Летучие лисицы и сумчатые черепахи
Что я хочу сказать? Поведение высокоорганизованных живых существ пластично. Существуют различные вариации в поведении. Детёныши могут перенять часть поведенческих стратегий у родителей. Эффективные стратегии распространяются в популяции, потому что их носители оставляют больше потомков, и потом уже естественный отбор начинает закреплять гены, обеспечивающие адаптацию к данной стратегии. Те группы летучих лисиц, которые берегли и приумножали доступные ресурсы, на длинной дистанции обладали конкурентным преимуществом по отношению к лисицам с более простым поведением, и, в конечном счёте, вытеснили их. (Может, даже избавились от них, как от чего-то вредного.)
Лисицы замерли на самой грани полноценного разума. Представьте себе сравнительного крупного, любопытного, игривого хищника, своего рода летающего дельфина, уже с «языком» и с индивидуальными сигналами-именами для каждой особи. С мозгами, чья производительность превзошла таковую у земных шимпанзе, и с намного более сложным поведением — потому что окружающая среда, с которой они взаимодействуют, более сложная.
Теперь пришла пора поговорить про вторую часть нашего уникального дуэта, про сумчатых черепах.
Насмешка слепого случая, космическая ирония: на одной случайной планете, на одном случайном миниконтиненте-острове оказались заперты посреди океана сразу два вида очень умных существ, предковые формы которых по своим интеллектуальным способностям был сравнимы с самыми умными земными приматами. В отличии от летающих лисиц, черепахи, как и следует из названия, происходили от местных аналогов яйцекладущих рептилий.
Другое дело, что речь всё равно об инопланетных существах, которым не всегда можно подобрать земные аналоги. Черепахи были представителями успешной и разнообразной ветви тетраподов, которые очень далеко ушли от примитивного рептилоподобного предка. Земные птицы ведь тоже рептилии, и сумчатые черепахи в ходе своей эволюции прошли не меньший путь.
Как и у земных черепах, базовой адаптацией их предка был наружный панцирь, образованный разросшимися внутренним скелетом. Мощные костяные пластины прикрывали их туловище с обеих сторон, со стороны спины и со стороны живота. Вторая инновация была связана с тем, что самки начали использовать свой панцирь (там, где он неплотно прилегал к телу, и где образовывались кожаные складки) для хранения яиц. Изначально это был способ транспортировки предварительно отложенных яиц к месту основной кладки (как и черепахи, они зарывали яйца в песок, и на этом роль матери заканчивалась), но потом, постепенно, яйца стали оставаться внутри панциря до вылупления, созревая там, как в инкубаторе.
В ходе дальнейшей эволюции сумка-инкубатор развивалась и совершенствовалась. Черепахи обзавелись более активным метаболизмом (для создания в сумке подходящего микроклимата и температурного режима). Их лапы удлинились, перестали втягиваться в панцирь и стали более цепкими, потому что по мере усложнения сумки усложнились и необходимые операции с яйцами. Походка «выпрямилась», туловище поднялось над землей, чтобы, опять же, упростить доступ к сумке; отдельные разновидности черепах даже перешли к ситуативному или постоянному хождению на задних лапах. Раньше всё то, что происходило с самкой после кладки никак не влияло на судьбу потомства, значение имело только количество отложенных яиц. Теперь упор делался на качество, а не на количество отпрысков. Яиц стало меньше, и они все хранились «в одной корзине», пусть это и была защищённая бронесумка. Самка носила гнездо с кладкой на себе, внутри панциря, что было, безусловно, очень удобно, но если она гибла, потомство погибало вместе с ней. Переход к вынашиванию яиц означал увеличение инвестиций в потомство — и в жизнь самой самки.
Опять же, усилились социальные связи. Самцу стало выгодно держаться рядом с самкой, если он знал, что она вынашивает оплодотворённые им яйца. Теперь он был кровно заинтересован в её благополучии. Самец даже мог начать помогать самке перекладывать яйца в сумку. Переход к заботе о потомстве и после вылупления детёнышей в этих условиях был совершенно естественным, как и складывание более постоянных семейных групп.