Этические системы: базовые ценности и полюдье
(автор: gest)
(2008 год)
Во-первых, Холмогоров пишет: «…Как недавно было показано А.В. Подосиновым, мышление в парадигме «четырех стран света» имеет глубокое культурологическое и психологическое основание, а «архетип кватерности является универсальной идеологемой человечества и появляется независимо от взаимовлияний в любой точке земного шара»».
Это одна из тех вещей, которые я хочу показать. Человеку свойственно делить вещи на две, три, четыре группы. При делении на четыре (две оппозиции), категориям присваиваются те или иные свойства. В моём сознании эти свойства преобразуются во всё то, о чём я пишу. Менталитеты Переслегина, масти Кроули, парадигмы Макарова, этические системы Крылова… Холмогоров ещё предложил по типам вооружений делить.
Но «кватерность» сводится только к «кватерности». Свои Пути я тогда заявил, как «Пять, или 4+2», это значит, что применять их надо осторожно. Да, их можно свести к менталитетам – Путь Героя довольно точно совпадает с варварами, Югом и первой (линкорной) парадигмой. Но чтобы добиться совпадения в остальных точках, придётся объединить путь стратегии и путь структур, как два состояния одной системы; сблизить буржуазную часть пути тактики с путём венчура, а остальное закинуть аристократам в путь мастерства. Это не то, что я тогда имел в виду, тем более, что речь шла не о концепции, а о субъективных вкусовых ощущениях. Да, надеюсь, я ещё буду писать о Путях и Парадигмах, эта тема не завершена.
Теперь, ближе к теме. В своём «Поведении», а также в книге «Особенности национального поведения», написанной в соавторстве с Алексеевым, Крылов выделил не только четыре базовых эмоции, но и четыре ценности (и ещё одну), а также попытался свести их к четырём сферам деятельности.
Базовые эмоции по Крылову (повторим):
1. Скука (уныние, отчаяние). «Безразличие к своему».
2. Страх (скупость, боязнь что-то потерять). «Желание сохранить своё».
3. Зависть (алчность). «Желание присвоить чужое».
4. Ненависть (жажда мести). «Желание вернуть своё».
Как это сочетается с менталитетами, я уже говорил. Понятно, что речь, прежде всего, о жизни. «Желание сохранить своё» в первую очередь связано с инстинктом самосохранения, с боязнью потерять жизнь; завидуют чужой жизни, в уме ставя себя на место другого, и т.д.
Раз Крылов пишет, что каждая этическая система специализируется на отрицании той или иной эмоции, я связал их с соответствующими менталитетами. Наибольший интерес к жизни демонстрируют варвары, а в презрении к смерти никто не сравнится с аристократами. При этом варвары уважают инстинкт самосохранения, хотя и не делают из него культа, а аристократы считают скуку благородной эмоцией. Оба древних менталитета склонны к насилию («желание отобрать чужое», в том числе жизнь) и ненависти (на этом уровне речь о мести, сведении счётов).
Да. Аристократ в Восточном «доме» должен быть щедрым (готовым расстаться со своими средствами), в то время, как его желание забрать чужое оправдывается демонстрацией бесстрашия. Убить подло, значит убить трусливо. Убийство в честном поединке – не преступление, потому что убийца сам рисковал своей жизнью. С точки зрения Восточной этики, занятие торговлей унижает дворянина больше, чем вооружённый грабёж.