О происхождении карт
(автор перевода: arishai)
(См. таблицы «Magasin pittoresque» работы Дюшене (Duchesnes) и исследование г. Р. Мерлэна (R. Merlin), опубликованное в «Revue archéologique» в 1859 году. Можно проконсультироваться также с небольшим произведением г. Пиншара (Pinchart), опубликованном в Брюселе в 1870 и озаглавленном «Исследования об игральных картах и их производстве с 1379 по конец восемнадцатого века». Там вы найдёте многочисленные интересные тексты, посвящённые изготовителям карт из Нидерландов. Мы многое заимствовали из двух последних работ.)
В происхождении игральных карт всё ещё много неясного. Ранее датой их появления считался 1392 год, время безумного Карла VI. Эта гипотеза была быстро опровергнута. Она не основывалась ни на чём, кроме одного текста, совершенно аутентичного, правда, но не обозначающего ничего, кроме того, что карточная колода была специально придумана, в данном случае — для увеселения короля; он доказывает лишь то, что карты или точнее Таро уже появились во Франции к этому времени, и мы увидим далее, что эта дата может быть отодвинута на несколько лет назад. Затем было высказано предположение, что родина карт — Восток. Их схожесть с шахматами, где мы также видим королей и королев, при детальном рассмотрении, конечно же, весьма отличных, заставила некоторых авторов полагать что, также как и шахматам, жизнь Таро дала Индия. Но эти сходства совершенно случайны. Добавляли также, что без сомнения именно цыгане завезли карты в Европу и судили об этом по их обычаю использовать карты для предсказания счастливого будущего, но этот обычай является относительно недавним и сугубо «европейским». Если индийцы обладают сегодня картами, аналогичными нашим, они используют их исключительно в тех же целях, что и цыгане; и если структура старых итальянских и испанских колод присутствует также и в их колодах, то эта структура была известна в Европе задолго до прибытия португальцев в Индию, и нет почти никаких сомнений, что именно они привезли карты на Восток. Другое мнение, которое приписывает картам арабское происхождение, большей частью основано на несколько восточном звучании слова «nuibi», которым изначально называли Таро и происхождение которого желали связать со словами иврита или арабского — «nabi, naba, nabaa» («пророк» и производные), что привносило идею пророчества, предсказания будущего. Итак, ни один текст не подтверждает, что арабы или евреи использовали карты для предсказания будущего, так что вполне возможно этот вид популярного гадания появляется с 16-го века. Более того, ни один арабский текст не даёт слово «naïb» в качестве обозначения гадальных карт, и сами мусульмане, кажется, долго колебались, прежде чем принять их, совершенно вопреки Корану, запрещающему азартные игры и изображения людей. Даже сегодня в мусульманских странах играют в карты очень мало и никогда с европейскими картами; персы — единственные, кто в этом смысле свободен в действиях, как и во многом другом, по закону Пророка. У китайцев есть карты; они также, может быть, стали известны и нам; но, как и в случае с порохом, из этого не следует, что мы переняли это изобретение. Все свидетельства, которые приводились в доказательство изобретения карт в последние годы 13-го столетия, после более глубокого изучения были отклонены.
Таро были, по мнению всех, кто занимался этим вопросом, предшественниками карт, ныне используемых во Франции, карт, которые не более чем упрощение, скажем так, отзвук Таро.
«Колода Таро отличается от обычных карт числом и природой элементов, из которых состоит. Помимо четырёх мастей, различаемых по знакам, как и в обычных картах, Таро предлагают пятую, совершенно отдельную часть, и именно в этом их самая существенная особенность, дистанцирующая их от всех прочих колод.
Валет пик. Фрагмент листа игральных карт, найденного в 1873 в Национальной библиотеке, в переплёте рукописи времён Людовика XII
Эта пятая группа карт — это лигурийская последовательность, всего числом в двадцать две штуки; двадцать одна из них нумерована и расставлена по рангу согласно этим номерам. Меньшая из этих фигур предпочтительнее всех остальных карт числовых серий, даже королей. Здесь они получают имя «козыри» (фр. «преимущество» — «atouts» (чит. «ату») ), т.е. «предпочитаемые всем» (фр. «à tous», чит. «а ту» ) и имя «триумф» ( «козырь в игре» ). Это именно те «Ату», что, собственно, передали своё имя Таро».
В колодах Таро, кроме короля, королевы и валета (слуги), встречается также всадник. Различные знаки четырех числовых серий это динарии, чаши, мечи и палки (жезлы) (Это оригинальные названия, которые использует автор. Далее я перевожу их так, как называю обычно масти Таро, — Жезлы, Чаши, Мечи и Диски). Есть три принципиально различных вида Таро: Венецианское Таро (или Таро Ломбарди), Флорентийское Таро и, наконец, Болоньское Таро, изобретение которого приписывают герцогу Лукки (г. Лукки — административный центр Тосканы), Gastruccio Castracani Fibbia, генералиссимусу Болони, посвятившему свой досуг переделке Венецианского Таро. Чтобы увековечить память об этом «улучшении», четырнадцать Реформаторов Болони позволили ему поместить на свои доспехи Королеву Жезлов, а на доспехи жены, Francesca Bentivoglio, Королеву Дисков. В Болоньском Таро 62 карты, в Венецианском — 67, во Флорентийском — 97.
Король Дисков — фрагмент нецветной колоды начала 16 века.
Страницы: 1 2