Планета Ламарка: медведь — это большой хищный ёж, а также другие крокодиломорфы

Как я уже говорил, я решил, что в мире Ламарка млекопитающие просто заменили собой большую часть земноводных амфибий, став неоамфибиями. Лягушка в пруду — это мохнатая мышка с перепонками на лапах, которая рожает живых детёнышей и кормит их своим молочком. Базовые формы для всех местных млекопитающих — это мелкие земноводные существа, аналоги земных выдр, выхухолей, ондатр, нутрий, водных полёвок и водяных опоссумов, а так же вымершей кастрокауды. И, одновременно, это были аналоги жаб, лягушек и тритонов. Они жили на границе двух сред, добывали пищу в воде, ныряли, чтобы спастись от опасности, рыли норы по берегам рек и озёр. В этом смысле, даже живорождение (и позже, молочное вскармливание) можно считать адаптацией к водному образу жизни, по аналогии с живорождением у морских змей и некоторых других видов ископаемых рептилий. Крокодилы были успешны на суше, а их родичи млекопитающие — в водной среде. Но млекопитающие амфибии отличались от привычных нам земноводных ещё одной важной деталью — они легко приспосабливались к морским условиям, в то время как земные амфибии, как известно, в солёной воде жить не в состоянии. Мохнатые мышки-лягушки успешно расселялись по побережью и колонизировали острова, порождая более крупные морские формы, типа морских ленивцев или десмотилий. Тюлени, дюгони, далее везде. Собственно, под амфибиями Ламарк имел в виду именно тюленей, моржей и сирен. От этой ветви млекопитающих амфибий, морских ластоногих существ, произошли аналоги китообразных, а заодно и ихтиозавров с мозазаврами: животные, которые полностью порвали с сушей и воспроизвели форму тел своих далёких рыбомоллюсковых предков. Таким образом, у нас есть две истории успешного возвращения в водную среду: насекомые-паукоиды породили ракообразных, плоскохвостые ящерицы — китообразных. У Ламарка китообразные — это древняя группа млекопитающих, пережившая пару массовых вымираний. Вымирания неизбежно сказывались и на них, но на смену выбывшим крупным морским млекопитающим приходили их мелкие неприхотливые родственники, вновь порождавшие крупные формы. Остальным крокодиломорфам и птицезаврам потеснить морскую монополию млекопитающих так и не удалось.

Теперь самое интересное, выход млекопитающих обратно на сушу.

Простой вариант — очередное чудовищное массовое вымирание, выбито 98 процентов сухопутных видов, остались только мелкие летающие птицы, сумчатые черепахи и мохнатые лягушки. И природе пришлось лепить всё заново, на базе мохнатых лягушек и, частично, сумчатых черепах. Другой вариант — то, что на самом деле имел в виду Ламарк: тюлени выходят из воды и постепенно колонизируют сушу. С этим вариантом есть очевидные проблемы, начиная с того, что существо, приспособившееся плавать в море, будет плохо ходить по земле, а на суше его уже будут поджидать более эффективные конкуренты. Можно, опять же, попытаться слепить комбинированный вариант: млекопитающие изначально возникают, как небольшие морские животные. Существо, похожее на карторинха (1, 2, 3) уже было млекопитающим или непосредственным предком млекопитающих. Затем морские млекопитающие протолягушки постепенно колонизируют пресноводные водоёмы, поднимаясь вверх по берегам рек и вытесняя палеоамфибий. Существам, жившим на границе двух сред, в приливной зоне, на затопленных и заросших болотистых берегах, выгодно было сохранять лапы с перепонками или хотя бы цепкие крепкие плавники, пригодные для передвижения по суше. Дальше происходит массовое вымирание крупных наземных животных, и т.д.

Альтернативой будет оттаявшая Антарктида. [Признаю, я подсмотрел этот вариант в одной странной книжке, но не в этом дело.] Зайдём издалека. Планете Ламарка, очевидно, потребуется много континентов, потому что я их раздаю довольно щедро. Летучим лисицам и сумчатым черепахам нужен собственный маленький континент, гиппогрифам-однопроходным нужна своя Австралия, ретрозаврам подавай «Затерянный мир». С другой стороны, нигде не написано, что на землеподобной планете количество и конфигурация материков обязаны строго совпадать с земным распределением. У Стругацких в «Трудно быть богом» упоминается «девять материков планеты«, из чего фанаты делали обоснованный вывод, что материки там относительно небольшие и сравнительно изолированные, а проливы встречаются чаще перешейков. (Девять материков, это как если бы вместо Евразии с Африкой у нас было бы ещё пять Австралий или Южных Америк.) Почему бы не заявить такой вариант? Большую часть геологического времени существования жизни суша на планете Ламарка была представлена несколькими (>5) отдельными материками, которые вальсировали и периодически сближались в разных сочетаниях, но «суперконтиненты» даже размером с Евразию были скорее исключением, чем правилом. Потому что когда читаешь про интересных ископаемых животных, постоянно натыкаешься на фразы типа «Мадагаскар всегда был отдельным миром», «Южная Америка до появления Панамского перешейка была отдельным миром»… вот планета Ламарка всё время порождала и порождает отдельные миры — сплошные Южные Америки, Австралии, Мадагаскары и прочие Новые Зеландии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Страницы ( 4 из 6 ): « Предыдущая123 4 56Следующая »