Человечки Лефевра: иллюстрации
(автор: gest)
(2017 год)
Как это всё работает в сюжете?
Возьмём мультфильм «Как приручить дракона».
Вкратце: викинги воюют с драконами. Викинги состоят из взрослых и детей. Драконы состоят из простых драконов и Мегадракона, который управляет их действиями.
На героическом уровне там происходит следующее: мальчик поверил дракону, дракон поверил мальчику, и они смогли договориться, несмотря на то, что их виды воюют между собой. Это «героический компромисс», повышающий статус героев в Первой этической системе. (Действия мальчика могли привести к катастрофе, но он всё равно рискнул, это героический поступок.)
На обывательском уровне действует логика структур. Там мы видим классический четырёхугольник: Мегадракон управляет драконами, драконы дружат с детьми, дети поддерживают взрослых, взрослые воюют против драконов и драконьего предводителя. Во Второй этической системе мы бы, скорее всего увидели «деление на два лагеря» — дети ради своих родителей отказываются от дружбы с драконами, и дальше всё возвращается на круги своя: люди (дети и взрослые) против нелюдей (драконов и Мегадракона). Но в логике Первой этической системы происходит «изоляция агрессора»: взрослые пока что не доверяют драконам, но и взрослые, и дети, и драконы объединяются для борьбы с Мегадраконом. И выпиливают его. Это не героическое деяние само по себе — это реализация логики структуры. Зато после выпиливания Мегадракона все передружились, и взрослые повысили свой этический статус, примирившись с драконами.
***
Естественно, если мы будем анализировать этот сюжет не с точки зрения этических систем Лефевра, а в рамках какой-нибудь совершенно третьей модели, смысловые значения окажутся другими. Например, с точки зрения «мира без Героя«, Мегадракон — это, одновременно, олицетворение суперанимальской пирамиды и её верхушка. Мальчик — неоантроп (что подчёркивается тем, что в конце он теряет ногу: неоантроп — ущербный человек, полчеловека), взрослые — диффузники. Дракон, с которым подружился мальчик-неоантроп, и который помог мальчику разрушить пирамиду — это, скорее всего, суггестор. (При желании можно заявить, что все драконы — суперанималы, а гармоничное общество в конце — это реализация принципа равновесия. Взрослые-диффузники сильнее детей-неоантропов, но дети, пока они дети, могут управлять драконами-суперанималами, которые гораздо сильнее взрослых.)