребляют почти половину. Латинская Америка — их филиал. Япония становится всё более богатой и всё более несчастной. Россия экспортирует неприятности в форме неорелигиозных сект и организованной преступности. США и Европа превратились в один большой парк развлечений.

«Потребляндия» — это квадрат, в котором частные желания сталкиваются с общественным и корпоративным центром. Это будущее, в котором каждый человек представляет собой предельного потребителя, обладающего практически неограниченным выбором. Тут Сеть тоже представляет собой вездесущую среду — но среду для корпораций, которые обрушивают на вас рекламные предложения, заточенные под ваши конкретные предпочтения, посредством личных каталогов, персонализированной рекламы, купонов на скидки и т.д. Продукция, конечно же, «массово подогнана» под ваши желания. Государства играют активную роль, устанавливая правила (стандарты, параметры) по которым играют корпорации. Социальные организации распространены, но они очевидным образом обслуживают индивидуальные потребности. Гражданин превратился в потребителя, которому прислуживает общество.

«Экотопия»

Темпы развития замедляются. В качестве реакции на высокий уровень преступности и хаос предшествующих десятилетий, коммунитаристские ценности приходят на смену сугубо индивидуалистичным. Урезанные и компьютеризированные правительства зарабатывают доверие населения. Целевое налогообложение финансирует общественные работы, иногда весьма значительные по масштабу. Корпорации внедряют программы ответственность перед обществом в интересах собственной долгосрочной экономической выгоды. Технологии, такие как онлайн-шоппинг, делают жизнь в городе менее ресурсозатратной. Бесплатный доступ к сети становится базовым правом личности. «Грязные» технологии запрещены, что заставляет менее развитые страны сразу же переходить на чистые и безопасные технологии, минуя предыдущие этапы — если только у них хватает сил и средств. Поначалу это приводит к ещё большему увеличению разрыва между развитыми и неразвитыми странами. Европа переживает второе Возрождение, превращаясь в нравственный ориентир для всего человечества, а Япония вскоре следует за ней. Исламский мир просыпается. Азия и Латинская Америка становятся запасными аэродромами для молодых и неугомонных жителей развитых стран, которым идеология энвайронментализма и коммунитаризма кажется слишком догматичной; они поселяются в «свободных экономических зонах», где их присутствие и энергия создаёт новые стимулы для роста. Северная Америка спотыкается, с трудом перенося укрощение своего ковбойского индивидуализма.

«Экотопия» — это квадрат, где общественное переживание понятия «Мы» встречается с сильным социальным центром. Это будущее, где центр устоял. Правительство играет значительную роль в поддержке общественного блага, но ещё более важную роль играет появление общепринятых экологических ценностей. Это не навязываемые убеждения, а добровольное принятие ценностей сплочённости, солидарности и ограничения потребления, поддержанное законодательством и самой корпоративной политикой. Сеть выступает в роли технологии-заменителя: сетевые технологии максимально развиваются с целью избавиться от необходимости деловых поездок, сократить количество используемой бумаги и т.д.

«Новая общность»

Мир превращается в конгломерат небольших и могущественных городов-государств. Сельская местность — это второй сорт, но она подключена к виртуальной сети. Европа разваливается на 57 стран; Китай, Россия, Бразилия и Индия также деградируют до состояния этнических государств, живущих за счёт теневой экономики. Банды развивающихся стран и старых городских гетто превращаются в политические организации, поддерживающие закон и порядок. Граждане используют сети и базы данных для наблюдения друг за другом и для того, чтобы защищать друг друга. Средняя продолжительность жизни серьёзно увеличивается (? — Г.Н.); ситуация со здравоохранением улучшается. Расцветает гражданская гордость. Правительства используют продвинутые технологии, чтобы осуществлять самые масштабные общественные проекты, как на городском уровне, так и всемирные. Корпорации подчиняются общественному контролю, но зато они выросли в размерах — Fortune Global 500 теперь называется Fortune Global 5000.

(Вторая, «оптимистичная» часть этого абзаца слабо связана с первой — Г.Н.)

«Новая общность» — это будущее коллективных ценностей, которые разделяют небольшие, соперничающие между собой группы. Это децентрализированный мир племён, кланов, «семейств», сетей и банд. Это будущее, в котором мы хотим создать свою общность и пользоваться преимуществами членства в этой общности, но без помощи со стороны благожелательного Большого Брата в лице государства. Сеть поощряет концентрацию экономической деятельности и социальных обязательств членов любой группы в пределах самой этой группы. Таким образом, роль и влияние правительства уступает возможностям этих формирующихся групп; ограниченные по масштабам — но нередко смертоносные — конфликты между группами постоянно возникают по всему земному шару. Наша главная задача состоит в том, чтобы быть достойным членом нашей группы. Наша лояльность в первую очередь связана с членством в группе, с групповой моралью и групповой символикой. Но это будущее также связано с идеями гордости, героизма и удовлетворением за счёт принадлежности к целому.

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Страницы ( 1 из 7 ): 1 23 ... 7Следующая »