Танки и…

(автор: gest)
(2013 год)

На самом деле, теперь, имея под рукой описания 8 танков-братьев, 8 танковых парадигм, я могу предаваться утончённому разврату — проще говоря, перемножать всё на всё.

Танки и боги

Начнём со скромного, с моих богов. Вот есть восемь детишек-танков. На кого они прежде всего похожи? Ну понятно, что все они взяли что-то от мамы-танка и от папы-бога. Но вопрос о более тонком сходстве.

Трое из них взяли от отца больше других.

Это первенец, Огонь — потому что он самый сильный.
Второй сын, Небо — потому что он самый лучший.
И ещё Гора. Потому что он артиллерия, а «артиллерия — это бог войны».

Ещё одна троица напоминает супругу бога войны — Светлую богиню. Вы её помните, да?

[О, тут необходимо объяснение. Как они могут быть похожи на неё, если они не её дети? Но когда у богов рождаются дети от смертных, они нередко бывают похожи и на богинь — небесных спутниц того или иного бога. Так это работает. Сын Зарада от смертной — это, в чём-то, и сын Иши, его божественной супруги. Дети Императора в чём-то и дети Императрицы. Тут сложно использовать какие-либо земные термины типа «супружеской неверности».

…Я тут же задумался о выдуманной разумной расе, у которой бы размножение именно так и работало. То есть, самки беременеют от самцов, но заражают их своим ДНК — самцы трахают всё, что движется, но их дети рождаются похожими на их постоянных спутниц. Этакая телегония наоборот. Впрочем, кажется, это уже было, кто-то придумал и использовал этот принцип до меня :(. Ладно, я отвлёкся.]

Итак, трое детей похожи на Светлую.

Это Земля, потому что он последний детёныш в помёте, самый маленький и слабый. А маленьких не стоит обижать и недооценивать! Светлая всегда на стороне слабых.
Это Вода, потому что Светлая в бою — это прежде всего скорость.
И это Ветер. Потому что Светлая не промахивается. «BOOM! Headshot.»

Ну и да, оставшиеся двое больше всего похожи на бабушку с дедушкой, это как обычно.

Гром — это, конечно, Император, бог власти. Потому что гром, молнии и смерть с небес. Потому что он любит всеми командовать.

Озеро — Императрица, его небесная супруга. Потому что она любит обо всех заботиться.

Танки и шахматы

В этом удовольствии я себе не мог отказать.

Это один из моих любимых способов разбора тех или иных концепций — по фигурам классической европейской игры.

Королём, естественно, будет танк-координатор. Он всем управляет, от него всё зависит. Его защита максимальна — потому что его бронёй являются все остальные фигуры.

Ферзь — идеальный танк настоящего и будущего. Оптимальное сочетание брони, подвижности и огневой мощи.

Слоны — быстрый танк и танк-БМП.

Конь — истребитель танков  (2 шт.). Конь — единственная фигура, способная атаковать ферзя, не подставляясь под его удар. Конь олицетворяет подвижность и силу неожиданного удара.

Ладьи — тяжёлый танк и САУ.

[Таким образом, ферзь (111) — это ладья + слон: либо 101 + 010, либо 100 + 011.]

Пешки — это танкетки, ну это понятно. Каждая из них хочет вырасти в ОБТ, но на худой конец согласится на истребителя.

Танки и фрики

Потом мне захотелось представить, как они все будут драться одновременно, в какой-нибудь «Вальгалле парадигм» — какие роли им достанутся?

Поначалу мне захотелось наложить их на концепцию Арчера Джонса для современной войны. Где центр занимает пехота и артиллерия, которые зачищают территорию от противотанковых и противовоздушных средств, которые, в свою очередь, жгут танки и сбивают самолёты соответственно, ну а танки и авиация выбивают с позиций пехоту и артиллерию.

Поэтому я их распределил так. Танки — тяжёлый (Огонь, ), быстрый (Вода, ), основной (Небо, ). Танк-монстр идёт напролом, ОБТ заходит во фланг, а быстрый танк-агрессор хозяйничает в тылу.

Артиллерия и пехота — САУ (Гора, ), БМП (Озеро, ), танкетки (Земля, ). Танкетки патрулируют позиции (и могут работать в качестве лёгких тягачей), БМП подвозят пехоту, расчёты и снаряды. Артиллерия как обычно.

Противотанковые средства — танк-координатор (Гром, ) и противотанковый танк (Ветер, ). Один наводит смерть с неба, второй методично отстреливает неприятельскую бронетехнику. Оба уязвимы для снарядов, прилетающих издалека, пехоты и вала дешёвых машин.

Но потом я понял, что это слишком мелко, надо повысить ставки. Когда я вернулся к этой теме, я придумал новый вариант — по концепциям безумного Монстера! Как вы, может быть, уже знаете, monster истолковывает всё с точки зрения Камня, Ножниц и Бумаги, где Бумага — это Инфантерия, Ножницы — Кавалерия, а Камень — Артиллерия (1, 2, 3, ну и дальше по тэгам). Инфантерия относится к кавалерии и артиллерии, как 4:2:1. На четыре части пехоты всегда должны быть две части кавалерии и одна артиллерии. Впрочем, он потом ещё добавил отдельное управление или обеспечение, так что схема стала выглядеть так — 4:2:1:1.

Понятно, что все танки у нас и так будут кавалерией. Но в рамках кавалерии, как мы знаем, тоже возможна своя инфантерия, кавалерия и артиллерия, (см. по ссылкам)? Артиллерией кавалерии станет, естественно, самоходная артиллерия. И танк-координатор (самоходный штаб) — он либо пойдёт в артиллерийский блок, либо образует независимый блок управления-обеспечения (который, как я уже сказал, относится к артиллерии, как 1:1).

Остался блок кавалерии и блок инфантерии. Но среди них мы тоже можем выделить свою инфантерию, кавалерию и артиллерию, следуя принципу фрактала!

Таким образом, инфантерия кавалерии, наименее гибкая и наиболее многочисленная, будет состоять из:

Инфантерии инфантерии кавалерии. Это будут самые хилые танки, то есть танкетки.
Кавалерии инфантерии кавалерии. Это быстрые танки-разведчики, побеждающие за счёт своей скорости и скорострельных пушек. Легко обходят танкетки и рвут их в клочья.
Артиллерии инфантерии кавалерии. Тяжёлые неповоротливые танки с толстой бронёй. Расстреливают быстрые танки. Уязвимы для атак «неистребимой саранчи» со всех сторон, так как эта добыча для них слишком мелкая.

Дальше идёт кавалерия кавалерии:

Инфантерия кавалерии кавалерии — это гусеничные бронетранспортёры (танки-БМП) с отрядами панцергренадёров. Они способны быстро занимать и удерживать позиции.
Кавалерия кавалерии кавалерии — это ОБТ, танки с оптимальным сочетанием характеристик. Жгут бронеходы, давят пехоту.
Артиллерия кавалерии кавалерии — низкие и малозаметные истребители танков, танки-снайперы. Расстреливают ОБТ. Уязвимы для пехоты, действующей при поддержке БМП.

Соответственно, кавалерия кавалерии в целом способна прорвать позицию, удерживаемую пехотой кавалерии, но проигрывает артиллерии кавалерии.

Отельный бонус — пехотный блок является порождением Первой мировой. Именно в результате осмысления опыта Первой мировой возникла идея, что армии необходимы тяжёлые танки, возможно, многобашенные или хотя бы многопушечные; быстрые танки, способные действовать в тылу неприятеля; и предельно дешёвые недотанки, которыми можно максимально насытить войска.

Кавалерийский блок — ответ на опыт Второй мировой. Поэтому он состоит из бронемашин, способных перевозить специально подготовленную пехоту с противотанковым вооружением; «подвижных средних танков с вооружением и защитой тяжёлых» и быстрых истребителей танков.

Отсюда получаем, что артиллерийский блок (или блок артиллерия-и-управление), является ответом на опыт виртуальной Третьей мировой: с самоходной артиллерией, способной быстро раздать по «умному» боеприпасу в каждую необходимую точку, или даже попасть несколькими снарядами в одну цель одновременно, запустив их по разным траекториям; и дорогой и сложной бронетехникой, набитой электроникой и средствами связи, чья главная задача — контролировать поле боя, небеса и эфир.

Танки и кубик Переслегина

Как все знают, юзер Гест занимается тем, что берёт концепции с равным числом элементов и соединяет их. Если число элементов не совпадает, Гест выкидывает лишние или добавляет свои, и всё равно их соединяет.

Сначала я написал об австралийской концепции армии-как-системы (AAAS, Army-As-A-System, и далее по тэгу aaas).

Там изначально было семь элементов — Атака, Защита, Движение, Принятие решений, Сбор информации, Обеспечение и Связь. Я сказал, что это всё-равно четыре стихии, по два элемента на каждую. Огонь — это Принятие решений и Атака, Вода — Связь и Движение, Земля — Обеспечение и Защита. Воздух — Сбор информации и… новый элемент, Проекция силы. Чтобы в сумме их было восемь. Атака, Движение, Проекция силы, Защита — это плотные элементы, Принятие решений, Связь, Сбор информации, Обеспечение — тонкие. Всё сошлось. Это ж Гест.

Рис.1. Кубик, вид сверху.

Потом был кубик Переслегина.

Если коротко, то Переслегин писал, что в каждом обществе всегда существует четыре базовых процесса — четыре типа операций с информацией. Это Управление, Обучение (образование), Познание и Производство. Им соответствует четыре иллюзорных процесса — Война, Эстетизация, Контроль (оценка) и Трансценденция. Итого, их восемь — восемь вершин условного кубика.

Рис.2. Кубик, вид сбоку.

(Да, я тогда поменял местами переслегинский Контроль и Эстетизацию, чтобы схема лучше сходилась. Но мой вариант действительно был удачнее. И потом, кому вы поверите в таком вопросе — мне или Переслегину?)

Ура, сказал я, это же то же самое, что и AAAS! Ось «Управление — Война» однозначно соответствует оси «Принятие решений — Атака»! А значит, сойдутся и остальные. «Образование — Эстетизация» это «Связь — Движение». «Познание — Трансценденция» это «Сбор информации — Проекция силы». И, наконец, «Производство — Контроль» — это «Обеспечение (ресурсы) — Защита».

При этом, противоречие армии и общества проявляется в том, что «иллюзорные» процессы социосистемы становятся «плотными» элементами Армии-как-системы, и наоборот.

Ну вы поняли, куда я клоню, да? Схемы с восемью элементами должны сводится к кубику Переслегина. Да, у меня есть парочка таких схем. Я их, в принципе, держал при себе, берёг вашу психику. Но теперь есть такой шикарный повод… Восемь танковых парадигм по восьми триграммам!

Триграммы лучше всего разместить по восьми вершинам кубика так, чтобы каждая из них соседствовала с тремя другими, которые отличаются от неё ровно одной чертой. По крайней мере, мне этот способ кажется наиболее гармоничным.

Рис.3. Кубик.

Что сразу бросается глаза? Во-первых, ось Управление — Война, Война и Власть. Эта ось настолько «жёсткая», что в той или иной форме она проявляется почти во всех моих концепциях…
Например, в моём личном пантеоне эта ось соответствует отношениям между Императором и его старшим сыном, богом-войны…
…В моей личной системе символов эти два элемента играют крайне важную роль…

Управление (Гром) — танк контроля и управления. «Принятие решений» в AAAS.
|
Война (Огонь) — сверхтяжёлый танк для прорыва укреплённых линий обороны. «Атака» в AAAS.

И это практически автоматически даёт нам все остальные соответствия. По крайней мере, очевидно, что триграмма «Земля» — минимальный танк, танкетка — должна наложиться на Производство. Это ведь самый дешёвый и технологичный танк, который можно наклепать в огромных количествах — поэтом-то у него провалы по всем остальным характеристикам. Он неразменный пятак войны.

Производство (Земля) — танкетка. «Обеспечение» в AAAS.
|
Контроль (Гора) — артиллерийский танк. «Защита» в AAAS.

Понятно, да? С одной стороны, бесконечная лавина дешёвой «саранчи», которую не жалко. С другой — гордое самоходное орудие, которое просто стоит на своих позициях. А перед ним — простреливаемая им территория, которую усеивают останки тех, кто пытался через неё прорваться. «Наступление — это перенос зоны действия артиллерии вперёд».

Познание (Вода) — крейсерский танк, аэромобильный наводчик-корректировщик. «Сбор информации» в AAAS.
|
Трансценденция (Ветер) — истребитель танков. «Проекция силы» в AAAS.

«Проекция силы» хорошо рифмуется с путём снайпера. Плюс, чисто геометрические причины :). Ну вот так получилось, что именно снайпер у нас общается с Богом и сообщает другим танкам волю богов — самым непосредственным образом. А из самого быстрого танка и разведчик выйдет отличный, с этим, думаю, никто не будет спорить.

Наконец…

Образование (Озеро) — танк-БМП. «Связь» в AAAS.
|
Эстетизация (Небо) — ОБТ. «Движение» в AAAS.

Вот видите, здесь уже сказываются эффекты «смысловой рифмы»! Понятно, что БМП работает с людьми (в самом непосредственном смысле слова), а ОБТ, по общему мнению, является самым красивым из восьми братьев и олицетворением бронетанковой эстетики, как таковой. Но, одновременно, произошло следующее. В смежной концепции разница между «Связью» и «Движением» заключалась в разнице между передачей информации и переброской материальных объектов. В кубике Переслегина я отдал «Образованию» функцию передачи информации в социуме (и поддержание общей информационной связности социума), а «Эстетизации» («иллюзорному обучению») — функцию «запаковки смыслов» и возможность передачи информации за пределы социума. Теперь же в танках получилось так — ОБТ возят сами себя (и поэтому они связаны с Движением, как с главным принципом манёвренной войны), а БМП возят людей (и поэтому они обеспечивают связь и связность).

[Я писал: Я тут подумал… я, конечно, воспитывался в русле традиционной европейской эзотерики. (Нет, серьёзно, спасибо моей бабушке.) Но для ряда моих концепций, действительно, орёл в качестве символа Воздуха и человек в качестве символа Воды будут смотреться даже удачнее. Не во всех случаях, но в некоторых. Это как раз тот случай.

Вторая, «водная» позиция — это БМП и ОБТ. БМП возит людей; ОБТ прекрасен и соразмерен, как классическое изображение Человека.
Третья, «воздушная» позиция — это крейсерский танк и истребитель танков. Им вполне подходит крылатая символика. Один должен передвигаться по воздуху, так или иначе — вспомните идеи Кристи. Второй вполне мог бы родиться противотанковым вертолётом. Один летает — второй пикирует на цель.]

Междутемье

Когда я выдумал «восемь танковых парадигм» — всё, как makarovslava заказывал! — меня всё ещё смущали некоторые вещи.

Во-первых, там не было места для тяжёлых противотанковых/штурмовых самоходок, типа советских «зверобоев«. Ладно, можно сказать, что подобные машины никогда не смогли бы играть главную роль, только вспомогательную — а если бы они играли главную, мы приравняли бы их к тяжёлым танкам.

Во-вторых, это уже сильно позже, я увидел следующий текст Монстера:

«Термоядерная революция.

Термоядерное оружие перемешало карты всем военным теоретикам. С одной стороны, это огромное преимущество, ядерный боеприпас кардинально увеличивает мощь артиллерии, нивелируя все возможности бронекавалерии. Один удачно пущенный ядерный снаряд нейтрализует целый танковый батальон. Но с другой стороны, это большая слабость, поскольку бронекавалерия тоже может использовать ядерные боеприпасы в собственных интересах, расчищая себе путь. Термоядерная война, это интенсивный обмен ядерными ударами, это огромные потери, и единственный шанс хоть как-то приемлемо выиграть термоядерную войну, это максимально быстро вывести из строя врага.

Термоядерная война делает бессмысленными осады, термоядерная война делает бессмысленной линию фронта. Термоядерная война убила инфантерию как таковую. Ожидаемые потери слишком велики, и ожидаемые потери при проводке колонн сквозь незачищенную территорию врага, отходят на второй план. Термоядерная война, это один сполшной Афганистан. Возможно, что афганской войной маразматики политбюро пытались показать «западу» свою готовность вести термоядерную войну.

Термоядерная война исключительно своеобразна. Термоядерная война, это множество «прокалывающих» ударов, идущих к ключевым целям на территории врага. Термоядерная война, это кавалерия, не боящаяся артиллерии. Танки прут не абы как, а защищённо, они идут по бурелому, оставленому «разграждающими» ядерными ударами. Дорога танковых клиньев, это цепочка ядерных ударов. Традиционная засада невозможна, как-то противостоять наступающим танкам могут только мобильные, сильно защищённые от радиации машины. Танки противника. Танки играют основную роль в термоядерной войне, а пехота ведётся с собой только для захвата важных, конечных целей. Важных опорных пунктов, узлов коммуникаций, городов. Нет, инфантерия термоядерной войны, это не пехотинцы, а основные танки, только танки могут хоть как-то выживать во время термоядерной войны.

Ещё одной характерной чертой термоядерной войны является игнорирование широких пространств, ограничение боёв коммуникациями. Наступление должно производиться максимально быстро, для чего необходимы максимально хорошие дороги, чтобы не снижать маршевую скорость. Танки прут по дороге, их отстреливают егеря, но это никого не волнует, потому что у танков план. Танки должны на всех парах ломиться к столицам европейских государств, чтобы окружить их и захватить, чтобы низвергнуть старые элиты на положение маргиналов и установить свои марионеточные правительства, выведя страну из войны. Танки должны не считаясь с потерями сокрушить, проломить в лоб врага, просто ради понтов. Да, термоядерная война, это тот самый блиц-криг«.

(Я, правда, не удержался и съязвил, написав свой пост про «парадигмы Монстера». Инфантерия термоядерной войны — это вовсе не основные танки. По определению, танки здесь становятся артиллерией: «Традиционная засада невозможна, как-то противостоять наступающим танкам могут только мобильные, сильно защищённые от радиации машины. Танки противника«. Инфантерия — это тактическая авиация, начиная с вертолётов.)

Как бы то ни было, это заявление поставило меня в тупик. Безусловно, советская военная доктрина развивалась именно в ту сторону. Быстрые дешёвые танки, стреляющие ядерными снарядами и мчащиеся на Запад по любой доступной дороге.

«А ты думал», — сказал Слава — «Вот именно поэтому в СССР постоянно пытались создать танк со 152-мм пушкой». (В 152 миллиметра уже влезает тактический ядерный заряд.)

Но у меня не было такой парадигмы! Ближайшей, со сверхмощными снарядами, была «Гора» — но там мощность оружия достигалась за счёт компромиссов с подвижностью; такая штука, скорее всего, не смогла бы одновременно двигаться и стрелять. У Монстера же описывалась ровно обратная ситуация — сама мощь оружия привела к вымиранию артиллерии и резкому росту роли подвижности (и массовости) бронетехники, в ущерб всему остальному.

В общем, это всё заставило меня задуматься.

Танки и «танки»

Суть «Мира Танков» (как и всех других подобных игр) я кратко выразил в 2009 году:

«Когда игра начиналась, все строили крейсера… потом стали рулить авианосцы, но их с тех пор занерфили, теперь профи играют от линкоров«.

Когда в конце того же 2009 года я пересказал makarovslava итог моих размышлений о восьми танковых парадигмах, он сказал, что в их игре встречаются все варианты, кроме двух. Понятно, что в отсутствие авиации, «Гром» не имел смысла; а без пехоты не могло появиться и «Озеро».

Но на самом деле, там не могли себя проявить и танкетки — не было экономики, которая могла бы оправдать ставку на большее число более мелких танков, не было самой возможности создать численное превосходство за счёт вала дешёвой продукции; не было условий, в которых мог бы действовать только малогабаритный танк; в конце концов, опять же, не было пехоты — танкетка ведь прежде всего является самым очевидным пехотным танком. Без всего этого «Земле» оставалось только играть роль начальных машин первого уровня.

А отсутствие стратегических масштабов и глубокого тыла с уязвимыми целями, а также авиации, которая могла бы перебрасывать лёгкие танки вглубь вражеской территории (а в некоторых случаях и эвакуировать их обратно), свела быстроходные танки-диверсанты к вспомогательным «светлякам».

Получалось, что только четыре потенциальные парадигмы вышли в финал. Все они соответствовали «иллюзорным» процессам кубика Переслегина, а также плотным компонентам AAAS:

Я их выделил красным цветом, потому что у них у всех есть активная черта, которую мы связали с огневой мощью. (Синий цвет обозначает подвижность, а зелёный — броню.)

Это тяжёлый танк (Война), идеальный танк (Эстетизация), танк-снайпер (Трансценденция) и танк-артиллерия (Контроль). Они же воплощения Атаки, Манёвра, Проекции силы и Обороны.

В общем-то, логично, что реально работающими парадигмами оказались именно те, которые связаны с огневой мощью — чтобы я не писал, всё-таки сложно представить себе основную боевую единицу, для которой вооружение не приоритетно. (Поэтому остальные четыре парадигмы у нас становятся «виртуальными» — они опираются на тонкие компоненты армии-как-системы, а именно, на Принятие решений, Связь, Сбор информации и Обеспечение.)

Но довольно этой каббалистики.

С самого начала сомнение вызывает танк-артиллерия — бронетехника, созданная с упором на орудие. Думаю, вы согласитесь, что если бы игра делалась в расчёте на танковые дуэли в чистом виде, там скорее всего образовалась бы сплошная последовательность от неповоротливых танков с толстой шкурой и огромной пушкой до юрких и малозаметных кусачих танчиков с минимальной защитой. А посередине — средние танки, которые, в зависимости от баланса, были бы во всём хороши или во всём плохи. И каждый следующий патч смещал бы равновесие в ту или иную сторону по этой шкале.

Но разработчики «Мира танков» пошли другим путём. Им пришла в голову гениальная идея насчёт «геймплея для девочек», игры от арты — Слава Макаров заслуженно гордился этим решением. В итоге, согласно первоначальным планам, предполагалось уравновесить геймплей по трём вершинам (арта, тяжи, средние танки), создав классическую схему «камень-ножницы-бумага». Жертвами стали противотанковые самоходки, которые, таким образом, приравнивались к средним или тяжёлым танкам, в зависимости от тоннажа. [Потому что четырёхугольную схему невозможно уравновесить. А если и возможно, то крайне извращённым способом.]

Тяжёлые танки должны были контролировать популяцию средних. Средние должны были давить арту. Арта должна была расстреливать неповоротливые тяжёлые танки, не способные быстро уйти из под огня.

В итоге, оказалось, что изменяя конкретные характеристики, заложенные в модель — например, процент попаданий и эффективность брони, — можно воспроизвести одну из трёх танковых парадигм.

Либо тяжёлые танки превращались в аналог линкоров, а все остальные танки становились их свитой — крейсерами и эсминцами. Величественные гиганты медленно перестреливались на нейтральной полосе, артиллерия робко поддерживала своих чемпионов, а юркая мелочь старалась окружными путями подобраться к базе для захвата.

Либо артиллерия начинала безбожно рулить, а все остальные танки делились на «свет» и «антисвет», то есть тех, кто вскрывал позиции вражеских орудий, и тех, кто охранял свою артиллерию.

Либо средние танки высоких уровней превращались в аналоги современных ОБТ, а все остальные танки — в массовку и закуску.

[Остаётся открытым вопрос, можно ли такими же методами воссоздать парадигму, в которой будут рулить исключительно ПТ-самоходки и снайперский геймплей. Возможно, если улучшить параметры маскировки, убрать броню, «апнуть» пушки… то игровой процесс можно будет свести к принципу «тушка в кустах или холм в крестах». Только это точно поломает всем игру.]

Меня во всём этом заинтересовало другое. А именно — заинтересовалась ли ими военные?

У Варгейминга есть то, чего сейчас нет ни у кого в мире. У них есть схематичная модель боевых действий, которая постоянно обкатывается на независимых агентах — десятки миллионов пользователей по всему миру, сотни тысяч боёв в день. Это уже больше, чем война. Потенциально, у них есть статистика, очищенная от каких-либо субъективных факторов, вроде индивидуальных предпочтений, искусства игроков, везения. У них есть набор характеристик, которые они могут произвольно менять по своему усмотрению, патч за патчем. «Мы изменили процент успешных попаданий на столько-то — теперь типичный бой проходит так-то, а техника с такими-то характеристиками резко повысила свои показатели».

Да какая-нибудь корпорация «Рэнд» за доступ к таким данным свою коллективную левую руку бы отдала! Они гоняют намного более примитивные модели в своих виртуальных симуляциях, с участием условных компьютерных «человечков». А в «WoT» намного больше калибруемых параметров, несоизмеримо больший объём данных для получения значимых результатов, и «человечки» настоящие! В каком-нибудь военном институте можно было бы не меньше трёх докторских защитить, по темам в духе «Влияние сравнительной эффективности брони и подвижности на ход боевых действий».

Суть ведь не в том, насколько точно они изображают реальный мир. Это условная модель. Но она имеет дело с теми показателями, которые, помимо прочего, должны непосредственно учитываться при разработке новой военной техники и тактики, а это, в свою очередь, позволяет понять, как именно эти показатели связанны друг с другом, и как проявляется их взаимное влияние.

Танки и будущее

В «восьми братьях» всё хорошо, кроме их очевидной дизельпанковости. Большинство этих концептов больше подходит для альтернативного 20 века, а не для будущего.

Поэтому я решил придумать альтернативные «восемь танковых парадигм», которые бы отталкивались от столь же примитивной схемы, но описывали возможные пути будущей эволюции танков в рамках фантастики ближнего прицела. Естественно, надо иметь в виду, что каждый из этих танков по-прежнему живёт в своём собственном мире, со своим уникальным сочетанием технологий и геополитической ситуации. Правда, в этом случае, «Вальгаллу парадигм» (где они все жили бы одновременно) для них придумать проще, так как тема у них одна — будущее.

На самом деле. я всё это уже расписал три года назад. Собственно, вся соль там в комментах — я в очередной раз доказал, что являюсь своим самым лучшим комментатором! :-D.

Мы все привыкли к разбивке на атаку/защиту/движение, но, в конечном счёте, это уже архаика, она не учитывает роль информации. Может быть, управляемое оружие и сенсоры с системами связи — это действительно ключ к чему-то значимому?

Так что, вот тебе — восемь парадигм-архетипов… ну скажем так, «2099 года» (процитируем старые комиксы). Восемь вариантов развития, восемь версий поля боя будущего.

Снизу Огонь, непосредственная огневая мощь. Справа Вода, скорость и манёвренность. Слева Земля, защита (её доля обратно-пропорциональна Воде, они как два экстремума — с одного конца быстрая, юркая, и, соответственно, лёгкая боевая машина, с другого — хорошо защищённая, большая, тяжёлая и неповоротливая). Наконец, вверху Воздух, наш «фактор Икс» — сенсоры, связь, непрямое воздействие, «оперативный симбиоз» с высокоточным управляемым оружием и его носителями.

В центре объект, у которого все эти части будут идеально уравнены, наш номер девять. Мы его сознательно исключаем, по правилам игры.

1. Начнём с нижнего левого угла (и дальше пойдём против часовой стрелки). Цитирую свой старый коммент: «Слева внизу — упор на огневую мощь и защиту в ущерб скорости. Наш традиционный тяжёлый танк (в будущем)«. Огонь плюс Земля, в равных пропорциях. Танкостроение будущего вернулось к теме, начатой тяжёлыми танками конца Второй мировой, но только на новом витке и с новыми технологиями. Как оказалось, в тот раз это был не тупик, а просто фальстарт. Итак, калибры танковых орудий быстро ушли за психологически важный барьер в 140 миллиметров и достигли 152-180 мм (6-7 дюймов). Вес танка перевалил за сотню тонн. По меркам будущего, это были довольно тупые машины — тупые, но эффективные.

Но возможно, здесь будет и что-то более ретро-футуристичное:

TheCannyKen (c)

Учитывая культовый статус «Объекта 279«, его нельзя здесь не упомянуть. Опять же, может быть, его конструкторы просто опередили своё время.

+ Довесок:

У героя моего предыдущего поста есть ещё и такая инженерная машина:

flaketom (с)

Я как посмотрел на неё — и сразу подумал: Забыл! Целый архетип забыл! Настолько забыл, что он даже в пост про пропущенные варианты не попал!

Линия развития, в которой основные боевые танки сливаются с инженерными машинами и бронебульдозерами!

makarovslava писал:

«…Эффективность общевойсковых соединений ползёт вниз, вундервафли начинают решать. То есть тут проблема — танки массой тонн в 300, которые сложно нормально сопровождать сапёрами. Напрашивается актуальность возможностей самоокапывания, на выходе — танк с манипуляторами.»
Тяжёлый танк с мощным вооружением, бульдозерными отвалом и двумя манипуляторами с ковшами для самоокапывания! Такого у меня ещё не было.

Впрочем, без паники. Он как раз пойдёт в танки будущего, на место «Огня» — то есть, в вариант с максимальным влиянием Огня и Земли.

/*задумавшись*/ Такой танк и в ходе городских боёв сможет зажечь! Проводить перепланировку жилых кварталов… ходить «в рукопашную»…

 

2. Внизу, посередине — «огневая мощь на первом месте, подвижность и защита уравновешены. Классический танк, ОБТ«. Ничего не изменилось. Текущие тенденции танкостроения сохраняются. Танк будущего — это наш современный ОБТ, разве что чуть лучше.

Josh Finney (c)

Впрочем, здесь вполне может быть и что-то такое:

T10 Charioteer (Keith Thompson велик).

3. «Справа внизу — упор на подвижность и огневую мощь в ущерб защите. Лёгкий «охотник», крайнее развитие тенденций, которые иногда приписывают «советской школе танкостроения»«. Возможно, в мире будущего снова образовались два гигантских военно-политических блока с общей сухопутной границей — и возник спрос на танки, которые смогут как можно быстрее преодолеть расстояние до жизненно важных центров противника, а по пути крушить всё встречное и поперечное. Огонь и Вода. Выживаемость отошла на второй план — тотальная война оперирует другими понятиями. Вот здесь будут танки термоядерной войны по Монстеру.

(Кажется, эту фотографию я содрал из журнала andrei_bt.)

 

4. «Справа, в середине — очевидно, лёгкий аэромобильный танк, разведчик-диверсант, нечто среднее между «охотником» и «наводчиком». Упор на подвижность, но есть и огневая мощь, и информационная компонента«. Носитель управляемого оружия. В наши дни вооружение БМП и прочей лёгкой бронетехники постоянно пытаются усилить за счёт противотанковых ракет. Известный факт — во время первой «Бури в пустыне», БМП «Брэдли» уничтожили больше иракских танков, чем хвалёные «Абрамсы». Таким образом, в этом варианте будущего классические ОБТ оказались тупиковой ветвью, а развитие бронетехники пошло по пути более лёгких машин, где к установленному в башне скорострельному орудию в обязательном порядке прилагались пусковые установки противотанковых ракет и ракет «земля-воздух».

Длинношеее:

Настоящая сухопутная подлодка для степей Украины. Но у того, о чём я говорю, будет ещё и какая-никакая, но пушка.

 

5. «Вверху справа — мобильность и «фактор Икс» в ущерб всему остальному. Быстрый и лёгкий разведчик-наводчик, выдаёт целеуказания авиации, артиллерии и крылатым ракетам. (Понятно, что у него при этом есть и пушка, и броня, это всё-таки танк; но главное его оружие — это именно специальное оборудование и устройства для сбора, обработки и передачи информации)«. Этакий самоходный «фонарик» для подсветки целей — один из элементов в сложной и разветвлённой информационной сети. Тут в начале будет что-то вроде белорусского «Сталкера«, а в дальнейшем, пожалуй, и «необитаемые» машины-роботы.

Cutangus (c) — у него такого много, и не только такого!

 

6. «Вверху, посередине — «фактор Икс», плюс защита и подвижность в равной степени, в ущерб огневой мощи… Защита и подвижность — это рыцарь, это в твоих схемах обычно «носитель». Воюет не сам по себе, но возит тех, кто воюет, обеспечивая им поддержку и координируя их действия. (Неважно, о ком или о чём идёт речь — о солдатах в бронескафандрах, боевых беспилотниках или о рое наноботов). Подвижность нужна для доставки груза по адресу, защита — для обеспечения сохранности груза, всё остальное — для связи и управления«.

В общем, это наша очередная «мама», в той или иной форме. Танк, который прежде всего воюет автономными, но зависимыми от него боевыми единицами.

 

7. «Вверху слева — Земля + Воздух, предельно защищённая мобильная платформа, тяжёлая и неповоротливая. Дирижёр боя, мозг на гусеницах, который способен обнаружить врага на любой дистанции и уничтожить чужими руками, при этом отслеживая столько-то целей, наводя столько-то беспилотников и координируя действия систем ПРО и ПВО на ТВД«. Про этот вариант я уже всё сказал.

По версии автора, это миноукладчик:

flaketom (с)

 

8. «Слева, в середине… Защита, и огневая мощь с «фактором Икс»; на схеме расположена между мобильной платформой и тяжёлым танком. Тяжёлое снайперское штурмовое орудие? Что-то мощное, хорошо защищённое, неповоротливое, при этом «глазастое». По чистой огневой мощи эта боевая машина уступает тяжелому танку. Я бы это истолковал следующим образом… в данном случае, речь скорее о тонком, но очень длинном луче. Бьёт редко, по точечной цели, но далеко и метко. Иначе, зачем ему такие сенсоры? Это же не разведчик, у него упор на защиту, а не мобильность. Мне видится жутковатый образ малозаметной черепахи-снайпера, ну и соответствующая картина поединка между подобными боевыми машинами«.

Честно скажу, этой мой любимый вариант из новых :). Он компенсирует отсутствие «тяжёлых штурмовых орудий» в классических парадигмах, и становится на место самоходной артиллерии. Собственно, главные слова уже прозвучали — это черепаха-снайпер. Толстая броня, неповоротливая туша, узкий сектор обстрела, и концентрированная в каком-нибудь «гиперзвуковом снаряде» предельная мощь. Равным по классу толстокожим противникам пытается с предельной дистанции попасть в ствол. Всю прочую мелочь рвёт в клочья, как капля никотина — хомячка.

Нужно что-то такое, только более футуристичное, высокотехнологичное и «стэлсовое»: