Тринадцать богов войны, часть 3
Превосходство в одной области позволяет компенсировать слабость в другой. Мой враг не умнее меня, но у него больше сил — зато моё войско лучше вооружено, и так далее. Очевидно, что в каждом конкретном случае складывается свой баланс сил. Здесь будет действовать основной принцип переслегинского учения о позиции:
«Наличие одной нескомпенсированной слабости предоставляет противнику преимущество, но еще не превращает позицию в проигранную. Защищать же две нескомпенсированные слабости практически невозможно».
И вот здесь мы наконец-то подходим к концепции Трёх Божественных Неудачников. Каждый из них олицетворяет хорошую вещь, которой, тем не менее, недостаточно для победы.
Крестьянин с его дубиной народной войны олицетворяет ресурсы. Прежде всего, это количество людей, готовых умереть за твоё дело. Символика очевидна, в традиционном обществе крестьяне представляют самую многочисленную, но далеко не самую умную и образованную часть населения. Ресурсы — это ещё не умение воевать, и не технологии. Здоровенный и выносливый детина, который не умеет драться и не владеет современным боевым оружием, будет регулярно бит.
Именно с этим богом связан негативный образ царской России. Безусловно, Российская Империя могла поставить под ружьё огромное количество неграмотных рекрутов, но вот со всем остальным нередко возникали проблемы. Тут уместно процитировать Сталина:
«История старой России состояла, между прочим, в том, что её непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские паны. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все — за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную».
В более радикальной форме это будет Китай в его худшие годы. Много ресурсов + Неумение воевать + Отсутствие развития = мало ресурсов.
Тэк, волшебник, техник и механик, олицетворяет технологии. Давным-давно журнал «Если» опубликовал рассказ из цикла «Боги войны» (была такая антология, составленная Кристофером Сташефом), о том, как новый бог войны, Тэк, бог «военных технологий и научный методов ведения войны» легко побеждает бога войны Ареса во время первой «Бури в пустыне». Если бы я тогда знал, что такое фейспалм, я бы изобразил его в процессе чтения этого рассказа. Американцы просто не понимают некоторых вещей. В общем, цитируя один старый коммент, «книжки отражают наивную англосаксонскую веру в безграничные возможности техники«. Воистину, эта вера слепа.
Впрочем, Вьетнам научил американцев, что каким бы богатым ты не был, значение имеет только та цена, которую ты готов заплатить за победу. Северный Вьетнам, поддержанный СССР и Китаем, был готов к жертвам. У американцев были только технологии. Самолёты, вертолёты, бомбы, канистры с напалмом, радиосвязь, приборы ночного видения, детекторы запаха и ещё дефолианты, чтобы убивать растительность и лишать партизан укрытий, а крестьян — урожая. Кто победил? Красный Вьетнам.
Хочется процитировать легендарный космооперный цикл «Стэн» Коула и Банча:
«– Я по-доброму люблю этот скафандр, но, в основном – спереди, – сказал Ланцотта и строго оглянулся на слушателей, готовый сурово пресечь любое извращение его слов. – Он может все. Топливом служит Антиматерия-2, двигателями – псевдомускулы. Человек в нем равен тридцати обычным солдатам по силе. Небольшая группа, облачённая в эти доспехи, может пройти сквозь любой заградительный огонь противника. Скафандр защищает практически ото всего; внутри него можно жить месяцами без заправки. – Ланцотта восхищённо потряс головой, заходя то с правой, то с левой стороны монстра. – Конечно, никто и не подумал рассказать нам, хотя бы кратко, о жителях Мороса. К чему? Мы – такие смелые и свирепые воины, а они даже не достигли среднемирового уровня техники, так что тут задумываться? Вперёд!
Когда мы высадились, они убежали в джунгли и спрятались там. Мы двигались вперёд, осыпаемые градом копий и стрелок из духовых трубочек, и на своём пути жгли их деревни. И вдруг однажды они устали бегать от нас.Ланцотта захохотал снова, но Стэн и остальные были увлечены рассказом и не заметили этого.
– Они открыли для себя вот что: да, мы большие сильные солдаты с огневой мощью танка. Но мы неманёвренны и далеко оторвались от базы. И вот они придумали очень простой трюк: нарыли ям и замаскировали их. Ясное дело, многие наши свалились туда и запутались в сетях, которые на нас набрасывали дикари. – Ланцотта больше не смеялся. – Пока мы возились с этими сетями, они подбегали к яме и всаживали длинное копье в отверстие для вывода экскрементов. Они поражали нас, космических рыцарей, прямо в задний проход! Знаете, что случается, когда разрушается канализационная труба? Или когда в выгребную яму бросают пачку дрожжей в зной? Дерьмо идёт наверх, вот что происходит! Раны нарывали так, что автоматическая аптечка просто не справлялась. Многие из нас сгнили заживо в вонючих скафандрах.
Ланцотта задумчиво покивал головой.
– Мы тогда потеряли до двух третей личного состава. И ещё больше при повторной высадке».
В детстве на меня сильное впечатление произвёл советский мультик «Коля, Оля и Архимед«. «Мы воюем не с Сиракузами, мы воюем с одним человеком». Это хороший пример войны, которую ведёт Тэк. Но, как известно, римляне тогда победили, потому что на их стороне было численное превосходство и организация.
Так что, да, я готов согласится с американскими фантастами. Тэк существует. Но он всего лишь младший бог в свите бога войны. Понятно, что в фэнтезийном мире военные технологии — это боевая магия, но суть от этого не меняется.
Наконец, третий неудачник — Мастер. Он искусный и опытный воин. Он в совершенстве изучил военное дело. Никто не сравнится с ним в понимании стратегии и тактики. Однажды telserg спросил меня, кто в моём мире является богом стратегии. Наконец-то я могу ответить на его вопрос: бог стратегии — это Мастер боя! И он один из Трёх Неудачников, наравне с Тэком, и один из 13 божеств войны.
Помните финальное сражение историко-фэнтезийного фильма «Последний самурай»? Искусство заканчивается там, где начинаются ружья, пушки и пулемёты Гатлинга. Так проигрывает Мастер.