«Артхашастра», часть 2

(автор: gest)
(2014 год)

В стратегические пространства большей размерности одномерная территория переходит через систему графов. Условного говоря, подобно тому, как трёхмерное пространство может (умозрительно) соединятся многомерными чревоточинами с другими трёхмерными пространствами, или с другой частью того же пространства, так и одномерное пространство может замыкаться само на себя или соединяться с другими одномерными пространствами через узлы-вершины, которые, в таком случае, и становятся объектом конфликта.

На самом деле, я пытался сформулировать следующее. В этой части «одномерная геополитика» уже переходит в сферу «теории международных отношений». Потому что, как я понимаю, теория международных отношений прежде всего имеет дело с «силой» геополитических акторов, а это линейная характеристика (она может быть больше или меньше). Другим важнейшим параметром является то, с какими другими игроками (государствами) может взаимодействовать данный игрок (государство), то есть структура графа. Включая вариант «все со всеми», естественно. Одномерная геополитика просто сводит эту схему к предельно вырожденному варианту, где каждое государство может соседствовать не более чем с двумя другими, потому что каждое государство представляет собой отрезок на прямой, а его «сила» задаётся длинной этого отрезка.

[В целом же, разница в между геополитикой и теорией международных отношений заключается в следующем. Стратегия, в своём теоретическом аспекте, изучает принципы, позволяющие нам победить противника. Аналогично, геополитика занимается исключительно вопросом завоевания гегемонии и удержания гегемонии. Вопрос мотивации участников тут по-прежнему не стоит. А теория международных отношений уже задаётся вопросом, зачем, почему, когда и как это происходит. И должно ли это вообще происходить.]

—————————————-———————————

Теперь о том, что написано в «Артхашастре», как я это понял, и почему мне это понравилось.

Сначала «одномерная» часть. Государство, с которым мы непосредственно граничим — это наш враг, и нашей стратегической целью является его уничтожение/завоевание/подчинение. Государство, которое граничит с нашим врагом, но не с нами, является нашим союзником, потому что оно враг нашего врага. Враг нашего союзника, но не наш враг, является союзником нашего врага. И так далее.

Условно говоря, если мы — Россия, а наш враг — Украина, то наш союзник — это Польша. Если наш союзник — Польша, то враг Польши — Германия. Враг Германии — Франция, а враг Франции (и, в этом смысле, союзник Германии) — Англия.
Если мы делим Украину в союзе с Польшей, а Англия и/или Германия так или иначе решают свою проблему с Францией, то теперь наш враг — Польша, Германия — наш союзник, а Англия — враг Германии и союзник Польши.
Если мы делим Польшу в союзе с Германией, то теперь Германия наш враг, а Англия — наш союзник.
Если мы делим Германию в союзе с Англией, то [теперь нам принадлежит пол-Европы, и] Англия — наш враг.
Так работает одномерная геополитика.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Страницы ( 1 из 10 ): 1 23 ... 10Следующая »