Колесо судьбы
В алхимии Десятый Аркан — знак времени; в «Тайне соборов» Фулканелли описывает два переплётённых колеса, когда рассказывает о барельефе большого портала собора в Амьене. Здесь, кажется, колесо фортуны снова принимает черты Протея [см. Сера] и устанавливает отношения с рис. II из Typus Mundi. На вершине колеса мы различаем фигуру сфинкса [Аркан также называется Сфинксом]; с левой стороны за колесо цепляется обезьяна; справа различима желтая собака. Различные комментаторы задумались над этой волнующей ассоциацией и заключили, что следует видеть в этих двух животных Германубиса, духа блага, и Тифона, духа зла. Алхимик, в том, что его касается, может видеть в Германубисе двойственной божество, сформированной из Анубиса и Гермеса. Анубис — проводник душ, ответственный за взвешивание сердца (в кабале — за окраску Камня). Различные версии этого Аркана обяжут нас дополнить его символизм следующим образом: Германубис здесь представлен изображением обезьяны: в самом деле в методиках буддийской медитации мастерство сердца, склонного к бродяжничеству (см. текст про Дурака), сравнивается с мастерством обезьяны. [см. также «Две логики алхимии» Канселье: «Слон, обезьяна и два сундука» — l’Eléphant, le singe et les deux bahuts]. Мы видели — см. Принципы, что анималистические соответствия Ртути, планетарной персонификации непостоянства, гермафродизма и мультиколора, устанавливают с лисой; обезьяну, летающую рыбу и пчелу также часто находят в современных алхимических текстах. Что касается собаки, у которой также можно увидеть голову гиены, то это создание природы Тифона, нужно думать, вооружённое в некоторых версиях трезубцем. Два животных, таким образом, указывают на единое изображение, что хорошо известно алхимикам: бабуина (обезьяну с головой собаки), о котором мы говорим в Atalanta, XXXVII. И эта химера находит своё современное соответствие в изображении собаки, размещённом на шлеме, таком, какой можно увидеть на фонтане Зелёного леса — fontaine du Vert Bois. К этому добавим, что герметическая функция бабуина — разрушение врагов света, то есть первичной Ртути или Ртути зрелой; действительно, первичная Ртуть есть ничто иное как чешуйчатый дракон, которого Архангел Гавриил пронзил своим мечом (аллегория, заключённая в очищении усыпанной листьями земли и в максиме Василия Валентина «Dealbate latonam et rumpire Libros»). И мы находим эту первичную Ртуть в тифоническом монстре, вооружённом трезубцем Нептуна, посланном Герой преследовать Лето, чтобы она не смогла найти никакой земли, где могла бы разродиться: сначала Дианой, затем Аполлоном. Кроме того есть и другие моменты; собака неотделима от Зноя, связанного с Сириусом [см. Atalanta fugiens]. В этом отношении он зависит от периода полнолуния, который изображает в кабале момент третьего этапа Делания, когда материя должна быть перенесена в четвёртую степень огня (1 200 градусов Цельсия, согласно Фулканелли; это температура печей для фарфора); это говорит достаточно об том, что связывает между собаку и Рака. Перейдём к Тифону; он устанавливает отношения с противоположным созвездием — Козерогом. Всё это было детализировано в главе XLIV в Atalante fugiens. Там же говорится о существовании многочисленных версий сфинкса; мы снова отсылаем читателя к части легенды об Эдипе, примечанию 7 из комментариев к Atalanta, XVI и к другой части раздела Fontenay о сфинксе, представленном бабочкой. Отметим, что сфинкс, изображённый на Десятом Аркане, занял очень странную позицию; ибо вы видим его в величии, увенчанным короной и носящем меч. Он сближает символы Силы с символами Справедливости, будучи представленным здесь как баланс, установленный между двумя животными: обезьяной и собакой (или гиеной?), которые — в кабале — изменяют вещество в горне или в сторону Серы, или в сторону Ртути. Достаточно сказать, что Колесо есть, в сумме, солярный символ или что, по меньшей мере, настолько хороша судьба, им правящая, настолько правильно Делатель объединил вещества, следуя весовым соотношениям; если он нашёл потерянную драхму Василия Валентина, тогда это неустойчивое колесо склонится к хорошей стороне; сложный аркан, Колесо Судьбы делает очевидным нестабильный характер, которым отличается операция очищения латуни; также мы могли бы написать: «Оно представляет чередования судьбы, удачу и неудачу, флуктуации, приобретения и риски падения. Оно соответствует в астрологии десятому дому гороскопа…».
Автор, к несчастью, не уточнил, что это условие реализуется только, если Сатурн присутствует в этом десятом доме. В своих комментариях к Аркану Карнейру упоминает церковь Св. Марии в Париже для иллюстрации своего Бафомёта Тамплиеров, столь искусно изображённого на вершине главного входа.