«Артхашастра», часть 2
Англоязычные переводы соглашаются, что речь идёт о противостоянии на трёх классических уровнях — физическом, интеллектуальном и моральном (психологическом). Государства сравниваются по уровню «штабной работы» (интеллектуальной состоятельности царских советников); по имеющимся у них материальными ресурсам — размерам войска и финансовым средствам, которыми располагает тот или иной царь; и по таким нематериальным компонентам, как доблесть, боевой дух и т.д. Соотношение этих трёх сил и делает государства сильными или слабыми в военном отношении. Особенность Каутильи была в том, что он, вопреки существовавшей традиции, ставил материальные факторы выше моральных, но интеллектуальные — выше материальных.
Стратегическое планирование военной кампании должно было учитывать силу государств (интеллектуальную, материальную, моральную), время и место конфликта. Опять же, традиция спорила о том, какой элемент важнее — сила, место или время, но Каутилья пишет, что все три одинаково важны. Итого, у нас три главных элемента, из которых сила сама состоит из трёх элементов.
Затем надо было назначить время начала кампании, время сбора войск, проанализировать возможность беспорядков в тылу, ожидаемые потери и приобретения, а также случайные факторы, которые могут повлиять на ход компании.
На уровне «большой тактики» следовало научиться работать с «maula-bhrita-sreni-mitra-amitra-atavi»,
И наконец, на тактическом уровне война состоит из взаимодействия четырёх элементов — пехоты, конницы, колесниц и слонов. Чтобы это проиллюстрировать, индийцы даже шахматы изобрели («чатуранга» — игра «четырёх частей»), где у каждого игрока, помимо царя и советника, имеются слоны, всадники, колесницы и пешие воины.
(См. генеральное сражение.)
В итоге, получилась книга. Вернее, толстый раздел о войне и борьбе государств в ещё более толстой книге обо всём, что связано с государством и управлением.
Да, это безумие. Но в самой чёткости подобной постановки вопроса что-то есть.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10