Таро Лири

(автор: gest)

Вступление

(2009 год)

 

Таро Лири — это колода, придуманная Тимоти Лири в качестве иллюстрации к его системе контуров.
И наборот, система Лири в её полной форме стала результатом медитации на Старшие Арканы Таро (точнее, на колоды Уайта и Кроули).

[Лири прямо ссылался на опыт Менделеева:

«Родом из Сибири, Дмитрий Иванович Менделеев очень любил раскладывать пасьянс. В 1869 году он записал символы химических элементов вместе с их атомным весом на отдельных карточках с перечислением на каждой свойств элемента. Затем он расположил карты в порядке увеличения атомных масс в виде решетки из восьми вертикальных колонок. Эврика! Если смотреть поперек, по горизонтали – элементы становятся тяжелее. Вниз, по вертикали – элементы в каждой колонке проявляют сходные свойства. Менделеев заметил очевидную периодичность. Отсюда название, ставшее классическим, как и сама таблица: «Периодическая система элементов»«.]

От классической колоды Таро Лири отличается а) символикой и толкованием б) нумерацией — Дурак из Нулевого Аркана становится Первым, Маг, соответственно, Вторым и далее; в) последовательностью карт — Жрица и Императрица меняются местами, так что Императрица остаётся Третьим Арканом (после Дурака и Мага), а Жрица становится Четвёртым; г) дополнительными Арканами, Двадцать Вторым и Двадцать Четвёрым, которые идут до и после Вселенной (Двадцать Третий Аркан).

Впрочем, я не устаю утверждать, что каждый человек имеет право на своё Таро. У одного из последователей Лири и Уилсона я даже прочёл, что создание своей колоды — это деятельность седьмого контура! Как бы то ни было, колода Лири так и осталась на бумаге, в книжой форме; скорее, сопроводительная инструкция к Таро, чем оно само. В отличие от Кроули, Лири не удалось найти художника, который мог бы воплотить его образы — впрочем, он не утруждал себя подробными описаниями своих видений. Это хорошо, поскольку оставляет нам простор для фантазии. Таро Лири — нереализованный художественный проект, и мне приятно размышлять о том, как он мог бы выглядить, реши кто-то выпустить эту колоду в наши дни. Да, как я уже говорил, речь пойдёт о моих ассоциациях, моём понимании концепции Лири, плюс немного цитат и ссылок там, где они уместны.

Теперь, о самой системе. 8 контуров, по три фазы в каждом контуре, каждой фазе соответствует один Аркан, итого 24 карты (отсюда две дополнительные карты). Каждый Аркан — отдельный этап, эпизод, сюжет или способ мышления (Лири даже говорил о типе личности, но я так не думаю). Соответственно, каждый контур — это не один объект, а три разных этапа развития основной темы.

С первой фазой всё просто, это начало и детство. Третья фаза выражает более сложную идею. Это одновременно высшая стадия развития соответствующего контура, начало его упадка и первое появление признаков следующего уровня. Если использовать термины психе-йоги Афанасьева, то первые две фазы — это Эмоция и Логика, а последняя — Воля и Физика. То есть третья фаза всегда связана с властью и с социумом, в тех формах, в которых они реализуются на том или ином контуре. Это принцип организации; в этом смысле, можно сказать, что третья фаза — это проекция социополового контура на все остальные уровни. (А третья фаза четвёртого контура, таким образом — социополовой контур в квадрате. :))
Вторая фаза — и это уже моё личное мнение — связана с некой технологией, которая является ключевой для данного контура. Более того, восемь карт второй фазы образуют как бы центральный столб, на котором держится вся система (восемь рядов по три карты — три столбца по восемь карт). В Таро Лири Арканы центрального столба могут считаться «всадниками», так как на вторую фазу попадает Колесница, Колесо, Смерть (у Лири — «Конь Бледный») и Солнце (у Лири, опять же, всадник), так что эту символику тоже стоит учитывать.

Колода делится на две части по 12 Арканов — четыре исторических контура (биовыживательный, эмоционально-территориальный, логико-семантический и социополовой) и четыре фантастических (нейросоматический, нейроэлектрический, нейрогенетический и нейроквантовый), связанных с дальнейшей эволюцией человека, общества и Вселенной. Если бы я давал рекомендации художнику, я бы сказал, что в символике первых четырёх контуров и 12 Арканов следует использовать образы из фэнтези, мифов и истории, а во второй половине колоды, начиная с пятого контура, следует переключится на научную фантастику.

Последнее о том, как устроена система Лири и его колода. Значения, связанные с картами, относятся одновременно к эволюции жизни на Земле (и эволюции разума и общества, как составной части единного эволюционного процесса), к истории самого человечества, как такового, и к личной судьбе каждого человека по отдельности. Более того, эта последовательность применима к самым разным объектам, системам и концепциям. «Дурак» может обозначать младенца, оплодотворённую яйцеклетку, эмбрион, одноклеточное, предка человека или дикаря — в зависимости от того, какую систему мы рассматриваем. Тем интересней перебирать возможную символику и ассоциации для каждого Аркана.

Теперь, мои мысли.

Во-первых, если бы мы жили в Риме периода упадка, и у нас на руках была бы аналогичная система, мы, вполне возможно, точно также говорили бы о том, что находимся на четвёртом контуре и пора осваивать пятый. Термины были бы другими, а смысл тот же. Те же разговоры могли бы вестись в эпоху Возрождения (но эта мысль как-то приятней, правда?). С другой стороны, можно представить, как в будущем наступит полный коммунизм, дети будут заканчивать школу, изучив квантовую механику, высшую математику и самые распространённые языки программирования, включая исторические; а обитатели будущего всё-равно будут говорить о том, что школа делает упор на третий, семантический контур, жизнь учит четвёртому, и что пора уже, чёрт побери, осваивать пятый! (Ага, и эти коммунистические дети будут неграми с мусульманскими именами и китайскими фамилиями.) В общем, четвёртый контур — это всегда Настоящее, а Настоящее — Вечно.

А можно представить, что Будущее всё-таки наступит, и в этом Будущем работы Лири потеряют всякий смысл, кроме исторического. И что мы с вами (те, кто доживёт) ещё успеем посмеятся над мечтателями и фантастами прошлого, которые держались за свои линейные модели и не видели будущего, даже когда оно стучалось к ним в двери!

Наконец, можно считать тексты Лири корректной картой будущего, почему бы и нет? У многих не было и такой.

Первый контур (биовыживательный)

(2009 год)

 

Пожалуй, моя главная претензия к Таро Лири — тот факт, что такие безусловно сильные карты, как Дурак и Маг у него попадают в первый, биовыживательный контур. А весь первый контур — это начало до настоящего начала, пролог. Если мы говорим об эволюции позвоночных, то это жизнь до того, как она вышла из моря; если о разуме, то это доразумная стадия; по отношению к цивилизации, это дикость, по отношению к человеку — младенчество. Это «бежевый мем» — костяк, фундамент, на котором держится всё остальное. И это, конечно, хорошо, потому что необходимо какое-то основание; но, в итоге, Дурак оказывается связан с амёбами, а Маг — с рыбами.

Но пойдём по порядку.

1.1 «Дурак«, первая карта — это зарождение, самое начало пути, пролог пролога. Ну и… просто Дурак. С точки зрения эволюции, это первые организмы, амёбы, простейшие, черви и медузы. Пассивное поглощение питательных веществ из окружающей среды, самые примитивные и простые решения из возможных. С точки зрения человеческой жизни, это эмбрион или новорождённый младенец. Бактерии, грибы и растения так и остались на этом уровне. (Хотя с растениями всё сложнее, наверное.)

Лири пишет: «Амебоидное взвешенное плавание и сосание («Амеба», плавающая во взвешенном состоянии и всасывающая пищу из окружающей среды); Первое самоопределение; Одноклеточное сознание… взвешенное плавание в сторону вегетативной безопасности… [Дурак] дрейфует по планетарной атмосфере, обволакивая все мягкое, нежное, плавное, влажное, питательное, избегая твердого, ядовитого, грубого, сухого, раздражающего. Его основная способность — определять направление безопасности и биологического удовлетворения»«.

В терминах Лири, «Дурак» — это Первое детство. Напоминаю, что в каждом контуре у нас три фазы, первая — детство и зарождение, вторая — технологии («всадники», как я их называю), а третья — принципы власти и организации.

Чтобы разбудить в себе подобный «амебоидный» тип мышления, достаточно очутиться в комфортной обстановке и затормозить сознание, на какое-то время превратиться в «овощ». Например, Лири предлагает нежиться в тёплой ванне и представлять себя медузой. Уилсон предлагает опиум :).

1.2 «Маг» — первая настоящая технология, «активное плавание, хватание пищи ртом«. Это младенец, который ползает и всё тянет в рот. Здесь у нас будут примитивные рыбы и первые специализированные хищники. С биологической точки зрения, архетип этой стадии — акула, живой шедевр, который демонстрирует искусство Природы в умении обходиться минимальными средствами. Акула тупа, строение её тела примитивно, она может дышать, только когда двигается — тем не менее, это идеальный хищник для своей среды обитания, который пережил по крайней мере две большие волны вымирания, и может пережить ещё столько же.

…Был такой фильм, «Дикий мир будущего» я о нём как-то рассказывал, и говорил о том, что меня там поразили выдуманные акулы будущего, «акулопаты» (акулы-телепаты).

Важно понимать, что сигнализация «шаркопатов»/»акулопатов» — это не речь, она никак не связана с сознательной деятельностью. Это безусловный рефлекс — хищная рыба чувствует добычу, и по её коже начинают бегать цветовые волны. Столь же бездумно хищница реагирует на световые сигналы на боках соседей слева и справа, решая, в какую сторону повернуть. Это биологическая сеть, которая в целом умнее отдельных своих элементов.

Чтобы ощутить силу второй стадии развития (второй фазы биовыживательного контура), Лири предлагает представить себя хищной рыбой. По его словам, отожествление с «юристом или торговым агентом» тоже может сработать :). Я же тут вижу определённую проблему (нет, не в юристах). Дело в том, что человеку крайне сложно представить себя акулой. Если человек начнёт фантазировать на тему акулы, у него, скорее всего, получится косатка — хитрый коварный хищник, а это уже второй контур. Человек готов видеть индивидуальность во всём, что его окружает, включая оружие и прочую технику; ему трудно опустится на уровень, где нет никакой личности, одни функции.

Наконец. Если говорить о развитии человечества в целом, получится, что «Маг» символизирует нашу первую ключевую технологию. Лири пишет, что по отношению к младенцу, помимо ползанья и хватания-кусания, это будет «управление реальностью посредством крика и плача«. А по отношению к человечеству? Магия, как таковая, некий первопредок шаманских практик, способ непосредственного влияния на реальность? Или это «приручение» огня? Впрочем, огонь — это то же волшебство, мне просто нравится думать, что первая ключевая технология носила религиозно-магический характер.

1.3 «Императрица«. Это «активно-внешнее биовыживательное слияние» и «земноводное ползание, овладение гравитацией«. В эволюционном плане это животные, которые только-только начали осваивать сушу, то есть амфибии и членистоногие. Ребёнок активно ползает, пытается вставать, здесь уже идёт подготовка к следующей стадии. В психологическом плане, «Императрица» отвечает за образ Матери, как источника жизни и пищи, именно поэтому в своей колоде Лири поставил соответствующий Аркан на третье место. У первых людей этот архетип проявляется в образе Богини-Матери, повелительницы зверей, а позднее и плодородия. Причём, в колоде Лири эта карта отвечает и за позитивные, и за негативные аспекты соответствующей идеи. Здесь будет и Благая Мать, и Злая Мать, и даже Сатурн, пожирающий своих детей, по принципу «я тебя породил, я тебя и убью» — чудовищный Отец-Патриарх Фрейда. Трактовка зависит от того, какую систему символов мы используем.

То есть, если речь о Культе Великой Богини, то «Императрица» — сама Богиня, а «Маг» — шаман, жрец, её муж и слуга, часто — евнух, оскопивший себя во имя своей Госпожи. «Дурак» — это и профан, не посвящённый в тайну культа, и жертва, предназначенная к закланию, «король на один день» — вечно умирающий и воскресающий супруг Богини. В общем, если кто видел хороший старый фильм «Плетённый человек», или его слегка бессмысленный современный римейк с Николосом Кейджем, то там речь идёт как раз об этом.

Или наложим схему первого контура Лири на безумную концепцию марксиста-антрополога Поршнева. Поршнев ведь и пишет о том, что сначала предок человека перестал быть животным (стал «анти-животным»), а потом уже превратился в человека, и что история человечества началась с анти-человечества. А в этом, как мне кажется, и состоит суть первого контура, как «начала до настоящего начала»!

Тогда «Дурак» — это базовая форма, двуногий примат-падальщик, который ходит за крупными хищниками и доедает остатки их пиршества.
«Маг» — великий пересмешник, «собравший в своём горле» голоса всех зверей и птиц, научившийся бессознательно управлять их поведением и вступивший с ними в своеобразный симбиоз (ключевая технология, «повелители зверей»).
«Императрица» — палеоантроп, который, в связи с нехваткой пищевых ресурсов, стал пожирать представителей собственного вида, парализуя их своим волшебным голосом. Это существо воистину является нашим Отцом и Матерью, потому что именно палеоантропы вывели современного человека в ходе «бессознательного искусственного отбора». По Поршневу, именно палеоантропы стали прообразом всех известных человечеству богов.

На следующем витке, «Дурак» — это уже та самая рабочая особь, выведенная палеоантропами. Большеголовое, лишённое шерсти существо с подавленынми инстинктами и парадоксальным поведением, которое умеет убивать зверей, но не способно поднять руку на палеоантропа или сопротивляться их внушению. Эти «большеголовые» были вынуждены отдавать своим повелителям большую часть добычи, скармливать им собственных детей и убивать себе подобных в бессмысленных войнах, единственная цель которых состояла в заготовке свежего человеческого мяса.
«Маг» — понятное дело, суггестор. Существо, похоже на «большеголовых», но не подобное им, до предела развившее искусство внушения, но не способное сопротивляться палеоантропам. Суггесторы защищали себя, скармливая людоедам других, и сами питались с их «стола». Тем временем, «большеголовые» становились всё менее похожи на палеоантропов, они умнели и вырабатывали различные меры контрсуггестии. Вот тут на помощь палеоантропам и приходили суггесторы, которые успешно подавляли контрсуггестию «большеголовых», и, таким образом, позволяли палеоантропам контролировать достаточно большое «стадо».
«Императрица» — это уже «анти-человечество» в целом. Наверху палеоантропы, людоеды и эксплуататоры. Под ними суггесторы, которые обеспечивают управление, передают «команды» и заставляют людей служить людоедам. Наконец, в основании пирамиды, рабочие особи, близкие к современным людям, которые добывают пищу, рожают и умирают по приказу своих нечеловеческих хозяев. (У Поршнева всё это потом всё-равно кончилось революцией, естественно.)

По мнению Поршнева, эта схема регулярно воспроизводила себя в дальнейшей истории человечества, раз за разом возводя пирамиду из кровожадных правителей-феодалов-царей-фараонов, циничных идеологов-суггесторов и одурманенного народа. Я читал книгу Олега Вите о Поршневе, он там напоминает, что Поршнев жил в СССР и ещё в сталинское время успел потрудиться на ниве идеологии, так что он знал, о чём писал. (Хотя и не всегда адекватно проецировал подобные реалии на то же Средневековье.)

Как бы то ни было, помним, что третья фаза каждого контура — это также принцип управления и организации. Что такое социальные и социополовые аспекты первого контура? Примитивные формы жизни эгоистичны, они существуют только для того, чтобы поглощать доступные ресурсы и передать свои гены дальше по цепочке поколений. В этой игре каждый сам за себя. Чтобы наладить взаимодействие, необходимо отобрать у живого существа половую функцию. Природа в очередной раз показала, сколь многого она может добиться, имея в распоряжении столь малое. Здесь опять же ключевым является образ «Императрицы», ведь на этой стадии появляются общественные насекомые, коллективные организмы, существующие вокруг матки и благодоря ей. Матка — биологическая фабрика, штампующая рабочих особей, причём эволюция подобных видов идёт в сторону всё большей и большей специализации. Отдельная особь, во-первых, неуникальна, во-вторых, бесполезна сама по себе, в отрыве от своей социальной функции. «Единица — ноль!», как говорил Маяковский. Рабочая особь не может размножаться — единственный способ сохранить свои гены, это обеспечить выживание матки, а, следовательно, и коллективного организма в целом.

Естественно, последующие проявления социальности будут гораздо сложнее (вплоть до четвёртого контура, и далее), но началось всё именно здесь.

Я бы здесь дал следующие ссылки. Во-первых, на «голых землекопов«, как пример млекопитающих, пошедших по пути «третьей фазы биовыживательного контура Лири». Про муравьёв, пчёл и термитов все и так знают. И вот ещё статья по теме — «Склонность к альтруизму сильнее у тех, кому нечего терять«.

—————————————-
Что касается визуальной символики… тут у меня нет особых идей. В образе Императрицы хотелось бы показать и Мать, и Богиню, а где-нибудь внизу-сбоку прилепить ещё и муравейник. Маг — что-то очень архаичное, но, в то же время, эффективное. Дурак? Всё зависит от выбранной метафоры. В общем, не знаю.

—————————————-

Я уже давно хотел написать подробный разбор игр серии GROW (автор, кстати, с тех пор выпустил очередную игру, GROW Tower; а GROW vol.3 теперь работает только под IE).
В каком-то смысле, этот разбор должен был стать серьёзным ответом на один дебильный коммент.

Я даже начал, примерно следующим образом:

Хм. Можно посвятить эссе одному лишь противопоставлению Grow RPG и Galves Adventure, ведь, на мой взгляд, флэш-игры этого автора следует считать особой формой искусства.

Вот Grow vol.1. Это не игра, как таковая, но интерактивная галерея. Здесь всё построено на выборе пути, что позволяет достигуть необходимого эффекта. Начиная с первого вопроса — мы яйцо или семя? Создание света или создание тьмы? Дракон или вампир? Как вы уже поняли, я могу только повторить то, что говорил в прошлый раз.

Впрочем, на GROW vol.2. я уже собирался развернуться и как следует дать жару… эх.

Как бы то ни было, Grow vol.1 содержит в себе очаровательную версию третьей фазы первого контура. По линии «совок» — «кувшин с белой жидкостью» — «стелочка вниз» — «корона». Тут всё прекрасно. Начиная с того, что эти существа, по факту, ближе к грибам, чем к животным (кстати, насаживание на шип — это что-то вроде оплодотворения), и кончая подземным термитником, где есть лестицы, подъёмники и небольшой металлургический комбинат. Плюс, эта сцена завязана на другую игру того же автора, классическую Tontie, то есть это как бы «Тонти» в разрезе. Получается, что для этих миниатюрных циклопиков прыжки под молоток — нечто среднее между войной и торговлей, единственный известный им способ взаимодействия с внешним миром…

 

Второй контур (эмоционально-территориальный)

(2010 год)

 

И двух лет не прошло — я решил дописать ещё один постинг о Таро Лири.

2.1. «Жрица«, в традиционном Таро второй Аркан, у Лири — четвёртая карта после «Дурака», связанная с первой фазой второго контура. Надо сказать, «Жрица» у Лири описана хорошо и подробно, и можно просто его процитировать. Наверное, этим я и займусь :).

С точки зрения человеческой эволюции, с «Императрицей» мы дошли до амфибий, дальше у нас идут звероящеры и первые млекопитающие. Жизнь окончательно вышла из воды и стала осваивать сушу. Весь второй контур посвящён эволюции млекопитающих, от мелких зверьков («Жрица») до высших приматов («Иерофант»).
А если говорить о развитии человеческой личности, то «Жрица» — это Второе детство, то есть начало детства, как такового, после младенчества первого контура.

Биологическая составляющая образа «Жрицы» — это то, что Лири назвал «разумность маленького зверька«, который окружён всевозможными угрозами и опасностями. Это «увертливость, скрытность, проворство«, «выживание на суше благодаря скорости и ловкости«, «острота чувств и маскировка«, «технология бегства«. Помните, был такой фильм, «Прогулка с динозаврами»? Достаточно вспомнить первую серию, а также восьмую (с самого начала и ещё после семиминутной отметки), там как раз об этом. Цитата:

«Карта 4 в исправленной колоде Таро, Верховная Жрица, представляет восприимчиво-исследовательскую фазу Второго Контура, эмоциональную пассивность, выбор уклонения от встречи с противником, хитрости, маскировки, скрытности, изворотливой маневренности, пластичности, жизни в норе как способов земного выживания. Это Второе Самоопределение: подвижное, проворное млекопитающее. Карта Верховной Жрицы — это тонкое, остроумное, недвусмысленное напоминание от ДНК о том, что ваша нервная система все еще содержит контур, который помогал вам всюду пролезть, когда вы были ковыляющим карапузом, и на котором действуют маленькие хитрые зверьки вроде грызунов, — и он все еще функционирует и требует ласкового внимания и снисходительности. Он может активизироваться, позволяя вам пережить опыт юркой мыши».

Для того, чтобы настроиться на эту волну, Лири предлагал «наблюдать за жизнью мелких млекопитающих и вживаться в их реальность«, «шпионить за кем-то«, «заниматься спортом, требующим ловкости и увертливости«, а главное (моё любимое) «продумывать хитрый сценарий ограбления магазина, а затем схему защиты магазина от ограбления«. В рамках логики Лири, наша любовь к фильмам об ограблениях (англ. heist movies), где фигурируют сложные схемы, головокружительные афёры и гениальные воры-жулики, как раз связана с импринтом первой фазы второго контура и основана на чувствах мелкого млекопитающего, ворующего яйца из гнезда динозавра. Нужно ли здесь вспоминать Арсена Люпена или неподрожаемого «Скользкого» Джима ди Гриза? (Но надо, пожалуй, уточнить. Если суть сюжета в том, что умные обманывают глупых при помощи высокотехнологичных устройств, то это уже проявляется третий. Но сама суть, основа, возможность украсть у «них» что-то ценное так, чтобы они нас не заметили и не догнали — это второй.)

Помимо биологической, у «Жрицы» есть и эмоциональная составляющая. Это стадия «хитрого ребёнка», который учится манипулировать окружающими и добиваться от них нужной реакции, это то, что закладывается в раннем детстве благодаря общению с родителями. Здесь, собственно, начинается человек, как социальное животное. Опять же, процитирую Лири:

«На индивидуальном уровне эта стадия символизирует ребенка, который учится ходить, бегать и воспринимать сигналы силы и статуса, принятые в Муравейнике (т.е. в социуме — Г.Н.). Эта изменчивая бурная эмоциональность — начальная стадия второго контура. Когда нужно притворяться и изображать любую из освоенных реакций, тут Жрица — примадонна, которой нет равных. Она уже поняла, что люди привлекают к себе внимание и приобретают общественный статус за счет собственных эмоций, и учится совершенствовать собственное эмоциональное мастерство».

«Жрица» не только ловкая воровка, но ещё актриса и куртизанка, эмоции — её главное оружие и источник власти. В этом смысле, конечно, это в первую очередь женская карта. (Хотя любая карта в колоде Лири может обозначать как мужчину, так и женщину.)

Что касается визуального образа карты, то я думаю о чём-то в этом духе, благо тут и номер совпадает:

Таро Лири Императрица

Я писал: «если бы я давал рекомендации художнику, я бы сказал, что в символике первых четырёх контуров и 12 Арканов следует использовать образы из фэнтези, мифов и истории». Мне кажется, «Жрицу» стоило бы изобразить в виде лисы-оборотня из китайских и японских преданий, тут и сексуальность, и хитрость, и ловкость, и коварство, и неподражаемый шарм. (Плюс, знакомый нам по русским сказкам образ Лисы тоже имеет непосредственное отношение к образу «Жрицы». «На дурака не нужен нож…»)

В связи с этим забавно, что в традиционном Таро «Жрица» — это величественный и таинственный образ, первое и высшее проявление женского архетипа в колоде. А у Лири это всего-лишь «жизнь грызуна, полная преступлений и сладких обманов, совершенных с коварной улыбкой«. Да, все считают её всемогущей и непознаваемой, будто бы говорит нам Лири, а почему? Потому что она всех обвела вокруг пальца! И теперь тихо посмеивается над простофилями, прячась за своей маской :).

2.2. «Император«, пятая карта, вторая фаза второго контура. Тут всё просто — «агрессивная нейротехнология «крутых парней» и «амазонок»«. Это стадия «агрессивного ребёнка», который занимается активным самоутверждением и пытается отстаивать собственное Я. Второй контур проявляется через культ Эго, собственничество и территориальность — мои игрушки, моя комната, моя мама, моя территория, моя женщина. Позитивная трактовка — сильный, уверенный в себе человек, негативная — Бармалей из фильма «Айболит-66», с его «бей! громи! ура!»

С биологической точки зрения, речь идёт о крупном хищнике, вершине пищевой цепи. Здесь у Лири небольшая нестыковка, ведь в нашей эволюционной истории не было крупных хищников, человек превратился в самого страшного зверя благодаря разуму и социальности. Другое дело, что людям, особенно мужчинам, нравится представлять себя могучими хищными зверями :). Впрочем, если говорить о тотемах, как таковых, тут не обязательно будет фигурировать хищник, это может быть и огромное, малоуязвимое травоядное с толстой шкурой — из тех существ, о которых можно сказать языком научно-популярных передач: «в естественной среде обитания, взрослые особи этого вида не имеют природных врагов».

Таро Лири Император

Наши предки настолько крутыми не были.

Сами понимаете, в связи с популярностью этого архетипа, число образов, которые можно с ним связать, поистине необъятно. Мне в голову приходят компьютерные игры, стрелялки и файтинги, а также всевозможные боевики и прочее в том же духе. Сила, мощь, победа; пришёл Герой, всех снёс. Его могут звать Дюк Нюкем, Конан-варвар, Рэмбо… Или, к примеру, Джеймс Бонд — ещё один классический мужчина-победитель, способный очаровать любую женщину, одолеть любого врага и наплевать на любое правило.

«Все это внешние, объективные характеристики Императора. Если взглянуть изнутри, — это голос, который звучит во всей лирической поэзии поучительного, вдохновляющего или возвышенного характера: «Я — Хозяин своей Судьбы; Я — Повелитель своей души». Большинство подборок школьных текстов по английской литературе — это программирующие руководства, обучающие детей тому, как развивать такой вид Эго (в этом месте наши патриоты начинают рыдать от зависти к англосаксам — Г.Н.); только в колледже человеку дозволено узнать, что, оказывается, есть и другие виды. А герой популярных фильмов, книг, телепередач и т. д. — это, как правило, человек, который ведет себя так, как хочет себя вести всякий Император: всегда держать ситуацию под контролем».

Ключевая технология второго контура, наиболее полно проявленная в образе «Императора» — это искусство побеждать, быть сильнее, демонстрировать своё превосходство, даже самоутверждаться за счёт других.

Лири пишет, что для активизации этой фазы развития сознания стоит попробовать «заниматься любовью в агрессивной, животной манере, относясь к той (тому), кто лежит под вами, как к своей собственности«. А ещё можно «толкаться в толпе, фантазировать о том, как вы побеждаете и подчиняете всех и каждого, вести себя как абсолютный повелитель мира, заниматься силовыми соревновательными видами спорта и побеждать (или представлять себе, что вы победили)«.

С визуальным образом всё просто — классическое изображение короля Конана на троне.

2.3. «Иерофант«, шестая карта Таро Лири, третья фаза второго контура. Как я уже писал, «третья фаза выражает более сложную идею. Это одновременно высшая стадия развития соответствующего контура, начало его упадка и первое появление признаков следующего уровня… Это принцип организации; в этом смысле, можно сказать, что третья фаза — это проекция социополового контура на все остальные уровни».

На этой стадии речь пойдёт об объединениях в стаи, о первой настоящей социальности и «первой политической технологии». Вожак здесь не всегда самый сильный, но всегда самый коварный и опытный зверь. Цирируя Лири, «не лев, но обезьяна»; старая хитрая обезьяна. Именно поэтому символом этой карты является Верховный Жрец, Папа, глава Церкви, тот, кто стоит над королями; «Подразумевается«, — пишет Лири, — «что папская политика — коммуникация — превосходит грубую мышечную силу«. Ведь мудрый самец всегда сможет обуздать агрессивный молодняк и направить энергию молодёжи в нужное ему русло. Конечно, пол не имеет значения, ту же роль может играть и старая самка. (У тех же слонов, например; или в современной школе, как не без злорадства напоминает Лири.)

С точки зрения взросления, здесь ребёнок впервые попадает в коллектив себе подобных, в котором надо научиться выживать «не благодаря силе, а благодаря социальной коммуникации«. Это «детская ватага» и «ребёнок, ориентирующийся в паутине власти«. В общем, от стаи обезьян до «зачатков внесемейных коммуникативных связей«.

Важно понимать и чувствовать разницу между «Императором» и «Иерофантам». Вот как Лири характеризует третью, последнюю фазу второго контура:

«Организация, закон, бюрократия, титулы, администрация. Политик. Председатель. Человек, вокруг которого плетется эмоциональная сеть. У Папы нет вооруженных дивизий, одни лишь правила, выраженные в обезьяньих символах… здесь представлен Истеблишмент, каким он видится жертвам инквизиторов, гестапо, КГБ или Федерального бюро по борьбе с наркотиками и опасными галлюциногенами».

В массовой культуре это будут старые, матёрые начальники «особых отделов разведки» — всевозможные Старики из книг Хайнлайна, глава 9-го отдела Арамаки из «Призрака в доспехах», неподражаемая Джуди Денч в роли М (Иерофант, отдающий приказы Бонду-Императору), Контроль у Ле Карре, Гесер и Завулон у Лукьяненко. Мне ещё вспоминается Великий Инквизитор Достоевского, а также образ Сталина в пост-перестроечной литературе (я имею в виду Сталина, как коварного деспота и интригана; Сталин, как живой бог сталинизма попадает в первый контур).

Да. Чтобы почувствовать себя «Иерофантом», Лири предлагает «используя свой жизненный опыт и актерское мастерство, путать людей моложе вас«, а ещё «придумать как можно больше способов оповещения всех и каждого о воображаемых угрозах, которые вызвали бы обезьянью панику в человеческом муравейнике«. Хотя иногда достаточно «смотреть на город с крыши высокого здания, воображая себя обезьяной, глядящей на джунгли из безопасного укрытия на дереве» — главное, помнить, что все они у вас под колпаком!

 

Финал

(2015 год)

Я испытываю реальную боль по поводу того, что несколько лет назад я не завершил свой проект по описанию Таро Лири — символического отображения восьми контуров сознания. С другой стороны, оригинал на английском уже давно выложили в сеть («Game of Life«), и на русский эта книга тоже переводилась.

Очень кратко.

В своей колоде Лири довёл число Старших Арканов до 24, добавив одну карту до «Мира» и одну после (или, иначе говоря, разложив «Мир» на три похожие карты). Таким образом, у него получилось восемь контуров, по три Аркана каждый. Из своих личных соображений он добавил сквозную нумерацию (сделав «Дурака» первой картой, а не только нулевым Арканом), и поменял местами «Жрицу» и «Императрицу» (так что у него «Императрица» идёт третьей, а «Жрица» — четвёртой). «Сила» у него девятая, а «Справедливость» — двенадцатая карта (восьмой и одиннадцатый Аркан соответственно).

Колода Лири символизирует эволюцию, восхождение от простого к сложному, от земного к космическому. [Да, Лири заодно срифмовал свои восемь контуров с восемью китайскими триграммами, от «Земли» к «Небу», в общем, как обычно.]

В рамках его концепции восьми контуров, первые 12 карт (с 1 по 12) описывают «четыре земных контура». Они в равной степени относятся к истории жизни на земле, истории человечества, как вида, истории формирования отдельной личности. Вторые 12 карт (с 13 по 24) — это «история будущего», охватывающая дальнейшую эволюцию человечества и активацию высших контуров, с пятого по восьмой. Это путь освобождения человека и его сознания, который противопоставляется пути «человейника», Human Hive. Естественно, в первой, исторической части, Лири опирался на современные ему концепции эволюции человеческого общества, во второй, космической — на американскую фантастику.

Естественно, любой краткий пересказ непростительно упрощает и искажает идеи Лири, но, тем не менее.

Первый Контур, биовыживательный:

1. «Дурак» — жизнь, как таковая, начало всего, пассивное потребление ресурсов из внешнего мира. Зарождение жизни. Младенец во чреве матери.
2. «Маг» — активное хищничество, технология добывания еды, путь акулы и богомола. Младенец, орущий и требующий к себе внимания, хватающийся за сиську.
3. «Императрица» — освоение суши, стадия земноводных, образ Матери, инстинктивная забота о потомстве, организация на основе отчуждения репродуктивных функций, как у социальных насекомых. Младенец, ползающий по земле.

Второй контур, эмоционально-территориальный:

4. «Жрица» — первые млекопитающие, сложные стратегии маленького хитрого зверька, который выживает за счёт своей наглости, ловкости и проворности. Жулик. Наша внутренняя белочка, наша внутренняя лиса.
5. «Император» — крупное животное, выживающее за счёт своей силы и бесстрашия. Стратегия небопедимости, способность и готовность одолеть — сломать — любого противника. Воин. Наш внутренний лев.
6. «Иерофант» — стареющее социальное животное, контролирующее стаю за счёт контроля над молодняком. Политик. Наша внутренняя старая хитрая обезьяна.

Третий контур, логико-семантический:

7. «Влюблённые» — зарождение разумной жизни. Восприятие и воспроизведение звуковых и визуальных символов, усвоение и повторение сложных манипуляций руками. Копирование. То, что человек чувствует, когда он учится говорить, читать, писать, рисовать.
8. «Колесница» — озарение, создание новых технологий. Переход количества в качество. Изобретательство. То, что человек чувствует, когда ему в голову приходит новая идея, когда он придумывает схему, которая всё объясняет.
9. «Сила» — разделение труда, появление первых городов, развитие экономики. Торговля, обмен, выделение каст и гильдий по профессиональному признаку. «Победа за счёт организации, а не за счёт грубой силы». То, что человек чувствует, когда меняется вкладышами с другими коллекционерами или вступает в какие-либо клубы по интересам.

Четвёртый контур, социополовой:

10. «Отшельник» — «неотения правящих классов», отложенное взросление. Феодализм, как высший этап развития аграрного общества. Путь рыцаря, менестреля или монаха вместо семейной жизни. Служение идеалам. Состояние подростка-юноши.
11. «Колесо» — принятие взрослых правил игры, готовность вкалывать от звонка до звонка, заводить семью, выращивать потомство. Переход к индустриальному обществу. Состояние взрослого человека.
12. «Справедливость» — власть закона, окончательное формирование «человейника», «централизированного социального общества всеобщего благосостояния». Ожидание предсмертного или посмертного вознаграждения за жизнь по правилам общества. Этой стадии свойственен консерватизм, боязнь изменений, страх будущего. Человек перестаёт взрослеть и начинает умирать. Состояние стареющего человека.

(*После этого начинается развитие самой личности, как таковой — и развитие инструментов, находящихся в распоряжении одной личности*)

Пятый контур, нейросоматический. Осознание себя, как своего тела. Понимание своего тела, как источника радости и удовольствия, что открывает путь к полному контролю над всеми функциями организма. Марихуана, тантрический секс, космическая экспансия.

13. «Повешенный» — человек в невесомости. Жизнь в космосе, совершенная координация движений, трёхмерное мышление, рассчёт орбит в уме, выход за рамки ограниченной земной морали.
14. «Смерть» — белый конь. Трансформация тела, трансгуманизм, адаптация под самые экстремальные внешние условия, смерть человечества, как единого вида.
15. «Умеренность» — закрытый контур сексуальных энергий. Тантрический союз двоих, обретение высшей формы своего «Я» в другом человеке.

Шестой контур, нейроэлектрический. Осознание себя, как последовательности сигналов в мозгу и нервной системе. Реальность — это не более чем иллюзия, которую можно менять и перестраивать по собственному вкусу. Осознанный переход между разными «тоннелями реальности». «Матрица», высокий киберпанк, жизнь в автономных космических обиталищах.

16. «Дьявол» — повелитель иллюзий. Виртуальная реальность, путешествие по чужим мирам или навязывание людям своих собственных снов.
17. «Башня» — «самая позитивная карта». Крах предыдущей научной парадигмы вместе с концепцией единственной объективной реальности. Власть над высокими энергиями, управление вероятностями.
18. «Звёзда» — звёзды. Слияние разумов в единую сеть, прямой контакт каждого сознания с каждым.

Седьмой контур, нейрогенетический. Осознание себя, как генетической программы, передающейся от поколения к поколению. Высокие биотехнологии, терраформинг, астроинженерия, засеивание Галактики жизнью, индивидуальная способность работать на уровне ДНК и планетарной биосферы.

19. «Луна» — генетические войны, воспроизведение самого себя во множестве копий-клонов, запись личности прямо в ДНК.
20. «Солнце» — создание из самого себя новых форм жизни и целых экосистем.
21. «Суд» — физическое бессмертие, воскрешение мёртвых, осознанное единство всей жизни во Вселенной.

Восьмой контур, нейроквантовый. Осознание себя, как результата действия физических законов. Соответственно, способность гасить и зажигать звёзды, управлять реальностью на уровне атомных и субатомных частиц, физических сил, метрики пространства-времени. Уровень Доктора Манхэттена из «Хранителей». Выход за рамки нашего родного «брана», нырок в чёрную дыру, сингулярность, то есть всё то, что Нолан попытался показать в «Интерстелларе» (но, имхо, не справился). Короче, здесь будет самое крутое из того, что мы вообще физически способны себе представить: свойства богов, всеведение, вездесущность, всемогущество — это восьмой контур Лири. По понятным причинам, описания этих карт полны самых общих слов, так что я даже не буду их приводить. Но, короче, мы падаем в чёрную дыру, падаем, а в конце сливаемся с Божеством.

22. «Творец Звёзд» — ???
23. «Вселенная» — ???
24. «Сингулярность» — ???

***

Думаю, это позволяет себе представить, о чём мы говорим, когда мы говорим о контурах — по крайней мере, о чём я говорю, когда упоминаю контуры Лири.