Что в нас заложено
Еще одна возможность связана с выбором партнеров по признакам, зависящим от очень большого числа генов. Такие признаки могут служить надежными «индикаторами приспособленности» как раз потому, что для их развития необходима слаженная работа множества генов. Например, есть мнение (см.: Geoffrey Miller, 2000. The mating mind), что у наших предков в роли «честных» (трудноподделываемых) индикаторов качества генов выступали интеллект, чувство юмора, лингвистические и творческие способности. Для всего этого необходим эффективный мозг, развитие которого требует слаженной работы тысяч генов. Мутационная поломка любого из них может сказаться на результате. Довести такой мультигенный признак до фиксации (например, чтобы все стали одинаково остроумными и музыкальными) очень непросто даже при помощи сильного отбора. Полиморфизм сохранится в популяции даже в том случае, если, скажем, удачные шутки или красивое пение будут сильно повышать репродуктивный успех».
Или вот, моё любимое:
«Некоторые гены полезны одному из полов, но вредны другому. Например, аллели (генетические варианты), повышающие уровень тестостерона, могут способствовать репродуктивному успеху самцов и одновременно снижать плодовитость самок. Эксперименты на рыжих полевках показали, что такие аллели могут находиться под действием частотно-зависимого отбора. Доминантные самцы полевок с высоким уровнем тестостерона оставляют больше потомства лишь в том случае, если таких самцов в популяции не слишком много. Избыток доминантных самцов ведет к тому, что больше потомства начинают оставлять самцы с низким уровнем тестостерона. Благодаря частотно-зависимому отбору аллели, способствующие высокому и низкому уровню тестостерона, сосуществуют в генофонде популяции, не вытесняя друг друга…
В лабораторных условиях самцы с высоким уровнем тестостерона почти всегда побеждают других самцов в прямой конкуренции за самку. Однако эти же самые аллели снижают плодовитость самок. Это видно из того, что сестры доминантных самцов в среднем значительно менее плодовиты, чем сестры недоминантных самцов…
Известно немало случаев, когда одни и те же аллели влияют на репродуктивный успех самцов и самок противоположным образом. Такие аллели называют «сексуально антагонистическими» (sexually antagonistic alleles). Например, предполагается, что некоторые аллели, способствующие гомосексуальности у мужчин, повышают репродуктивный успех женщин — чем и объясняется тот «парадоксальный» факт, что эти аллели устойчиво сохраняются в генофонде несмотря на резко пониженный репродуктивный успех гомосексуальных мужчин».
Если мужчина будет разбираться в одежде и мечтать о том, чтобы оказаться в объятиях мускулистого и загорелого самца, его репродуктивный успех, вероятно, будет не очень высок. Но те же качества «отобьются» на его сестре, так как они повысят её приспособляемость (через количество оставленных потомков). Агрессивная доминантная самка, гоняющая самцов, окажется плохой матерью, и детей у неё будет мало. Но те же качества, доставшиеся мыши-самцу, могут помочь ему оставить больше потомства. Зато когда таких агрессивных самцов станет слишком много, они будут тратить все силы на разборки между собой, и сами себя отбракуют. Всё так или иначе уравновешивается.
Те же шалашники, на которых я уже ссылался. Самцы строят брачные шалаши и украшают их яркими предметами, чтобы привлечь самку. При этом, эти шалаши у шалашников играют сугубо декоративную роль, гнездо для высиживания яиц самка строит сама. Я не биолог, но может же быть так, что способность самки строить гнёзда «записана» у них там же, где и способность самца строить шалаши? То есть, самке грозила потенциальная опасность оказать предпочтение самцу, в генах которого эта биологическая программа строительства гнёзд нарушена. На самом самце это никак не скажется, но это фатально подействует на будущее потомство самки, её дочери или внучки будут вить плохие гнезда и не смогут высиживать в них яйца. А если самец строит качественный шалаш, то, очевидно, у него гены хорошие, вся система в порядке, и его дочери смогут свить крепкие гнёзда.
Свой интерес к этим вещам я попытался выразить в гипотетической модели трейвов, как расы. Декстру нужна тщательность и интеллект, чтобы строить хорошие гнёзда и чинить всё, что ломается. Искру нужен интеллект, чтобы распознавать качества декста — умный декстр построит хорошее гнездо, нельзя выводить детей в плохих гнёздах. Кэрри нужен интеллект, чтобы помогать декстру и защать потомство. И так далее. Запустилась обратная связь, и с каждым циклом размножения трейвы становились всё умнее и умнее.