Таро Кроули и «Каббала Геста»

(автор: gest)

 

Для начала, небольшой отрывок из забракованного постинга о моём мире:

«Так на смену культу Зарада, через варварский парный культ Зарада-Двуликого (медведь и волк), возникает царский, имперский культ Власти и Войны, Отца и Сына, Императора и Воина (двухглавый орёл). В условиях стабильности, он приобретает симметричность за счёт прибавления ранее независимых женских культов, образуя следующий мини-пантеон — Император-Императрица (Власть и Верность), Двуликий-Светлая (Война и Доблесть).

Опуская разные трактовки, этот «квадрат» можно уподобить фигурам Младших Арканов Таро. Здесь у нас будет Король, Королева, Рыцарь (странствующий принц, воин) и Паж (прекрасный хрупкий юноша, принцесса в мужской одежде). Этого достаточно для сюжета…»

Этих фигур достаточно, чтобы рассказать сказку.
Кроули, желая быть оригинальным, назвал свои фигуры (по старшинству) Рыцарем, Королевой, Принцем и Принцессой.

Рыцарь — это странник, будущий Король, который проходит испытания, назначенные старым королём, получая в награду его дочь, Королеву, и её царство.

— На этом уровне мифологической реальности власть передаётся по женской линии, а правят мужчины, то есть правитель — это муж старшей дочери предыдущего короля… или муж вдовы предыдущего короля. С точки зрения богов моего мира, Рыцарь-завоеватель Кроули соответствует Императору, в более широком смысле — Императору и его братьям (по Толкину: Манвэ, Ульмо, Ауле). Император и Императрица — брат и сестра, они были рождены друг для друга, следовательно, Император ничего не завоёвывал и никуда не вторгался. Но с символической точки зрения, Императрица сидела в своём тереме и пряла, когда Рыцарь-Император пришёл из иных краёв, прошёл испытание, завоевал царство её отца и взял её в жёны.

Принц — это сын Рыцаря и Королевы, который, в свой черёд, сам отправляется странствовать.

— Поэтому в обычной колоде Таро эта карта называется «Рыцарь» и изображает странствующего рыцаря на коне и в доспехах. Принц-Рыцарь, воин, сын Императора и Императрицы — это мой бог войны. Но в этом смысле, он и сам Рыцарь-завоеватель по Кроули, подобие отца, тем более, если речь о родной для него огненной масти. Тут всё сложно.

Принцесса предназначена Принцу, как Королева — Рыцарю. Но здесь сюжет делает виток. По Кроули, Принц обречён умереть и спасти Принцессу ценой своей жизни, а Принцесса превращается во Вдову (…восходит на трон своей Матери, «пробуждает молодость старого Короля», после чего тот вновь превращается в молодого Рыцаря и цикл повторяется). Или у Вдовы вырастает сын, не знавший отца, юный воин, который мстит врагам и возрождает царскую власть.

— Естественно, мы говорим о сказке, а сказки бывают разные. Можно рассказать о том, что на этом уровне сюжет опять переворачивается, и это Принцесса спасает Принца от смерти (из смерти?). Можно рассказать, что здесь уже не Рыцарь находит себе Королеву и королевство, а Принц похищает Принцессу, покоряет её и забирает в своё царство. В конце концов, с образом Принцессы связан и сюжет Светлой, через образ Пажа традиционного Таро, то есть это принцесса, переодетая юношей, принцесса-рыцарь.

Вступление

Часть первая

…Всё началось с telserg‘а, мы тогда говорили о боге войны моего мира. Чтобы проиллюстрировать свои мысли, я взял «Книгу Тота» Алистера Кроули и стал подчёркивать цитаты, отсылающие к образу Двуликого, отношениям между войной и стратегией, стратегией и тактикой и так далее. Отсюда, к примеру, фраза о происхождении шахмат — для нас эта игра символизирует стратегию, а бог войны когда-то выдумал её для отдыха и развлечения уставших воинов.

Вскоро я обнаружил, что эта книга стала для меня гадательной.
При этом, Старшие Арканы Таро Кроули не произвели на меня особого впечатления, они были какие-то неправильные. Но вот Младшие Арканы захватили моё воображение. То же описание огненной масти Посохов, от Туза и далее, читалось, как описание мифа бога войны (и я надеюсь, я когда-нибудь ещё его выложу). В конце концов, Посох Огня — базовый атрибут Двуликого, и я это выдумал ещё до знакомства с Таро.

А описания фигур всех четырёх мастей, мне кажется, просто просятся в тему менталитетов, хотя сначала я хотел ограничиться лишь иллюстрациями к менталитету буржуа. Но потом меня стали просить выложить все 16 фигур.

…Кроули связывал 16 фигурных карт с типами людей. Можно представить, как Кроули идёт сквозь галлерею портретов, вспоминая различных людей, встречавшихся ему в жизни, и деля их на четыре масти (Посохи, Чаши, Мечи, Диски). Но надо иметь в виду, что Кроули считал себя чуть ли не антихристом-антихристианином, поэтому про каждого человека старался сказать какую-нибудь гадость.

Соответствия мастей следующие. Мечи — это масть Воздуха, сам Кроули связывал их с «духом, разумом, борьбой, интеллектом». Это интели. Ещё более очевидна связь Дисков, этих «сынов Земли», с буржуа. В традиционном Таро Диски — это пентакли, одновременно монеты и символ земной стихии. У Кроули, Диск — это фигура, поддерживающая себя постоянным вращением-обращением, то есть тоже Земля и Работа, Капитал. Неистовое пламя Посохов указывает на варваров, этих любителей больших дубин. Методом исключения, Чаши/Кубки оказываются аристократами (Чаша Грааля, как символ?). Хотя настоящие аристократы, это, скорее, не Вода, а Лёд.

Опять мы видим ту же последовательность. Варвары-аристократы-интели-буржуа, линкоры-крейсеры-авианосцы-береговая артиллерия, посохи-чаши-мечи-диски. В любом случае, это гипотеза, а проверять её мы будем на конкретных примерах.

Но сначала о путаннице. Кроули писал, что любая из 16 карт может обозначать как мужчину, так и женщину. Более того, в характере человека может ощущаться влияние не только основной, но и дополнительной карты, всё зависит от дня и часа рождения. (Ха, вспоминается z_area, который предложил сделать соционику более научной, скрестив её с астрологией. По-крайней мере, в астрологии тип человека жёстко привязывается к дате его рождения, а в соционике типирование, во многом, происходит от балды, и одна школа с другой никак не договорится. Да, мы помним, что Переслегин выдумал менталитеты, чтобы объяснить, почему его жена регулярно промахивается с типированием по соционике?)

А если говорить о менталитетах, то некоторые карты будто указывают не на чистый тип, а на смешанный. Причём, сложно сказать, что в таком случае обозначает масть, базовый тип или оболочку? А если тип смешанный, значит, карта одновременно указывает и на другую карту, чья масть соответствует примеси.

— Этот абзац можно не читать —
/*уходит в откровенный отрыв и гонит*/ Если брать стихийные соответствия, то, по Кроули, Рыцарь — это Огонь, Королева — Вода, Принц — Воздух, Принцесса — Земля. Совместив это с Переслегиным, мы получим, что первая пара обозначает древние менталитеты, а вторая — современные. Есть логика в том, что Рыцарь с Королевой представляют собой более древний тип. Но по pikitan‘у и schloenski, древние, биологические менталитеты — это варвар и буржуа, а цивилизованые, человеческие — аристократ и интель. Наконец, по Кроули, в каждой паре должна быть оппозиция мужского и женского (огонь-вода, воздух-земля), а по Переслегину, оппозицию образуют пары аристократ-буржуа и варвар-интель. /*хихикает*/ А это у нас соционические дуальные пары Дон Кихот-Дюма и Жуков-Есенин! Если ещё вспомнить мою Концепцию… /*отсмеявшись*/ Да. Пришлось бы строить графики, таблицы, рисовать всякие фрактальные структуры… Мы этого делать, конечно не будем.
— Всё, всё —

Кроули сам честно пишет: «Дело в том, что в сфере Элементов всё смешано и перепутано; или, если говорить в оправдательном тоне, взаимозависимо и уравновешено.При таком расположении карты, пусть на грубом и сугубо практическом уровне, но очень хорошо описывают различные типы мужчин и женщин».

И я буду считать, что у нас здесь восемь типов мужчин и восемь типов женщин, ведь очевидно, что когда Кроули писал о женских картах, он думал о женщинах, а не людях вообще. В рамках базовых менталитетов эти типы обозначают даже не столько людей, сколько некие полюса притяжения, ориентиры и архетипы.

Часть вторая

Значение Кроули в том, что он хотя бы попытался показать, как будут проявляться менталитеты у мужчин и женщин, и в чём будет разница. Все остальные писали только о мужчинах. (jayrandom вообще свёл древние и современные менталитеты к противостоянию альф и омег, то есть самцов, которые всех бьют и всех трахают, и самцов, которым никто не даёт. Где здесь женщины?!)

Возьмём варваров. По условиям задачи, это специалисты по выживанию, в биологическом смысле. У Переслегина это высокомобильные и сексуально активные люди. Но это стратегия самца, в предельном проявлении — «наше дело не рожать, сунул, вынул и бежать». Здесь и то, что в моём мире называется путём судьбы — «ввяжемся в бой, а там посмотрим; крутые и сильные выживут, а на остальных плевать».
Но самки не могут позволить себе обменять качество на количество. Сексуальная активность ведёт к беременности, беременность и необходимость выкармливать ребёнка резко ограничивает мобильность.

(Соответственно, женщине-варвару нужен не первый встречный, но мужчина, которому она сможет родить крепких, здоровых детей, нужен мужчина, который будет заботиться о ней и её детях. По возможности, это должен быть один и тот же человек, но это как раз необязательно. Главное, она должна суметь зацепить нужного мужчину или мужчин.

Продолжая тему биологического выживания, варвар-мужчина должен драться до конца. В случае чего, всё равно ведь придётся умирать. А если он не смог победить и умер, значит, он был не настолько крутой, нашлись и покруче. Но если он жил, как «правильный пацан», то, с большой вероятностью, у его поза-позапрошлой подружки уже подрастает его маленькая копия.
Женщина так не может. Если она будет драться до конца, она с большой вероятностью угробит себя и свою генетическую линию. Для неё выживание будет связано с умением принимать обстоятельства, которые нельзя изменить, со способносностью «расслабиться и получать удовольствие».)

Итак, предельная активность и мобильность (бегать и всех бить) противоречат функции продолжения рода, и, следовательно, биологическому выживанию данной женщины-варвара. Идеальный варвар-мужчина — Сверхчеловек, «пассионарий», а идеальная женщина-варвар — та, которая найдёт себе Героя, чтобы родить от него сыновей, похожих на отца, и дочерей, в которых продолжится мать.

Ладно. Возьмём аристократку. Как я тогда пошутил, если женщина считает себя капитаном Бладом, мы имеем дело с интелькой. Аристократы себе не врут, значит, аристократка должна считать себя женщиной, благородной женщиной, с женским долгом и женской честью. Это не воины/рыцари/офицеры, как мужчины-аристократы, это совсем другая категория.

Для женщин-интелей не так актуален образ диспута, как войны, в которой одим из способов победы над идеологическим противником является его физическое уничтожение. Женщины воспринимают эти вещи несколько иначе. Потом, у девочки-интельки меньше шансов оказаться «ботаном», по целому ряду причин.

Будут свои различия и у буржуа, например, в отношении к социальному капиталу. У женщин другое восприятие престижа, статуса, немного другая социализация в период взросления — по Переслегину, именно социополовой уровень, формирующийся в 7-8 лет, является у буржуа ведущим.

Таро Кроули, Посохи (огонь, варвары)

Кроули связывал 16 фигурных карт с типами людей. Можно представить, как Кроули идёт сквозь галлерею портретов, вспоминая различных людей, встречавшихся ему в жизни, и деля их на четыре масти (Посохи, Чаши, Мечи, Диски). Но надо иметь в виду, что Кроули считал себя чуть ли не антихристом-антихристианином, поэтому про каждого человека старался сказать какую-нибудь гадость.

И я буду считать, что у нас здесь восемь типов мужчин и восемь типов женщин, ведь очевидно, что когда Кроули писал о женских картах, он думал о женщинах, а не людях вообще. В рамках базовых менталитетов эти типы обозначают даже не столько людей, сколько некие полюса притяжения, ориентиры и архетипы.

Переходим к самим картам. Я слегка сократил описания, оставив только суть.

Рыцарь Жезлов — это мой бог войны. Всадник в чёрных доспехах, на чёрном коне, в огненном плаще. В руке факел, кругом огонь. «Этой фигуре соответствуют такие моральные качества, как деятельность, щедрость, свирепость, стремительность, гордость, импульсивность, быстрота и непредсказуемость. При неправильной энергетической подпитке он зол, жесток, невежественен и груб«.

Это также некий изначальный варвар, варвар-вождь. Деятельный, щедрый, свирепый и импульсивный, отказывающийся признавать границы своей компетенции. Так мы их себе и представляем.
Кроули пишет, что «если первая попытка не удаётся, у него больше нет никаких ресурсов» — варварам традиционно приписывается «короткая дыхалка» и стремление ходить ва-банк, пан или пропал. (Мой бог войны, скорее, будет аристократом-варваром, то есть эта карта описывает его внешнюю суть. С ресурсами у бога войны как раз всё в порядке.)

Принц Жезлов — о нём я уже писал. Это варвар-разведчик, «хитрый варвар». Говоря о варварах, стоит помнить и о хитрецах, которые, с одной стороны, шли в обход и делали ход конём, с другой — всегда были готовы применить стратагему «придти и всех убить нафиг». А о них часто забывают!

«Это воин в кольчуге, но с голыми руками: знак его силы и активности. У него корона из лучей, увенчанная крылатой львинной головой… В левой руке он держит… жезл Силы и Энергии, другой же рукой правит запряженным в колесницу львом» — отсылка к седьмому Старшему Аркану, Колеснице. И это ещё одна грань образа бога войны.

Среди наших знакомых эту разновидность варварского менталитета ярко демонстрирует slavamakarov. И он сам, и alyonka, и ogasawara признали его в предложенном описании. Герои, придуманные Славой или списанные с него, представляют собой идеализированную версию этого типа. Почти каждую строку описания я мог бы проиллюстрировать тем или иным эпизодом моего общения с Макаровым.

«Часто он резок, особенно когда выражает мнение, но сам не всегда придерживается того мнения, которое так бурно отстаивает. Он напористо высказывается просто для того, чтобы высказаться. На самом деле он очень медленно и тщательно составляет своё суждение по любому вопросу и всегда видит обе стороны медали. Он внутренне справедлив, но всегда чувствует, что в интеллектуальном мире справедливость недостижима«.

Ещё одна реплика. ogasawara как-то спросил меня, почему я считаю, что примесь аристократизма делает варваров более отмороженными? С точки зрения психологического возраста, по Переслегину, варвары — это дети, а аристократы — подростки. «В Принце может быть много жестокости — отчасти садистского свойства, отчасти в следствие его толстокожести, происходящей от безразличия и, в каком-то смысле, от праздности!» Жестокость варваров обычно именно такая. Садизм, вызванный скукой, праздностью, толстокожестью. Это злые дети. Но аристократы умеют ненавидеть по-настоящему.

Или вот: «Может выбрать какого-нибудь безобидного, ничтожного человечка и годами издеваться на ним всеми возможными способами… — и всё это без малейшей враждебности«. Варвар может травить кого-нибудь, даже регулярно избивать, но при этом считать, что у них вполне приятельские отншения. Да что там… «Ну да, я хочу его убить. Придушить собственными руками. Но это же не значит, что я к нему какую-то там неприязнь испытываю?» Это варвар.

Кстати, Кроули, очевидно,считал себя Принцем Жезлов, учитывая, сколько он написал про эту фигуру. Замечательная arishai тут хмыкнула и сказала, что сам Кроули — безнадёжный интель. И правильно, кто ещё развлекается, составляя подобные классификации?

Дальше у нас идут дамы, Королева Жезлов и Принцесса Жезлов.

Сначала я хотел сказать о том, что их объединяет.
Сравните — «настойчивая энергичность, спокойная властность, которую она умеет использовать для увеличения своей привлекательности» и «она создаёт свою собственную красоту благодаря присущей ей силе и энергии, именно сила её характера рождает у наблюдателя впечатление красоты«. Эти женщины не обязательно красивы, но они умеют быть эффектными. Переслегин писал, что варвары считают себя крепкими и здоровыми, даже если объективно это не так; точно также женщины-варвары считают себя неотразимыми — и, за счёт уверенности в себе, привлекают внимание окружающих. Привлекательность для женщины является фактором выживания.

Вспоминается герцогиня Споор из Сейкая. Не сказать, что она красавица, особенно по меркам Ав. В первом сериале на паре кадров у неё даже лицо неправильной формы. Но она зачаровывает своей бешенной энергетикой, внутренней силой и восхитительной самовлюблённостью.

Королева Жезлов, несмотря на то, что она Вода Огня, отсылает не к Светлой — Светлая, если говорить о масти её мужа, ярче всего выражена в Восьмёрке — а к женским аспектам бога войны; там где он не Жуков (сенсорно-логический экстраверт), а Наполеон (сенсорно-этический экстраверт). Кроули упоминает тотем леопарда, и действительно, это пантера, леопард:

«Глаза леопарда подобны огню.
Хвост леопарда не знает усталости.
Но самое страшное в нем — это когти,
Которые в мягкие лапы упрятаны.

Ты — нежный охотник,
Который, играя хвостом,
Сокрушает хребет антилопы.
Ты — красавица смерть,
Которая в платье пятнистом
Подбирается к жертве.
Ты — игривый убийца,
Который в любовных объятьях
Разрывает антилопе сердце…»

Если говорить о Королеве Жезлов, как о человеке, о женщине… «В её лице — экстаз женщины, ум которой поглощён той тайной, которая сокрыта ниже её груди» — что это, беременность? Как писал Ницше, «женщина — это загадка, а её разгадка — ребёнок». И то, о чём я уже говорил: «характерные черты этой Королевы — приспособляемость, настойчивая энергичность, спокойная властность, которую она умеет использовать для увеличения своей привлекательности«. Приспособляемость — женский аспект мужской «пуленепробиваемости». «В ней не меньше гордости, чем в Рыцаре, но нет внутреннего благородства, извиняющего этот недостаток» — кстати, только здесь Кроули признаёт, что свирепость Рыцаря скрывала под собой внутреннее благородство. Поэтому я говорю, что мой бог войны — базовый аристократ.

Легко представить себе такую женщину, Кроули описал её живо и ярко. Мне лично приходит на ум Рашида из трилогии Филенко «Галактический консул» («ГК» — наше всё!). Там описано всё — и промах, который стоил ей «сломанной челюсти», и ярость, вызванная страхом, и уход в долгий, очень долгий загул.

Что сказать о Принцессе Жезлов? «Можно сказать что она для огня — топливо. Такое высказывание подразумевает неудержимое химическое притяжение горючей субстанции и огня«. Эта женщина может не быть огнём, но её всегда притягивает огонь, она разжигает огонь в мужчинах. Её идеал — варвар, Рыцарь Посохов, именно такие качества она ищет в партнёре.

Несмотря на свою карикатурность, Диди из «Механического эго» относится именно к этому типу, и следовательно, тоже варвар по менталитету.

«- Вернись! — в бешенстве ревел Мамонтобой.
Одним прыжком он оказался у окна, схватил Диди и зажал под мышкой.
Обернувшись, он ревниво покосился на дрожащего Уотта и кинулся к Эрике.
Через мгновение уже обе девушки пытались вырваться из его хватки.
Мамонтобой крепко держал их под мышками, а его злобные глазки поглядывали то на ту, то на другую. Затем с полным беспристрастием он быстро укусил каждую за ухо.
(…)
— Да! — прошептала Диди совсем новым тоном. Красавица свисала с руки Мартина, как мокрая тряпка, и глядела на своего пленителя с рабским обожанием.
— Нахалка! — крикнула Эрика. — А как же Сен-Сир?
— Он? — презрительно сказала Диди. — Слюнтяй! Нужен он мне очень! — И она вновь устремила на Мартина боготворящий взгляд».

Такая женщина мечтат подчиниться самому сильному (богатому, могущественному) мужчине. Эта женская черта убивала интеля-параноика Диденко:

«Но есть все же в этой женской необъективности что-то очень и очень отталкивающее. Роскошно-пышнотелая, златовласая, изумрудно-зеленоглазая красавица боготворит (или же только создает видимость — это еще более противно!) своего мужа: высочайшего начальника — брюхатого, плюгавого, лысого, уродливого мужичонку, к тому же еще — растлителя и садиста, что наверняка хорошо известно и ей самой» (Б. Диденко, «Цивилизация каннибалов»).

В негативном контексте это любовница большого босса, рублёвская невеста. «Она поверхностна и театральна, мелка и лжива, даже не подозревая об этом, ибо полностью верит в себя, даже когда со стороны любому видно, что у неё просто вспышка настроения. Она жестока, ненадёжна, неверна и властна«. И ещё «амбициозна и честолюбива«, а также мстительна — «никогда не забывает обид и терпелива только тогда, когда сидит в засаде, готовя свою месть«.

Принцессу Жезлов можно рассматривать через призму творчества Нормана, как идеальную рабыню. «Карта изображает танец девственной жрицы Владык Огня, ибо она совершает службу перед золотым алтарём, украшенным бараньими головами«, «...без одежды: указание на то, что химическая реакция возможна только тогда, когда элемент совершенно свободен и может сочетаться со своим партнёром«. Нагая рабыня, танцующая перед алтарём Владыки Огня, Ареса. Не такая уж девственная, или девственная, но не надолго, ибо «элемент уже совершенно свободен«. Логика Нормана, что за культ бога войны без рабынь?

Безусловно, раз это Принцесса, мы можем перебросить от неё мостик к Светлой. Но такой, дерзкой и агрессивной, она бывает прежде всего тогда, когда пытается привлечь своего мужа.

Таро Кроули, Чаши (вода, аристократы)

Переходим к Чашам, аристократам. Надо сказать, они Кроули удались хуже всего (лучше всего получились Посохи и Диски). Видимо, в Англии не водятся подтянутые типы в мундирах и с моноклями, которых иногда показывало советское телевидение.

Рыцарь Чаш.
Красавец. Белый боевой конь, чёрные доспехи, яркие крылья за спиной (крылатые гусары?), в руке Чаша.

«Характерные качества человека, обозначаемые этой картой, тем не менее, в основном пассивны, соответственно зодиакальному атрибуту«. Исчерпывающе. Когда-то он мог броситься в бой, один против сотни, и крылья вибрировали на ветру, издавая жуткий, наводящий ужас звук. Эти времена давно прошли.

Среди наших знакомых этот тип представляет ogasawara. Условно говоря, Кроули пообщался с Феликсом и сказал следующее (помним про гадости!): «Он мил, поверхностен… пассивно дружелюбен, быстро и легко увлекается, но его характеру недостаёт материальной глубины… В плохом элементарном окружении он чувственен, ленив и ненадёжен, не теряя при этом глубинной невинности и чистоты, свойственной его природе«.

«…Речь идёт о правильном сочетании таких противоположностей, как огонь и вода… Быстрота и натиск плохо подходят к характеру от природы миролюбивому…«. Парадокс, менталитет воина-профессионала — рыцарь, на коне, в доспехах, — а характер миролюбивый, как у человека, родившегося в мирный век. Это «самурай эпохи Токугава».

Теперь. «Трудно встретить человека, который бы успешно сочетал в себе эти конфликтующие элементы, [как огонь и вода]… Часто его ментальная «гражданская война» заканчивается шизофренией или безумием меланхолии«. Сравните, у Переслегина: «Как следствие, типы со смешанной аристократическо-буржуазной и варварско-интельской ментальностью внутренне противоречивы и крайне нестабильны. Для них вероятны все формы психических расстройств: от признаковых комплексов до шизофрении«. Речь явно об одном и том же, то есть Рыцарь Чаш может указывать и на смешанный тип, в первую очередь, на аристократа-буржуа («ментальная гражданская война»). К этому типу себя причислил madius. По его словам, в современном мире нельзя быть чистым аристократом. Чтобы выжить, аристократ должен продаться, предать свои идеалы, стать немного торгашом и немного батраком. В остатке — тоска и шиза.

К ogasawara это не относится, он у нас чистый аристократ. Тем не менее, если память мне не изменяет, и ему пришлось пережить своё «безумство меланхолии», но действительно пережить и преодолеть.

Видимо, к этому типу могут принадлежать и некоторые аристократо-интели. Это воистину будут весёлые рыцари с чашей в руке, избравшие своим тотемом распустившего хвост павлина.

Принц Чаш, да. О нём я уже писал. Это Ивил. Милый совет Кроули даёт ему в конце — «таким людям необходимы добрая воля, искренность и правильное партнёрство; опасно для них — самонадеянное честолюбие«. В общем, Ивилу стоит больше доверять людям и найти себе друзей.

Получается, что в своёй жизни Кроули встречал два типа мужчин-аристократов по менталитету.
Первые показались ему милыми, слегка поверхностными людьми, а иногда печальными рыцарями во власти внутренних конфликтов, так или иначе переживающими несоответствие менталитета и темперамента, идеалов и правил реального мира.
Вторые были монстрами, лишёнными совести. Они точно знали, что мир предал всё, что было им дорого, что люди вокруг них давно отрёклись от служения, чести и благородства. Так зачем принимать во внимание мнение черни и подлецов? Закованные в броню, ставшую частью тела, преисполненные скорпионьего яда, они вызывали у окружающих «беспричинный страх«, заставляя подозревать себя в «абсолютной безжалостности«, в том, что им действительно плевать на любые законы, выдуманные глупцами для калек.

Описание Королевы Чаш, мягко говоря, поражает.

«Узреть же Истину о ней вряд ли возможно, ибо она с великим совершенством отражает природу наблюдателя… Она одета и окутана бесконечными изгибами света… мечтательность, иллюзия и спокойствие… она способна принимать и передавать дальше что угодно, и её саму это не затрагивает… говоря в общем, её характеристики зависят в основном от внешних воздействий«.

Кроули встретил аристократку по менталитету и не смог заглянуть под её маску. Королева осталась для него загадкой. «Вуаль, наброшенная на зеркало».

Ну как, подтверждается моя гипотеза о том, что Чаши — это аристократы? Может ли у женщин так проявляться аристократический менталитет? В принципе, своя логика в этом есть. «Сохранение лица», «лицо-маска», «быть как горное озеро в лунную ночь» — это аристократические ценности. Если добавить к этому особенности женской социализации, вполне вероятен такой эффект. Непроницаемость, полное отражение внешних воздействий, лицо, будто накрытое вуалью.

Есть соблазн сказать, что «как правило, у людей такого типа вообще нет собственного характера«. Но дальше Кроули вынужден признать, что помимо «способности быть в распоряжении любого человека или влияния«, «главное удовольствие людей такого типа — вести и привлекать других«, то есть выполнять аристократические функции с поправкой на пол.

Я предлагал Королеву Чаш arishai; я люблю её, почему бы мне не сделать её аристократкой? (…) И карта хорошая :). arishai, правда, подумала, и решила быть смешанным типом, буржуа-аристократкой (или аристократкой-буржуа). Это правильно во всех отношениях. Женщинам примесь хозяйки-буржуа идёт только на пользу, как мужчинам иногда полезно быть немного варварами 8-).
…Тогда Королева Чаш, аристократка, отсылает ещё и к Королеве Дисков, буржуа, а вместе они указывают на Императрицу, богиню верности, жену Императора.

Здесь, в масти Чаш, Императрица представлена в виде фигуры, укрытой вулью из света, чей трон стоит на грани между небом и морем. А вот так я писал об этом её аспекте в старом тексте:

«Именно она улаживает сложные отношения в клане светлых, на ней внешняя, а возможно, частично и внутренняя разведка, как, впрочем, и положено хозяйке гарема. Скрывающая свое лицо, вечно пребывающая в тени мужа, она одна из самых непонятых персонажей среди богов«.

Осталось сказать о Принцессе Чаш. «Её голова увенчана лебедем с расправленными крыльями» — тотем лебедя указывает на один из младших аспектов Светлой. Это Хозяйка Чаши, Госпожа Озера, верная помощница героев и рыцарей. Как там… «девочка, которой нравится играть в рыцарей».

Что касается женщины, которую описывает эта карта… «Она живёт в мире Романтики, в вечном восторженном сне«. Это рано осознавшая себя аристократка, которая смогла найти свой идеал только на страницах книг. В отличие от Королевы, Принцесса не умеет быть «идеальным агентом«, способным «принимать и передавать дальше что угодно«, отражать любое внешнее воздействие, сохраняя свою суть. Чтобы реализоваться, как аристократка, она выстраивает вокруг себя Фантазию, где реют яркие флаги и рыцари собираются на турнир во имя прекрасных дам, а потом проецирует эти образы на внешний мир, близких людей и отношения с ними.

Моя Светлая, с точки зрения менталитета, получается аристократо-интелькой. Среди девушек, которым подойдёт эта карта, данный смешанный тип должен встречаться довольно часто. Интельская оболочка может дать дополнительные навыки работы с текстом, образами, информацией, столь необходимые для создания и поддержания Фантазии; Фантазия, в свою очередь, здесь превращается из средства в самодостаточную цель.

Таро Кроули, Мечи (воздух, интели)

Мечи, Мечи. Об интелях говорить сложно. С одной стороны, все их знают, с другой… Послушайте, что сам Кроули пишет о стихии Воздуха:

«Всё это можно встретить в мифах, характерных для Эона Осириса. Эти сложности вряд ли можно распутать до конца, но для ученика вполне достаточно разбирать по одной легенде за раз.
Для Эона Осириса, когда царили Воздух, борьба, интеллект, такая запутанность была вполне естественна; его символы и формулы и должны были перекрываться, противоречить друг другу. Все эти многочисленные басни и притчи невозможно привести в состояние гармонии, потому что каждая из них должна была подчеркнуть особую формулу, необходимую для достижения некой локальной или временной цели
«.

Рыцарь Мечей. «Верхом на обезумевшем коне, Дух Бури, он скачет по Небесам — в одной руке меч, в другой кинжал, — изображая идею атаку«. «Изображая идею атаки» — это точно интель :).

Но если серьёзно, это один из интельских идеалов, и мой в том числе — человек, переживший озарение, одержимый идеей, положивший жизнь на служение некой надмировой Истине.

«Моральные качества человека, которому соответствует эта карта, — деятельность и мастерство, тонкость и ум. Яростный, изящный и храбрый, он — жертва идеи, которая приходит к нему как вдохновение, без всякого размышления… Если мы это допускаем, тогда к описанию можно добавить «простёртое пламя ума»… Это Истинная Воля, мгновенно взрывающая ум… луч Идеала, который поглощает всю жизнь в сосредоточенном устремлении…»

Это пророки и революционеры. «В плохом элементарном окружении в этих качествах отсутствует сила… Неадекватная жестокость оборачивается ничтожеством«. Об этом я уже писал: «и неоантроп может слететь с катушек и уйти в отрыв, поражая мир типичной интельской жестокостью – что, впрочем, переведёт его в разряд «бывших», ибо лишит связи с духовным миром«. Построенное на крови рассыпается и превращается в прах. Ай, остаётся только в очередной раз процитировать Маркса: «трусость может быть энергична, только будучи жестокой«.

…К сожалению (к счастью?), когда интель мудр, бесстрашен и спокоен, он не стремится к резким телодвижениям. «Ты стоишь на старте и смотришь на финишную черту, и в мыслях уже там. Твои мысли прошли от одной точки до другой по кратчайшей, идеальной траектории, подобно лучу света (а свет всегда выбирает наилучший путь). Но это не мудрость. Мудрость – это когда ты думаешь о том, зачем вообще нужен финиш, и что есть там, чего нет на старте?»

«Чего я хочу?» — Диоген внимательно посмотрел на Александра Македонского. — «Отойди. Ты загораживаешь мне солнце». Потому что Солнце Истины важнее сокровищ всех земных царей.

(Но и — «Не трогай мои чертежи!», как крикнул Архимед подбежавшему римскому солдату, а затем он погиб и тоже стал частью интельской мифологии.)

Принц Мечей… собственно, мы все здесь. Интель обыкновенный современный.

Вот я, к примеру: «Человек, к которому относится этот символ, сугубо интеллектуален. Он полон идей и планов, сталкивающихся с друг другом. У него множество тонких идеалов, не находящих практического выхода. Его аппарат Мышления работает безупречно, он очень умён, замечательно рационален, но цели его неустойчивы; собственно, он равнодушен даже к собственным идеям, зная, что любая из них не лучше и не хуже любой другой. Любую вещь он доведёт до нереальности, удаляя её субстанцию и методично преобразуя её в идеал — чисто формальный и не связанный даже с теми фактами, на которых он основывается«.

А в целом, можно цитировать всё подряд, и всё попадёт в точку. От «форумных суггесторов» — «чрезвычайно сильные благодаря полной свободе от установленных принципов, всегда готовые прибегнуть к любому мысленному аргументу, неподвластные сожалению и раскаянию…» до «кухонных неоантропов» — «чудаки, поклонники выпивки, наркотиков, гуманизма, музыки или религии — часто принадлежат к этому классу«.

Примерно так Принц Чаш воспринимает нас, современных людей: «эти скользкие и гибкие люди могут быть полезны только в том случае, когда их прочно подчинит себе созидательная воля, подкреплённая более сильным, чем у них, разумом«.

Да, и ещё, по мнению arishai, сколько бы Кроули не выпендривался, сам он всё равно был и остался Принцем Мечей. «Легко быть обманутым такими людьми, поскольку внешнее проявление обладает огромной силой: это всё равно как если бы слабоумный прочёл вам диалоги Платона. Таким образом они могут приобретать репутацию людей глубокого и широкого ума«. Добрая arishai.

К несчастью, я мало что могу сказать о женщинах-интельках. По логике вещей, на просторах бывшего СССР их должно быть полно, в том числе и в ЖЖ.

Королева Мечей.

«Она есть ясное, сознательное восприятие Идеи, Освободительница Ума.
Символизируемая этой картой персона очень восприимчива, наблюдательна; это тонкая толковательница, индивидуалистка; она быстро и точно фиксирует идеи, действует уверенно, дух её милостив и справедлив
«.

Ну кто это у нас? «Милостив и справедлив«. Никто. «Тонкая толковательница, индивидуалистка«. Ну? Как я уже сказал, в ЖЖ полно интелек, обязаны встречаться и Королевы. Кого сюда писать? (Перебрал ряд юзернеймов и решил, что они недостойны — не столько даже по факту, сколько по моему текущему настроению.)

…Но здесь мне на помощь опять придёт интель-психопат Диденко, с его описанием женщин-неоантропов:

«Неоантропический вид -это «анархо-клиторальные» женщины и, реже, это уже сверхженщины — «анархо-вагинальные» особи. Независимые, во многом откровенные, они не любят, чтобы ими командовали, хотя и могут позволить себе полную прихоть для разнообразия; они меняют мужчин, как вещи повседневного спроса. В традиционном, во многом устаревшем представлении они являются плохими женами, но матери они, в любом случае, великолепные. Часто, не имея пока собственных детей, они с истинным удовольствием нянчатся с племянниками или с соседской детворой.
Сексуальное поведение у них — без ограничений, но оно всегда не вульгарно, и главное — очень тактично по отношению к мужчинам, что позволяет им «крутить» последними, как только им заблагорассудится, но в итоге — безо всякой на то для себя пользы…

Женщины же неоантропического вида даже при меньшей внешней женской привлекательности способны достигать качественно иной позиции: а именно, статуса «роковой женщины», т.е. женщины не столько и не только «vamp» (соблазнительницы), но еще и — «разрушительницы чужого семейного очага».

Поведение женщин-неоантропичек с мужчинами выглядит со стороны наиболее вызывающим и одновременно — непосредственным, и это резко выделяет их среди всех женщин (как хищных, так и диффузных). Это объясняется тем, что они умнее других женщин, да и многих мужчин, и к тому же они понимают это свое интеллектуальное превосходство, хотя и не щеголяют им.

Многие неоантропички, в особенности красивые, «интересные», при житейской своей неопытности, на первых порах оказываются в окружении полного кворума хищных мужчин… И это делает их подчас несчастными, опустошенными, внешне циничными, или же — имеющими от первого брака (или связи) гибридных, пошедших в отца детей — «живую подлянку на всю оставшуюся жизнь.

Но все-таки, в конце концов, у этих прекрасных женщин поднакапливается жизненный опыт… И женщина-неоантропичка, получив таким образом адекватную психологическую и экономическую информацию… прибивается в итоге жизненного бурно начатого плавания к представителю своего вида…

Очень многие женщины неоантропического вида реализуют себя в жизни и совершенно по-иному: в частности, это т.наз. «синий чулок», нередко — монахини-иерархи»

(Б. Диденко, «Цивилизация каннибалов»).

.

В Принцессе Мечей есть мимолётный намёк на Светлую — «Она причастна к характеристикам Миневры и Артемиды, даже с намёком на Валькирию. В какой-то степени она символизирует гнев Богов и изображается в шлеме, украшенном змееголовой Медузой«. Но если говорить о женщинах, не о богинях, сюда можно много кого запихнуть, стоит только установить интельство.

Феликс тогда спросил меня, кем может быть st_whitebat. Я предположил, в качестве гипотезы, что она интелька, и кинул Феликсу описания дам Мечей. «Принцесса», — уверенно хмыкнул он, — «До Королевы ещё расти и расти».

…В остальном, могу только порекомендовать прочитать описания и составить свои выводы самостоятельно.

Таро Кроули, Диски (земля, буржуа)

Собственно, ради Дисков я всё это и писал, эта масть позволяет подчеркнуть один важный момент Концепции. Именно в Дисках переход от пары Рыцарь-Королева к Принцу-Прицессе выражает идею эволюции менталитета в ходе исторического развития.

Рыцари, которых мы видели до этого, отсылали к богу войны — свирепый Рыцарь Посохов, Рыцарь Чаш с его стремительным натиском, яростный и изящный Рыцарь Мечей. Их также можно было толковать через образ Императора, изначального Рыцаря. Если сын всё-таки в первую очередь Рыцарь Посохов, отец — Рыцарь Мечей, «Дух Бури«, Громовержец, который «верхом на обезумевшем коне… скачет по Небесам«.

Но четвёртый рыцарь, Рыцарь Дисков, принадлежит к мифу Зарада, второго сына Императора. Шлем с оленьими рогами, конь-тяжеловес… Зарад — базовый варвар, но в этой карте он превратился в земледельца, и его варварская дубина обернулась цепом для молотьбы, «ибо в данный момент его функция ограничена производством пищи«.

В русских былинах Рыцарь Дисков — Микула Селянович, божественный пахарь, несущий на себе «все тяги земные» (с точки зрения моего мира, Микула — сын Зарада). Горианские крестьяне называют свою касту «Быком, на спине которого лежит Домашний камень Гора». Домашний камень — сложное горианское понятие, здесь это Диск, который держит Рыцарь — «Диск в его руке очень твёрд; он представляет питание«. Короче, речь о крестьянах, производителях, чей труд от века в век позволял существовать всем иерархиям и всем империями.

Это они, те самые изначальные буржуа, «стихийные зарадисты», «сыны почвы». Фермеры, зажиточные крестьяне, сельская буржуазия, наконец, жители городов-бургов, «третье сословие», мещане, купцы. Кроули всё сказал: «тупы, тяжелы и озабочены материальными вещами… трудолюбивы и терпеливы… характер… восхитительно крепок«. О таких людях замечательно пишет arsenikum (1, 2).

Королева Дисков. Посмотрите описание. Этот типаж женщины-буржуа сформировался во времена, когда женщина могла реализовать себя только в семье, когда муж и жена образовывали яйчейку общества в полном смысле этого слова, экономическую единницу. Это Хозяйка, надёжный тыл, без которого её Рыцарь не сможет сражаться, трудиться и побеждать. Как сказала arishai, для буржуа социальный капитал не менее важен, чем экономический, и Королева специализируется именно на этом аспекте менталитета.

Это Муми-мама из книге Туве Янссон. С другой стороны, это Императрица в её аспекте Устроительницы:

На карте Марсельского Таро Императрица — это женщина на троне, с булавой (жезлом с навершием, символ христианского мира, типа шарик, а на нем крест), щитом (?) с орлом, в короне. И я увидела эту карту как обозначение некоего «наполнения содержанием» (Император завоевывает или строит систему, императрица — окультуривает), как многообразие форм… В женских архетипах Императрица это Деметра, Гера, Афродита, Афина… Это Ева в противоположность Лилит, дневная сторона жизни. Общество потребления создано, конечно, Императорицей. Точнее, насыщено, наполнено ею (структуру и приоритеты-то не она делает).

Кроули пишет «они не могут подняться, ни даже попытаться подняться, над уготованным им жребием«. Но надо понять, что для Королевы Дисков стать кем-то вроде Королевы Посохов — видимо, именно это Кроули и имеет в виду — означает своими руками уничтожить всё, ради чего она жила и трудилась.

…Из наших знакомых эта карта досталась alyonka.

Принц Дисков. Опять же, блестящее и точное описание, ради которого я всё это и набивал. Это новый буржуа, герой современного образа жизни, тот самый, который ездит на достойных машинах, смотрит правильные фильмы и читает нужные книги. В своих высших проявлениях уже не работник, но менеджер, тот, кто сам организует работу.

«Функция этого Принца — извлекать из материала своего элемента растительность, которой питается сам Дух«; то есть всё то, с чем работали прошлые поколения буржуа — продовольствие, ресурсы, материальные ценности («земля», «мёртвая материя»), — Принц преобразует в капитал («растительность», как нечто живое и растущее, дающее плоды), а капитал — в информацию («Дух», виртуальность).

«В левой руке он держит свой «диск» — шар, похожий на глобус, помеченный математическими символами и как бы намекающий на планирование» — парящая над ладонью прозрачная сфера, в которой проплывают математические (магические?) символы, и которая представляет собой инструмент, помогающий делать расчёты и осуществлять планирование? Крутые у них в будущем компьютеры, ничего не скажешь. (Художница, которая рисовала иллюстрации к картам, с этой картинкой не справилась, и неудивительно — она никогда не видела «наладонники».)

Среди наших знакомых данный вариант буржуа представлен artiom_zheltov‘ым. Изначально я подобрал ему карту с намёком — «может выглядеть и глупым, склонен обижаться на более духовные типы людей«, но потом вспомнил, какую он мне готовил замечательную яичницу с беконом, и решил, что такие мысли меня недостойны 8-). Как бы то ни было, Принц Дисков подходит ему идеально, это опять же признали и ogasawara, и slavamakarov, и alyonka.

…Понятно, что по отношению к буржуа «духовным типом» являются интели. Сравните это «склонен обижаться на более духовные типы людей» с фразой из описания Рыцаря Дисков, «тупо-ревнивы к инстинктивно осознаваемому ими более высокому состоянию других«. Это именно то, что интели думают о буржуа, в чём они их постоянно подозревают и чего боятся. Насколько обоснованно — это уже другой вопрос. Сам факт того, что Кроули волновала эта тема, однозначно указывает на его собственное интельство.

И конечно, «он почти совершенно лишён эмоций, несколько бесчувственен и может казаться скучным… реакции других на Принца будет зависеть почти полностью от их собственного темперамента«. Помните, «характера не имеет», характеристика сквайра Трелони из мультфильма «Остров сокровищ»? Наконец, «различать для этой карты хорошие и плохие элементарные достоинства — не очень практично; можно лишь сказать, что в плохом элементарном окружении её характеристики и количественно, и качественно несколько ухудшаются«. Действительно, оценивать такого человека с моральных позиций довольно странно; что такое «злой менеджер»? Плохие менеджеры бывают, но это оценка сделанной работы, те самые количественные и качественные характеристики. В общем, эти люди не плохие и не хорошие, они просто профессионалы.

Хм. Хочется написать что-нибудь глупое. Внимание, то, что я сейчас скажу, не имеет особого отношения к Концепции, это такая надстройка на надстройке, совершенно оторванная от сути. Я тут развлекался подсчётом «элементарных влияний», о чём уже упоминал. (…) Вышло, что идеальный образ буржуа-менеджера сочетает в себе качестве всех четырёх стихий-менталитетов (как масть Дисков он Земля, буржуа, как Принц — Воздух, интель; у pikitan‘а и schloenski это первый из новых менталитетов, то есть аристократ; как оппозиция Принцессе-интельке он варвар). Подобно интелю, Принц Дисков умеет работать с концепциями, информацией, нематериальными вещами; как варвар, он высокомобилен, легко меняет место и даже сферу работы, и так далее, чего нельзя было сказать о его предках, исторических буржуа; наконец, он представляет собой прослойку своеобразного «служилого дворянства» нового мира, и следит за своей внешностью и поведением не менее тщательно, чем аристократ, только демонстрирует не социальный, а экономический и профессиональный статус.

…От таких мыслей мне даже приснился жутковатый сон, в котором от меня требовалось безупречное типирование и нужно было отличить элегантного и подтянутого аристократа от элегантного и подтянутого буржуа.

Принцесса Дисков. Самое убойное описание, пожалуй. «Характеристики персоны, изображаемой этой картой, слишком разнообразны, чтобы можно было их перечислить. Обобщим их, сказав, что она есть Женственность в её крайнем проявлении. В ней содержатся все женские качества, и какому из них проявиться — целиком зависит от влияний, которым она подвергается. Но в любом случае её атрибуты будут самой чистой воды и не обязательно связаны с любыми другими атрибутами… Она похожа на лотерейное колесо: какой бы номер ни выпал, он никоим образом не предсказывает следующих номеров и не влияет на них«.

Короче, сказать ничего нельзя, и какая она, неизвестно, потому что может быть любой, но это — Женщина.

Здесь, пожалуй, у нас в наличии полное расхождение между моей мифологией и теорией менталитетов. С точки зрения пантеона, это единственная Принцесса, не связанная со Светлой, точно также, как Рыцарь Дисков не связан ни с Двуликим, ни с Императором; и это Иша, супруга Зарада. «Её головной убор украшен головой барана, а скипетр опущен к земле, и там его наконечник становится алмазом… символизируя тем самым рождение высочайшего и чистейшего света в самом глубоком и тёмном из Элементов. Она стоит в роще священных деревьев перед алтарём, напоминающим сноп пшеницы, ибо она — жрица Деметры» — …и сама Деметра.

Пожалуй, это одна из самых сильных карт в художественном плане, она действительно передаёт ощущение священной рощи и чего-то мистического — перед нами жрица богини, или богиня в обличьи жрицы? С Ишей можно связать упоминание «игры Нуит», и «Женственности» со «всеми женскими качествами», и «тайны будущего», которая содержится в её теле. Из всех богинь Иша больше всего похожа на мать своей матери, Великую Богиню, и в своём поколении именно Иша воплощает идею материнства (как Природа, Нерожавшая и Всех породившая Мать).

Но смертная женщина-буржуа, которую может обозначать эта карта — нечто совсем другое. Полушуточный «подсчёт элементарный влияний» (см. выше) говорит о полном разрыве с древними архетипами: тут нет ни архаичной страсти «варварки», ни чопорности, внимания к статусам и изящества «аристократки», зато Воздух интелей и Земля буржуа в Принцессе Дисков уравновешивают друг друга. Это «освобождённая женщина Запада», которая может позволить себе жить в своё удовольствие, не связывая себя семьёй или иными обязательствами.

И если толковать эту карту с точки зрения менталитетов Переслегина, то слова «она находится на грани преображения… словно вот-вот познает тайное чудо» имеют вполне конкретное значение. Речь о преображении в синергетика, пятый, когнитивный менталитет.

Переслегин пишет: «Когнитивные убеждения — это по большому счету — начало для отсутствия убеждений. Свободный переход из тоннеля в тоннель реальности. Менталитет таких людей проявляется в поведении как легкость, отсутствие сопротивления при восприятии поступков и событий. И вопрос лишь в том, как они возьмутся из буржуазного менталитета. Т.Лири, отвечает на это: из гедонистической элиты иначе говоря от хорошего образования, сытой жизни, счастливой любви и изобилия свободного времени«.

Важно понять его мысль. Менталитеты «когнитивной фазы», «синергетики» — это «условные «Мушкетоны» старшие, соединившие в себе противоречащие идентичности«, то есть гармонично, без конфликтов, и за счёт этого получившие возможность работать со всем спектром менталитетов (это темы я касался здесь).

«Назовем носителей таких новых менталитетов, синергетиками, например. Среди этих своеобразных ученых попадается немало свободных от лишних убеждений людей«.

Переслегин пишет о том, что синергетики появляются из буржуа, это я только что цитировал. Рассуждая логически, это происходит после того, как буржуа осознают себя новой элитой и ставят себе, вернее, своим потомкам, аристократическую надстройку («противоречащую идентичность»).

«Возможны и др. маршруты, из отрицающих буржуазную трусость и скупость прямая дорога к свободе, мимо интельских и буржуазных реалий. Получается человечище, в котором инсталлированы контуры Т. Лири, второй и пятый. Здесь, по крайней мере не возникает противоречия между убеждениями от «Я» или от «массы». И синергетики и аристократы индивидуально отвечают за причуды собственного сознания, только синергетики не возводят оное в абсолют«.

А вот здесь Переслегин, хм, противоречит сам себе, ибо без противоречия, по его же словам, нельзя получить синергетика. Противоречащие идентичности — это буржуа-аристократы и интели-варвары. То есть возможны два варианта синергетиков, с двумя подвариантами, в зависимости от изначального базового менталитета (буржуа-аристократы, аристократы-буржуа, интеле-варвары, варваро-интели).

Итак. С какого-то момента кумирами Переслегина становятся «буржуа 21 века», Принцы и Принцессы Дисков (я язвительно называю их «заказчики и дети заказчиков»). Это хорошо видно по его т.н. «корабельной соционике«, если обратить внимание на то, какие качества он там выделяет как тоннажные, скоростные, броневые и крупнокалиберные. В них, в этих продвинутых буржуа, Переслегин видит путь в будущее — в их «свободе от лишних убеждений«; в способности мобильного, расчётливого и собранного Принца работать в любой области и с любой рамочной идентичностью; в «легкости, отсутствии сопротивления при восприятии поступков и событий«, «сбивающей с толка непоследовательностью» и «игрой Нуит» Принцессы Дисков.

Мне даже захотелось попробовать себя в жанре документальной фантастики. У меня нет никакой информации на этот счёт, но сам Переслегин говорил, что «психология более точная наука, чем история», и если мы чего-то не знаем, мы можем себе это вообразить. Чем я хуже него?

Тогда получается, следующее. Переслегин мечтал, что у них с женой, у двух советских интелей, принадлежащих безнадёжно утраченному прошлому «книг Ефремова и Стругацких», вырастет дочь (назовём её Алиса) — благородная буржуа, «новая дворянка», Принцесса Дисков, которая свободной войдёт в когнитивный мир и станет его полноправной гражданкой. Достаточно только создать ей условия, описанные в «Теории менталитетов» — «хорошее образование, сытая жизнь, счастливая любовь и изобилие свободного времени«, и чтобы «с 7 лет, вместо включения в социальный институт (!!!) формирование несоциальной картины мира: почему нельзя? Кому нельзя? Кто я?«.

Хех. Мне ведь от щедрот Сергея Борисовича достался текст, написанный его дочерью, «Алисой». Ну, поздравляю его — от родителей-интелей ожидаемо вышла дочь-интелька, Принцесса Мечей, в самом крайнем проявлении («ветер в голове и немного биологии»). Вот тебе и «Игра Нуит».

«Каббала Геста»

Что я хотел этим сказать?
Главное, чего надо избегать — однозначной трактовки.
Вот где-то в комментах сказали, что Ломоносов — интель-варвар. ogasawara сказал, что правильней говорить о варваре-интеле. Базовый варвар — это однозначно. Но почему интель? Варвары вполне могут быть учёными и писать стихи. Более того — добавление slavamakarov‘а — варвар даже не обязан бить всех направо и налево (за Ломоносовым, насколько я помню, «оскорбление делом» водилось, он у нас активный был). Варвар вполне может быть воспитанным варваром. Учёным. Или политиком. Другое дело, что мышление у него всё равно останется варварским и «гопническим» 8-).

Ладно. Не все варвары «братки и быдло», не только аристократы умеют жертовать собой (но у них это получается красивей всего, тут не поспоришь), не одни интели способны думать и не надо быть буржуа, чтобы уметь считать деньги.

Так вот. В каждой масти даётся два архетипа для мужчин и два для женщин. Именно этой двойственности я и добивался. Свирепый варвар-вождь — но и хитрый варвар-разведчик. Печальный Рыцарь и ожесточившийся Принц. Человек Идеи и человек, полный идей. Крестьянин-ремесленник, которым восхищается почвенник, и современный менеджер, который почвеннику неприятен. Две точки — и уже есть стереоэффект, или протяжённость во времени.

Плюс, женские типы, показывающие, что женщина-варвар и женщина-интель — это нечто немного иное, чем их мужские аналоги. «Интельство — неженский менталитет», как сказала arishai — но у Переслегина почти все менталитеты неженские, и я об этом уже не раз говорил. Интелек (Принцесс Мечей, да) полно, они пишут фантастику-фэнтези, которой завалены полки и сайты, некоторые ещё и под мужскими псевдонимами, и они признаются в этом в ЖЖ, потому что почти у всех у них есть сетевой дневник. Но конечно, совсем другие признаки, и как обычно у интелей — разные. Как сформулировать — не знаю.

Сейчас я хочу поговорить о той части «концепции», которая является сугубо субъективной. То есть, по большей части, имеющей отношение только к моему личному восприятию вещей, к символам, которыми я оперирую.

Помните, с чего я начал рассказ о придворных картах Кроули?

Если брать стихийные соответствия, то, по Кроули, Рыцарь — это Огонь, Королева — Вода, Принц — Воздух, Принцесса — Земля. Совместив это с Переслегиным, мы получим, что первая пара обозначает древние менталитеты, а вторая — современные. Есть логика в том, что Рыцарь с Королевой представляют собой более древний тип. Но по pikitan‘у и schloenski, древние, биологические менталитеты — это варвар и буржуа, а цивилизованые, человеческие — аристократ и интель. Наконец, по Кроули, в каждой паре должна быть оппозиция мужского и женского (огонь-вода, воздух-земля), а по Переслегину, оппозицию образуют пары аристократ-буржуа и варвар-интель…

Да. Это то, как я вижу эти карты, остаётся только подсчитать конкретные соотношения.

В первом варианте, первой парой, что у Кроули, что у Переслегина, будет Огонь-Вода, варвары и аристократы.
Символически мы можем изобразить их, как рыцаря-варвара, который проводит все дни на охоте, в военных походах-набегах или пьянках с друзьями. Замок, двор, хозяйство, слуги, работники — всё это остаётся на попечении его жены-аристократки. Ей приходится заботиться о соответствии статусу, сохранении лица, о должном виде и поддержании иерархии.
Или мы можем трактовать отношения в первой паре через образ варвара, завоевавшего более развитую страну, и представительницу местной утончённой знати (Королева), которую он взял в жёны (См. «Волх Всеславьевич«).

Второй паре, Принцу и Принцессе, здесь достанется Воздух и Земля по Кроули, или «современные менталитеты» по Переслегину, интели и буржуа. Брачный союз интеля и буржуйки, в общем-то, подробно рассмотрен в советской культуре — с точки зрения интелей, которые об этом писали, естественно :). «Он высокодуховный, она мещанка», тырыпыры.

А у pikitan‘а и schloenski соответствия другие. Первая пара у них — это варвар и буржуа. Соответственно, мужчина здесь — хищник, охотник, кочевник, Воин; женщина — травоядное, собирательница, оседлый житель, Хозяйка. Можно вспомнить, как arishai трактует Хозяйку и Хозяина, Старшие Арканы.

Вторая пара, таким образом — аристократ и интелька. Я хотел сказать, что этот вариант в массовой культуре не разработан, но потом оборвал себя. Тут ведь надо творчество девочек-интелек смотреть. Как там с Принцами-аристократами? Думаю, всё в порядке там с Принцами.

И да, нам нужна оппозиция мужского и женского. Менталитеты здесь не совпадают со стихиями, у Переслегина противопоставляются аристократы-буржуа и варвары-интели, это и есть третий вариант менталитетных соответствий для Рыцаря с Королевой и Принца с Принцессой соответственно.

Пусть каждый вариант даёт соответствующей карте по очку в том или ином менталитете (В[арвар], А[ристократ], И[нтель] или Б[уржуа] ).
Итого: Рыцарь (2В, 1А), Королева (1А, 2Б), Принц (1И, 1А, 1В), Принцесса (1Б, 2И).

Осталось добавить масти. Помним, что Посохи — варвары, Чаши — аристократы, Мечи — интели, а Диски — буржуа.

Не заснули? 😉

Вот они, фигуры, как я их вижу.

Сразу отметим, что все мужчины у меня получились в чём-то варварами и аристократами, все женщины — в чём-то буржуа. Что, впрочем, логично, если почитать изначальные описания менталитетов. Ну вот такой я шовинист :). Теперь…

Рыцарь Посохов (3В, 1А) — неистовый варвар, вождь. Архетип варвара и варварства. Варвар на три четверти — если бы не аристократическая составляющая, был бы просто животным, без всяких признаков разума. А так это зверь в человеческой шкуре и с человеческим умом. Аристократическая компонента — то самое «внутреннее благородство» Рыцаря Жезлов, о котором пишет Кроули. Таким был Конан, «величайший рыцарь Запада», как говорили о нём современники.

А теперь, Рыцарь Чаш (2В, 2А). Кроули пишет о двойственности этого образа, о противоречии между Огнём и Водой. По Кроули, это выражается в сочетании боевой природы и мягкого характера.

Об этом я уже говорил, цитируя его «Книгу Тота»: «…Речь идёт о правильном сочетании таких противоположностей, как огонь и вода… Быстрота и натиск плохо подходят к характеру от природы миролюбивому…». Парадокс, менталитет воина-профессионала — рыцарь, на коне, в доспехах, — а характер миролюбивый, как у человека, родившегося в мирный век. Это «самурай эпохи Токугава».

Но Кроули пишет о людях, которых он встречал. А какими были изначальные Рыцари Чаш? Они ведь должны были воплощать некую идею, подобно остальным Рыцарям. И у нас опять же получается сочетание двух противоположностей, и две стороны одной натуры, такие разные и в то же время уравновешенные. Равные доли варвара и аристократа, Огня и Воды — или, чтобы нам было понятней, Огня и Льда. Пламя и натиск, холод и спокойствие.

Я уже много раз цитировал irukan‘а: «Читаешь эти мемуары и понимаешь, что самом деле оно было ещё интереснее: многие Люди-в-натуре-Полдня возглавляли подонков Периферии. И многие подонки Периферии, возвращаясь в метрополию, скидывали военную форму и массово отправлялись созерцать цветущюю сакуру«. В этом суть Рыцаря Чаш, как архетипа, умение включаться, выкладываться и выключаться, быть жестоким убийцей, а потом сочинять изящные стихи.

Японцы говорили — «самурай должен быть холоден, подобно стали своего клинка, но не забывать огонь, из которого этот клинок вышел». Опять то же противопоставление.

Давайте я процитирую безумную книжку «Я» за авторством некого Щемилина. Герой, на наши деньги чуть ли не буржуа, начинает постепенно превращаться в сверхчеловека и бога. Сначала он качает в себе варвара, затем настаёт очередь аристократа. Чтобы развить в себе аристократическую ментальность, герой идёт служить во Флот, становится капитаном космического крейсера и отправляется на Галактическую Войну.

«Опыт работы с пространственно-временным преобразователем, который я приобрел в строительной организации, мне очень пригодился и при работе с основным оружием, и при прыжках, а опыт бесчисленных схваток в мире Халы приучил меня к правильному ведению боя: я старался всегда сохранять ясность мыслей и способность здраво рассуждать, старался всегда контролировать ярость и страх, не допуская безудержной паники, злости и ненависти; я вел бой спокойно, заботясь о собственной защите, в меру агрессивно, плотно, разнообразно и безжалостно сначала к противнику, а уже потом к себе…

Я смотрел на все это и одновременно смотрел внутрь своей души — в самую ее мрачную глубину, туда, где, живущий под моим неустанным вниманием, находится мой демон… — и сейчас он смотрит вместе со мной на людей войны, и мы понимаем, что его время приходит…

Мой демон — это часть меня, как и я в целом, в какой-то мере часть его. Он тоже спокойный и уравновешенный, как и я, рациональный и достаточно умный — но он все-таки демон, сильный, уверенный в своей жестокости и решимости идти до конца, волевой, агрессивный, кровожадный и радующийся чужой смерти. Его ярость холодная и обжигающая, как лед, разумная и оттого целенаправленная и очень разрушительная. Он безжалостен и быстр, когда реализует свою безжалостность. Делать смерть и сохранять свою жизнь — вот его стихия. Его сила исходит из глубин веков, из далекого дикого животного прошлого человечества, когда первые люди еще мало чем отличались от зверей. Война — его время; агрессия, трусость и злоба — это его чувства, тупое бессмысленное времяпрепровождение и неистребимая тяга к наслаждению — вот его цели, но я — человек в целом — главнее, и могу не только отслеживать его поведение, но и управлять им! В каждом человеке живет свой демон, и как люди бывают разные, так и их демоны тоже разные. Человек — это жизнь, это цивилизация и культура, а его демон — это смерть, разрушение и дикость — так и идут они по времени бок о бок, всегда и везде: и в зной, и в холод; и на Земле, и между звезд».

Демон здесь — внутренний варвар, варварская сторона Рыцаря Чаш. Помните, я говорил, что пространство войны описывается Южными формулами? Это тот самый «огонь, из которого вышел клинок». Чувства демона, «агрессия, трусость и злоба» — базовые эмоции по Крылову, которые он связывал с Югом. «В рамках [Первой] этической системы любые эмоции кажутся чем-то привлекательным, поскольку они отвлекают на себя внимание. Это относится и к трем базовым эмоциям, то есть страху, зависти и ненависти: они хороши уже тем, что вызывают интерес и желание жить, которые являются позитивным эмоциональным результатом следования Первой этической системе».

А аристократ учится эти эмоции контролировать, «не допуская безудержной паники, злости и ненависти«. Это уже Восток, не Юг, не пламя, а «холодная сталь клинка». «Тупое бессмысленное времяпрепровождение и неистребимая тяга к наслаждению — вот его цели» — это цивилизованный аристократ о диком варваре, высокомерный Восток о простодушном Юге.

Теперь понятно, почему я связал аристократов с древними тайными союзами и культами «оборотничества»? Человек днём и зверь ночью — та же двойственность, но в самой архаичной и примитивной форме.

Уф :).

Или вот, Рыцарь Дисков (2В, 1А, 1Б). Это частично объясняет, откуда взялать ересь исмаиловщины. Архетип крестьянина, изначальный буржуа, крепкий фермер, у нас оказывается наполовину варваром. И ещё немного аристократом — как Микула.

Принц Посохов — это, как я уже писал, хитрый варвар (1И, 1А, 2В). За хитрость интельская компонента и отвечает. При этом, заметьте, те же значения, что и у Рыцаря Мечей (2В, 1А, 1И)! Это своеобразные «двойники», что можно показать на примере таких образов, как Одиссей. Архаичные типажи пределённого рода легко оборачиваются теми, кого я называю «персонажами Желязны», а это уже интельская сфера. (бог Один?)

Принц Мечей (2И, 1А, 1В), тот самый интель современный обыкновенный. Да, h_factor однажды предположила, что я интель-варвар, просто с неразработанной варварской составляющей. Учитывая, что себя она записала в варвары, это был комплимент. А «каббала» позволяет объяснить, почему именно так — мне, как обыкновенному интелю, для крутости не мешало бы добавить себе немного варварства, чтобы стать Рыцарем Мечей. Таков путь пророков и революционеров — Мечи (интели) это воздух, разум и дух, а Рыцарь (варвар) добавляет им огня и чистой, первородной энергии. Уверен, Полли бы со мной согласилась :).

О Принце Чаш (1И, 2А, 1В) я уже много чего сказал. Часть своей первоначальной силы этот аристократ обменял на извращённость ума и умение маскировать свою истинную натуру. Недавно я сказал arishai, что размышляю над тем, кем считать вора-джентельмена Арсена Люпена — аристократом или аристократом-интелем? «Не знаю», — ответила она, — «Может, просто умный аристократ?» …То есть Принц Чаш.
И именно на природу Ивила, как Принца Чаш, я намекал, когда писал, что он с точки зрения поведения «способен прыгать от Зверя-суперанимала (варвар-аристократ) до артистичного суггестора (аристократ-интель), и всё это по ходу одной пьесы«. Там где Рыцарь Чаш уравновешивает обе стороны своей психики, достигая внутренней гармонии, этот Принц Чаш поддерживает стержень своей личности (аристократический менталитет) и отклоняется от него в ту или иную сторону.

И да, когда наступили мирные времена, Рыцари Чаш забыли войну и огонь. А Принцы… как я уже говорил, с ними у Кроули были связаны какие-то неприятные воспоминания. Кстати, в рамках моих представлений, всякий аристократический изврат Принцы Чаш придумали, Рыцари были выше этого.

А что у нас с прекрасными дамами?

Вот Королева Посохов (1А, 2Б, 1В), наполовину заботливая хозяйка и мать, на четверть царица, на четверть — тигрица. А вот Королева Чаш (2А, 2Б), простая, смертная женщина — и королева, аристократка, загадка. Та же двойственность, что и у Рыцаря, но с иным акцентом. Королева Дисков (1А, 3Б) — самая земная из них. Кстати, отметьте, что у трёх менталитетов есть «предельные типажи». Предельный варвар — Рыцарь Посохов, предельная буржуа — Королева Дисков. У аристократов ничего подобного нет — Рыцарь, Королева и Принц находятся на одном уровне (2А). Видимо, аристократ на 75% — это как варвар на 100%. Нереализуемо и нереально.

Принцесса Чаш (1Б, 2И, 1А) отличается от остальных Чаш своей интельской компонентой. Хотя да, про это я уже говорил: Моя Светлая, с точки зрения менталитета, получается аристократо-интелькой. Среди девушек, которым подойдёт эта карта, данный смешанный тип должен встречаться довольно часто. Интельская оболочка может дать дополнительные навыки работы с текстом, образами, информацией, столь необходимые для создания и поддержания Фантазии; Фантазия, в свою очередь, здесь превращается из средства в самодостаточную цель.

Надо, конечно, ещё перекинуть мостик от Принцесс к Норману… но лень. Просто скажу, что с горианской точки зрения, доля интельства (а у Принцесс она всегда как минимум 50%) — это положительное качество для рабыни. Хотя интересно, чтобы гориане сказали о Принцессе Мечей (1Б, 3И)? Это ведь предельный интельский типаж, Ветер в Голове и мааааленькая буржуазная компонента, уже просто чисто за счёт биологии.

А для сравнения — Королева Мечей (1А, 2Б, 1И). Эта ближе к Королеве Посохов, и отличается от Принцессы и большим вниманием к своей женской природе, и большим аристократизмом.

Эх. Сейчас скажу ещё об одной особенности «каббалы Геста». Допустим, есть у нас условная Дочка Переслегина. Мы, в принципе, о ней ничего не знаем. Но считаем, что она интелька. А она думает, что она варвар. И вроде как очевидно, что она неправа (откуда там варвар?). Но с точки зрения «каббалы», разница между Принцессой Мечей (1Б, 3И) и Принцессой Посохов (1Б, 2И, 1В) — одна единица варварства. А это уже другой вопрос, и можно рассуждать, есть ли она у неё, нет, и готова ли она танцевать нагой перед алтарём Владыки Огня. И можно ли положить на весы тот факт, что она натуральная блондинка.

Кстати, если кто читал «Галактический консул» Филенко (хехе :)), то разница между Королевой и Принцессой Посохов — это разница между двумя женщинами Константина Кратова, Рашидой и Марси.

Принцесса Дисков (2Б, 2И) — опять равновесие. Полушуточный «подсчёт элементарный влияний»… говорит о полном разрыве с древними архетипами: тут нет ни архаичной страсти «варварки», ни чопорности, внимания к статусам и изящества «аристократки», зато Воздух интелей и Земля буржуа в Принцессе Дисков уравновешивают друг друга. Это «освобождённая женщина Запада», которая может позволить себе жить в своё удовольствие, не связывая себя семьёй или иными обязательствами. Просто женщина, выбирающая, какой она хочет быть.

Наконец, Принц Дисков (1И, 1А, 1В, 1Б). Вышло, что идеальный образ буржуа-менеджера сочетает в себе качестве всех четырёх стихий-менталитетов… Подобно интелю, Принц Дисков умеет работать с концепциями, информацией, нематериальными вещами; как варвар, он высокомобилен, легко меняет место и даже сферу работы, и так далее, чего нельзя было сказать о его предках, исторических буржуа; наконец, он представляет собой прослойку своеобразного «служилого дворянства» нового мира, и следит за своей внешностью и поведением не менее тщательно, чем аристократ, только демонстрирует не социальный, а экономический и профессиональный статус.

Мне как-то приснился жуткий сон, в котором мне нужно было отличить элегантного и подтянутого аристократа от элегантного и подтянутого буржуа. Это было непросто, да.
(Формальная разница в том, что у аристократа финансовая сфера подчинена необходимости поддерживать статус; у буржуа признаки статуса сами по себе подчинены его деловым интересам и обеспечивают их.)

Помните сказки американских буржуа, ещё точнее — первую, которую я назвал мужской?

«Жил-был фермер, и была у него скотина: курица, свинья да корова. И вот как-то оголодал фемер наш, и решил зарезать курицу и съесть. Приходит он в хлев курицу резать, а та как заговорит человеческим голосом (фермер от удивления аж до потолка подпрыгнул): «Не режь меня, хозяин! А зарежь лучше свинью — из ее шкуры сделаешь себе кошелек, и в нем никогда не будут кончаться деньги.» Ну фермер думает: «В самом деле, со свиньи и мяса больше, да еще и кошелек волшебный…» Пошел свинью резать. А свинья как заговорит человеческим голосом (фермер опять аж подпрыгнул от удивления, но уже не до потолка, а пониже): «Не режь меня, хозяин! А зарежь лучше корову — из ее шкуры сделаешь себе чемодан, и куда захочешь — он тебя в ту минуту и перенесет.» Ну, само собой, пошел фермер резать корову. А она как заговорит человеческим голосом (фермер уже и не удивился совсем): «Не режь меня, хозяин! А зарежь лучше курицу — из ее косточки сделаешь себе амулет, и тебя никакая хворь не возьмет.» Ну тогда умный фермер зарезал всех троих, и теперь он здоров, у него не переводятся деньги, и он путешествует по всему свету«.

Мораль проста — тщательно изучай рынок, проанализируй все предложения, оптимизируй прибыль. И да, не надо доверять говорящим животным, скотина она и есть скотина. Ты же, блин, не в сказке живёшь!
И с другой стороны…

«Убей аристократа», — сказал варвар, — «И ты получишь его власть, богатства Земли и её саму».
«Убей интеля», — сказал аристократ, — «И ты получишь знания о Земле, и всё то, что связывает её в единное целое».
«Убей варвара», — сказал интель, — «И ты получишь его жизненную силу и энергию».
«Я выбираю всё это», — сказал буржуа.

…И из простого фермера превратился в Принца Дисков. Теперь это тот, кого я называю «корпоратом» (ещё одна символическая фигура, да). В комплекте — миникомпьютер с рабочей информацией (шар, похожий на глобус, помеченный математическими символами и как бы намекающий на планирование), а также чемодан со всем необходимым. Возможно, это стандартный «чемодан со всем необходимым», который он приобретает уже в аэропорту в точке прибытия, на свою универсальную кредитную карту. Всё остальное, что ему может понадобиться, он может купить в любом из стандартных отелей. На груди его прикреплена «куриная косточка», универсальный талисман-диагност, который замеряет, фиксирует, мониторит, прогнозирует и всячески оберегает здоровье своего владельца. По миру он перемещается бизнес-классом, или на сверхзвуковом бизнес-джете, может быть переделанном из военного самолёта, или просто переносит своё сознание из клона в клон.
В конце концов, это его мир.