Умеренность
Четырнадцатый Аркан нам хорошо знаком. Сколько раз мы говорили об Умеренности? Этот сюжет описан и повторен множество раз, в разделе «Телохранители» / Gardes du corps и в исследовании Vices et des Vertus / «Пороков и добродетелей» большого портала Нотр-Дам де Пари. Мы добавим лишь, что этот рисунок находится в совершенном согласии с обзорами, которые мы сделали касательно знака Водолея [см. Atalanta, XL и алхимический зодиак / zodiaque alchimique]. Это измерение, это именно то, что служит для отличной калибровки Ртути, которую должен применить Делатель. Что создаст фонтан маслянистой минеральной воды в форме живой волны, по которой Тифос (Тифос — в греческой мифологии рожденный от земли великан; так как он осмелился поднять руку на Латону, то был убит стрелами Артемиды и Аполлона; и мне кажется, что в данном случае автор путает Тифоса с кем-то другим) с лёгкостью сможет нести лодку Аргоса, носителя философского камня [см. выше fontaine du Vert Bois]. В самом деле, союз противоположностей, активности или пассивности, если хотите, реципиента и агента, Магнита и Стали, предполагает, чтобы порядок был установлен и чтобы гармония доминировала [о природе соли гармонической см. Introduction à la Chimie des Anciens Бертело и раздел алхимических гербов / blasons alchimiques]. Умеренность, в алхимии, выражает действие волка, необходимого для прогрессивной коагуляции минеральной воды. Всё же здесь доминирует синий, очевидный знак, что сухость не будет достигнута иначе как после долгого пребывания вещества в звёздной и минеральной воде. В принципе, Добродетель должна была нести в левой руке голубой кувшин, символизирующий меркуриальный принцип; проливать белую жидкость, которая есть Молоко Девы, в красный кувшин, что представляет собой солярный принцип; то есть мы имеем дело с повторной дистилляцией, алхимиками называемой «cohobation» (собственно это и есть «повторная дистилляция» ) и описанной Фулканелли по одному из барельефов Нотр-Дам, что нацелен, впрочем, на изображение одного из Пороков: гордости. Как бы ни было, этот Аркан интерпретируется как алхимический иероглиф: «Материал, мёртвый и гниющий, как нам о том напомнил Тринадцатый Аркан, подвергается очищению, оно заставляет его сменить цвет с чёрного на серый и наконец на белый, который обозначает успех первой части Великого Делания» (le Tarot des Imagiers du Moyen Âge, Oswald Wirth, Paris, 1966).
Как бы хотелось, чтобы это было правдиво и реалистично и чтобы ничто более не пряталось под столь соблазнительной оболочкой. Увы, Вирт не сказал ничего, написав это; попытаемся начать сначала: гниение состоит в разрушении материи, в её расчленении, в её трансформации в уголь под давлением, что уподобляет её металлической и минеральной золе. Первая сила заставила повернуться колесо, и материя выходит из царства Сатурна, чтобы войти в царство Юпитера, становясь серой, о чём говорит Пернети! Кого мы заставим поверить в подобную глупость? Ко всему, что алхимики написали о цветах, как хорошо заметил Фулканелли, цитируя «Химическое небо» Толлиуса, нужно подходить осторожно. Ибо весь процесс проходит сухим способом в закрытом горне: итак, никакие цвета невозможно увидеть и единственное, что может воспринимать Делатель, это цвет горна, который, по правде, есть настоящая могила. Цвета хранят свою тайну, и мы гарантируем, что эта тайна никогда не будет открыта, потому что, логически рассуждая, здесь нечего открывать; но остаётся понимание сердцем и чувствами: используя его, Делатель откроет великолепие текстов и цветных гравюр; духовное продвижение приведёт к чему-то иному, что, повторим это, очень мало соответствует эмоциями, которые может вызвать музыка. Однако вернёмся к Четырнадцатому Аркану. Мы говорили: «Это вход духа в материю, символ всех духовных трансформаций».
Эта интерпретация нам кажется одновременно неточной и неполной:
— неточной, потому что материя включена в дух уже очень давно, со времени, когда образовался Зелёный лев, который заметил Красного льва; можно считать, что созревание (старение металла) установилось в знаках Весов и Девы; знак Близнецов — знак созревания;
— неполной, потому что Камень не создаётся из входа духа в материю, но из проникновения Души в Тело через медитацию Духа; а это совершенно отлично от смысла последней цитаты.
Фактически, Умеренность, воспринимаемая с алхимической точки зрения, позволяет установить режим спокойствия, над которым господствует Вечная вода (о ней говорили старые алхимики), позволяющая созревать их Ребису перед воссозданием Серы в Теле, настраиваемым постепенной коагуляцией этой меркуриальной воды в виде перенасыщенного раствора, мало-помалу кристаллизирующегося. Итак можно сказать, что излишек Души и Тела станет способствовать гибели Духа, который сублимируется. И здесь реализуется не столько перевоплощение, сколько простое воплощение; также давайте рассмотрим как ошибочное следующее размышление: «… Достаточно напомнить, что классическое действие переливания одного сосуда в другой в Древней Греции есть синонимом метаморфозы» [Gérard van Rijnberk, le Tarot (Histoire, Iconographie, Esotérisme), Lyon, 1947]
Верно в религиозном контексте, но ошибочно в герметической интерпретации, сосредоточенной на алхимическом процессе. Наконец, читатель должен был отметить, что наша Умеренность крылата: знак Воздуха, согласно астрологии, знак Воды в реформированной системе Элементов, которую мы предложили на этом сайте, получается, что крылья выражают необходимую циркуляцию жидкостей, и это движение служит дополнительным подогревом в вязкой массе Компоста. Здесь Папюс видит: «… чистую Инволюцию, или снижение волатильной Силы в Материи, огонь атанора, сообщающий Материи зелёный цвет».
Карнейру цитирует в своих комментариях главу VII «Трактата о Соли», приписываемого Михаилу Сендзивою (Michael Sendivogius (Michał Sędziwój), 1566-1636, польский алхимик) [но являющегося компиляцией, как мы говорили].