Тридцать богов для четырёх этических систем

(автор: gest)
(2011 год)

 

Всё началось с этой реплики: Допустим, мы решим создать фэнтезийный пантеон из восьми богов, по числу вершин «кубика Переслегина«…

Но чтобы развести эту тему с моими богами, я решил вспомнить о правильных «платоновских» многогранниках:

«Правильные многогранники характерны для философии Платона, в честь которого и получили название «платоновы тела». Платон писал о них в своём трактате Тимей (360г до н. э.), где сопоставил каждую из четырёх стихий (землю, воздух, воду и огонь) определённому правильному многограннику. Земля сопоставлялась кубу, воздух — октаэдру, вода — икосаэдру, а огонь — тетраэдру. Для возникновения данных ассоциаций были следующие причины: жар огня ощущается чётко и остро (как маленькие тетраэдры); воздух состоит из октаэдров: его мельчайшие компоненты настолько гладкие, что их с трудом можно почувствовать; вода выливается, если её взять в руку, как будто она сделана из множества маленьких шариков (к которым ближе всего икосаэдры); в противоположность воде, совершенно непохожие на шар кубики составляют землю, что служит причиной тому, что земля рассыпается в руках, в противоположность плавному току воды».

В нашей системе Земля соответствует Северу, Огонь — Югу, Вода — Востоку, Воздух — Западу. Это куб (восемь вершин), тетраэдр («пирамидка», четыре вершины), икосаэдр («шарик», двенадцать вершин) и октаэдр (объёмный «ромбик», шесть вершин). Тогда восемь богов «кубика» — это всего лишь боги Севера, и помимо них у нас будут четыре бога Юга, двенадцать богов Востока и шесть богов Запада, итого тридцать.

Четыре этические системы — четыре возраста. Детство, отрочество, юность, зрелость. Древние боги (Юг), Старые боги (Восток), Новые боги (Запад), Последние боги (Север). Старые боги когда-то сражались с Древними, победили и погрузили их в сон; но и во сне Древние продолжают ворочаться и влиять на происходящее в мире, потому что окончательно уничтожить их нельзя (лавкрафтианские нотки — это всегда хорошо). Много тысячелетий спустя, Новые боги бросили вызов Старым и лишили их силы. Наконец, Последние боги присутствуют в нашем мире в виде проекций и влияний из будущего, они пока что пришельцы, не хозяева. Мы не знаем, какие события приведут к падению Новых богов, знаем только, что рано или поздно это должно случиться. И затем будут только Последние, до упора — или пока не проснутся Древние боги и не начнут новый цикл.

Древние боги — это стихийные силы, нечто бесформенное и чудовищно мощное. Старые боги — боги-подростки, классические олимпийцы с их ссорами, скандалами и попытками самоутвердиться за чужой счёт. Мы хорошо знаем их, они — наши ожившие сны, источники идей и архетипов. Новые боги — боги-люди, люди, ставшие богами и свергнувшие богов.

Последние боги — это боги-воплощения неких… как бы это сказать… корпоративных структур? Профессий? Их мир — это мир окончательной кристаллизации переслегинского «кубика». Управление, Война, Образование, Эстетизация, Познание, Трансценденция, Производство и Контроль поделили сферы влияния, поэтому уместно представить их в виде компаний, оказывающих соответствующие услуги. В этом мире те, кто занимается административным управлением, не лезут в конфликты и не влияют на выработку правил и оценок, а те, кто поддерживает связь с небом, не пытаются вмешиваться в дела науки, искусства или педагогики.

Итак, с богами Севера всё просто. Богов Запада можно надёргать из западной массовой культуры.
Проблемы возникли с Югом и Востоком. Что касается Юга, то я знаю слишком много четвёрок, а очевидные решения, вроде привязки богов Юга к богам Хаоса из Вархаммера, отдают дурным вкусом. Нужна четвёрка, которая была бы одновременно базовой и оригинальной, незатасканной. С Востоком ситуация другая. У меня уже есть двенадцать богов, в значительной степени олицетворяющих ценности Восточной этики. Но в этом-то и проблема. Их нельзя использовать в подобной схеме, потому что мои боги — это боги всех времён и двух третей мироздания. Их не поставишь в один ряд с какими-нибудь «богами Юга» и «богами Запада», да и сами они не «боги Востока». А как вы думаете, легко ли придумать двенадцать других богов, но в таком же псевдоантичном стиле? Мне нужен был какой-нибудь простой и дешевый способ, позволяющий представить примерные сферы компетенции для каждого из двенадцати Старых богов.

История в сторону. Как-то в детстве я решил придумывать богов, записывая их имена в тетрадку и составляя из них что-то вроде генеалогического древа. Выдумал штук пятьдесят (может, меньше), но к концу речь пошла о таком убожестве, как бог цветов, бог бабочек и бог-инженер, создавший бога-робота. Я это к тому, что нельзя бесконечно насиловать фантазию. Когда vasilisk_ написал «разнообразные боги и богини у нас есть. Их не может не есть быть. Из сакральных соображений, численность базовых божеств Организации равна 108«, это вызвало у меня злорадную усмешку. Ага, «а теперь перечислите их имена, атрибуты и специализацию».

По мне так даже тридцать богов — слишком большое число, чтобы его можно было заполнить на одном вдохновении. Нужна жёсткая схема, общий принцип, от которого можно будет отталкиваться.

А затем я увидел этот пост (+ комменты), в котором автор сравнивал игры (в том числе, ролевые) и бюрократию, утверждая, что между этими явлениями есть нечто общее.

А что такое игра?

Философ Людвиг Витгенштейн как-то сказал, что нельзя дать определение понятию «игра»; нет никаких общих черт, которые бы объединяли все игры.
Автор Бернард Сьютс на это ответил, что суть игры заключается в добровольном преодолении ненужных препятствий.

Разница между игрой и бюрократией состоит как в раз в том, что в бюрократию «играют» не совсем добровольно.

Ещё: …У Переслегина «образование» и «контроль» лежат на одной оси, он назвал эту ось «Игрой». Мне понравился этот образ (Игра!), я постарался сохранить его в своей схеме… И далее:

С этим уже можно поиграть. Я писал об осях, соединяющих противоположные вершины, их у нас четыре. (Управление — Трансценденция, Война — Познание («Суд»), Образование — Контроль («Игра»), Эстетизация — Производство.) Допустим, эти оси задают уровень социосистемы, определяют её граничные возможности. Насколько успешно она упорядочивает реальность ради некого высшего смысла (Империум Гоббса), получается ли у неё находить истину в конфликтах, способна ли она играть, т.е. «обмениваться информацией с произвольно установленными значениями», и каков её технический уровень? [Я хотел бы отдельно отметить, что последняя ось у нас связывает Производство и Эстетизацию — это означает, что связанные с уровнем развития социосистемы навыки и ресурсы относятся как к материальной сфере, так и к умению запаковывать и транслировать смыслы.]

Итак, какую бы вершину мы не взяли, сквозь неё проходит ось, связывающая её с вершиной-«антиподом».

Понимаете? Когда я задавал этот вопрос, я уже знал, какой ответ мне нужен. И вы меня не разочаровали. Получилось следующее:

добровольно-условное: (игра);
вынужденно-условное: (бюрократия), долг, школа, армия, тюрьма, каторга;
вынужденно-реальное: жизнь, выживание, катастрофы, войны и стихийные бедствия;
добровольно-реальное: предпринимательство, бизнес, работа, развитие.

Вот они, Древние боги — четыре бога Юга. Боги осей, связывающих противоположные вершины «кубика«. Боги вызовов, боги, воздействующие на общество в целом и проверяющие его на прочность — и, в то же время, своеобразные культурные герои, указывающие людям путь.

Первый бог — Познание-Война, бог воды и огня. Бог, заставляющий нас выживать в агрессивной среде, требующий, чтобы мы одновременно отбивались от угроз и пытались разобраться в ситуации. Этот бог взвешивает каждое человеческое общество на своих весах, давая ему право прожить ещё чуть-чуть, или приговаривая к окончательному уничтожению. Он бог опасных врагов, хищных зверей, холодных зим, голодных лет, стихийных бедствий и неудач. Мало кто будет любить такого бога, но все поклонялись ему, так или иначе.

Второй бог — Управление-Трансценденция, бог грома и ветра. Бог империума, бог власти, бог Левиафана. Бог, обеспечивший переход от СУ-1 к СУ-1,5 (в терминах «Теории Социальных Систем Управления» Бощенко), или от коммунизма первобытного общества к социализму восточной деспотии (в терминах Нефедова). Бог-тиран, создавший пирамиды из людей, чтобы люди могли строить пирамиды из камня.

Иными словами, изначальный Юг Крылова выглядел так:

«Народы, имеющие в качестве основы поведения Первую этическую систему, как правило, живут, разбитые на небольшие группы или кланы, каждый со своими, отличающимися от соседей, обычаями, преданиями, а главное — авторитетами. Размер клана определяется возможностью непосредственного знакомства и контакта каждого человека с группой лидеров клана (а по возможности и со всеми остальными людьми клана), поскольку нужно все время иметь перед глазами образец для подражания».

Наш второй бог превращает подобное в Юг по Холмогорову:

«Государство в такой системе приобретает характер священной деспотии, власти царя-жреца, который концентрирует в себе магические силы, воплощает их… Граждане этого государства — это не граждане собственно, а люди, объединенные общим магическим культом, те, кто от этой священной магической власти так или иначе зависят в своей жизни. На этой архаической основе можно было добиться довольно впечатляющих результатов развития цивилизации, как добились их древние египтяне, вавилоняне, майя, ацтеки. Они перемахнули с соответствующей магико-социальной организацией за порог цивилизации».

Бюрократия, армия, организованная религия, рабство, тюрьмы, всем этим мы обязаны второму богу. Да, эти явления потом прославили Восток, но зародились они на Юге.

Третий бог — Образование-Контроль, бог Игры. Там, где второй бог оценивает наши успехи в построении человеческих муравейников, третьего больше интересует наше умение играть — преодолевать условные препятствия, обмениваться информацией с произвольным смыслом, валять дурака и выставлять других дураками. Если у нас вдруг появятся свободное время и лишние силы, на что мы их потратим? Это ведь такое же испытание для социума, как и любое другое. Влияние третьего бога подарило людям азартные игры, бои быков и петухов, командные виды спорта, актёров, шулеров и фокусников.

Наконец, четвёртый бог — Производство-Эстетизация. Бог материальной культуры, бог, измеряющий нашу способность менять мир и оставлять следы своего пребывания на земле. Борьба с тем, что Стругацкие назвали Гомеостатическим мирозданием, является делом сугубо добровольным, но препятствия на этом пути объективны, будь то сопротивление материала или слабость тела и духа. Объективно и решение, которым является создание чего-то нового, небывалого. Этот бог выбирал тех, кто был готов работать до седьмого пота, кто не боялся засучить рукава и испачкать руки землёй или глиной.

Конечно, возникает соблазн сказать, что боги «недобровольного участия» являются скорее злыми, а «добровольного» — добрыми. Старые боги сказали бы на это, что Древние боги были чудовищами, все вместе и каждый по отдельности. Они должны были уйти, поэтому Старые боги объявили им войну, победили и погрузили их в вечный сон. Армии рабов не спасли Властелина, хитрость не помогла Насмешнику. Мастера не защитили возведённые им стены, Хозяин Пустошей пал, несмотря на всю свою силу.

…Ну а всё остальное было уже делом техники. Если четыре — это четыре оси, соединяющие противоположные стороны «кубика«, а восемь — это восемь вершин, то двенадцать — это двенадцать ребёр куба, а шесть — шесть граней.

Каждый из богов Востока обеспечивает соединение двух соседних вершин «кубика Переслегина», отлично. С этим уже можно работать! У нас будет бог-«государственник» (Война-Управление), бог аполлонического типа (Война-Эстетизация), бог войны по правилам (Война-Контроль), бог-торговец (Производство-Контроль), и бог накопления и распределения запасов (Производство-Управление). Это костяк, на который элементарно лепится сюжетное мясо, с любой степенью детализации — было бы желание.

[Понятно, что такая схема не позволяет определить половую принадлежность божества, тут остаётся руководствоваться чисто эстетическими критериями. Я исхожу из того, что количество богов и богинь равное. Вы спросите, почему тогда я говорил о богах Юга в мужском роде? Во-первых, всегда можно переделать Властелина в Госпожу и Хозяина в Хозяйку. А во-вторых, я подозреваю, что люди представляли себе богов Юга по принципу «я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик». Пойди разбери, кто там у них кто! Как бы то ни было, на Востоке и Западе мальчиков столько же, сколько и девочек, в этом я уверен; если что, гендерные перекосы Юга придётся компенсировать за счёт Севера. Но лучше не надо.]

А боги Запада, соответствующие граням кубика, так или иначе связаны с четырьмя вершинами, то есть их способности наиболее разнообразны.

[Представим себе, что изначально существовало восемь магических камней. У любого из Древних богов было по два камня, что делало их почти всемогущими. Когда Старые боги победили Древних, они раздробили эти камни на три части — это двадцать четыре куска — и каждый из богов получил пару осколков. А Новые боги, победив их, забрали себе по четыре обломка изначальных камней. Таки образом, каждый из Новых богов способен в той или иной степени «эмулировать» возможности четырёх Старых богов, подобно тому, как каждая грань куба примыкает к четырём ребрам. Ну а Последние боги, соответственно, вновь соединили камни. В будущем.]

Поэтому я легко готов согласится с тем, что Питер Пэн — это один из богов Запада, помимо того, что он соответствует всем критериям. Смотрите — к каждой вершине примыкает три грани. Есть вершина Познание, есть противоположная вершина, Война. Это значит, что из шести богов трое будут скорее учёными-исследователями-шпионами-аналитиками, а трое — «файтерами» (аналогично, среди них будет трое «жрецов» и трое «правителей», и т.д.). К сожалению, именно с образами «файтеров» у нас напряжёнка (Запад!). Но Питер Пэн — он чистый «файтер», так что берём не раздумывая.

Если что, Мэри Поппинс, по моим прикидкам — это скорее жреческий типаж, и она, конечно, разведчица. То есть, это грань Образование-Эстетизация-Трансценденция-Познание. А Вилли Вонка, в любом случае, связан с вершинами Производство и Познание (он производит шоколад и изобретает новые конфеты), так что мы можем выбирать одну из двух граней. Питер Пэн — Война-Управление-Образование-Эстетизация, где-то так. Но это предварительные оценки.