Человечки Лефевра: проблематика Добра и Зла
***
Brotherhood. Unity. Peace.
One Vision, One Purpose.
Peace Through Power.
В единстве — сила!
Победа — в борьбе!
(…)
Как ни странно, при желание тут можно увидеть определённое противоречие. Википедия приводит исторические формы высказывания про силу и единство, включая такие: «единство порождает силу, а борьба растрачивает» и «согласие придаёт мощь делам человеческим, а потому постоянные свары лишают людей силы» (*).
Лефевр, глядя на подобную агитацию, предложил логическую конструкцию, которая увязывала одно с другим.
«В единстве — сила» — это описание обывательской логики Второй этической системы.
Таким образом, основой политической теории для носителей второй этической системы является представление о том, что в ситуации, когда невозможно гарантировать безупречное поведение всех элементов системы, эту систему необходимо объединить в жёсткую структуру, исключающую свободу манёвра для отдельных элементов. «Дураков надо строить», дураков нужно приучить думать одинаково.
n + n + n + … + n >>> 1/2; система с жёсткими связями производит добро (она «теплее» окружающей среды).
«Победа — в борьбе» — описание героической логики Второй этической системы. Герой, идущий на конфликт, повышает свой этический статус.
Для второй этической системы это означает, что этический статус повышает герой, перешедший от компромисса к конфликту (опять же, заменивший «+» на «*»). Это задаёт для второй этической системы парадигму «героического/жертвенного конфликта»: «ты мне нравишься, но я готов тебя убить». Это тоже подвиг.
В обоих случаях, подчёркиваю, герой соответствующей этической системы идёт на принцип, несмотря на возможные негативные последствия для себя и для окружающих. Этим герои отличаются от обывателей, которые хотят существовать в рамках комфортной, «тёплой» системы, и, соответственно, жертвуют ради этого своим этическим статусом…
У героев второй этической системы отсутствует возможности предложить компромисс, не уронив при этом свой этический статус. Развязанный конфликт, напротив, повышает статус. Поэтому вторую этическую систему можно назвать «этикой конфликта».
n(n + m) < n(n * m); герой, адекватно рефлексирующий свой переход к состоянию конфликта, имеет более высокий этический статус.
Но, пишет Лефевр, раз мы можем увязать эти два утверждения в рамках одной этической системы, то мы также можем описать и другие следствия из этого подхода.
Если
«В единстве — сила» = TRUE
И
«Победа — в борьбе» = TRUE
То:
Зло, само по себе, сильнее Добра: 1 * 0 = 0, в конечном счёте Добро проигрывает Злу.
Поэтому цель оправдывает средства: 1 + 0 = 1, Добру приходится идти на компромисс со Злом, чтобы побеждать Зло его же методами.
И потому так важно учить людей творить добро и стремится к добру, потому что если целью действия будет добро, как мы его понимаем, то и результатом будет добро (независимо от средств).
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11