Север: детали, примеры, подробности (продолжение)
О Северной этике в контексте «дилеммы заключённого»
Я уже писал о дилемме заключённого.
И я говорил, что «этическое решение» охватывает как Запад, так и Север по Крылову.
Для Запада это будет звучать так…
То есть, категорический императив Канта, «математическая симметрия» (да, да, это сразу и «справедливость», и «истина»), если я хочу, чтобы другие относились ко мне так, как я отношусь к ним, я должен вести себя этично и выбирать компромисс и сотрудничество.
Для Севера это должно звучать несколько по-другому. Это не вопрос философии, идеологии и формул. Это, скорее, взгляд на мир. Из той же статьи:
«This argument for the development of cooperation through trust is given in The Wisdom of Crowds, where it is argued that long-distance capitalism was able to form around a nucleus of Quakers, who always dealt honourably with their business partners. (Rather than defecting and reneging on promises — a phenomenon that had discouraged earlier long-term unenforceable overseas contracts). It is argued that dealings with reliable merchants allowed the meme for cooperation to spread to other traders, who spread it further until a high degree of cooperation became a profitable strategy in general commerce«.
h_factor критиковала мои переводческие способности, так что даже не буду пытаться. Смысл следующий. Есть мнение, что капитализм, связанный с заморской торговлей, зародился вокруг группы квакеров, которые никогда не обманывали партнёров. С ними было выгодно иметь дело, в итоге, честность вошла в моду и стала выгодной.
Ещё раз. У нас есть группа людей, исповедывающих Северную этику. («Я имею право запрещать другим делать мне то, что сам им не делаю», и всё в этом духе. То есть, если я против нечестных поступков, я сам должен вести себя честно — тогда я получаю право навязывать эту честность другим. То же самое предполагает «этическое решение» дилеммы заключённого — начинать нужно всегда с шага навстречу.)
Соответственно, эта группа никогда не обманывает своих торговых партнёров, но ведёт дела только с теми, кто сам честен. Это принципиально. Если кто-то пытается их кинуть, они тут же разрывают с ним любые отношения, а возможно ещё и доходчиво объясняют, что честность — лучшая политика.
И другие понимают, что с этими людьми выгодно иметь дело, просто потому, что они надёжны и предсказуемы, и никогда не обманут. Но для этого, да, нужно наступить на горло собственной песне и отказаться от кидалова, как жизненной стратегии.
Так Северная этика утверждает сама себя. Группа людей, соединённых общей этикой и общими принципами (представления о добре и зле), навязывает свои стандарты окружающим, или вовсе прекращает с ними общаться.