Этические системы Крылова: сводные таблицы

(автор: gest)
(2008 год)

 

Помимо того, что я пытаюсь описать свою символьную систему, важной составляющей «концепции» является исследование так называемой «последовательности Геста».

Это Огонь-Вода-Воздух-Земля и связанные с ними ассоциации.

У Кроули это масти: Жезлы-Чаши-Мечи-Диски, и, в какой-то степени, фигуры: Рыцарь-Королева-Принц-Принцесса.

У Переслегина менталитеты: варвар-аристократ-интель-буржуа.

У Крылова этические системы: Юг-Восток-Запад-Север.

У Холмогорова — эпохи вооружений: Сила (примитивное оружие, оно же Дерево и Магия) — Железо (холодное оружие) — Огонь (огнестрельное оружие) — Атомное оружие (МБР).

У Бощенко системы управления: СУ-1 и 1,5; СУ-2 и 2,5; СУ-3; СУ-4, а также соответствующие им ПД (поколения демократии).

У Макарова парадигмы: «линкоры»-«крейсеры»-«авианосцы»-«крепости» («береговая артиллерия»).

Можно постараться наложить на эту схему и мои пути, хотя для этого их придётся немного покромсать. Тогда будет Путь Героя — Путь мастерства — Путь стратегии (и Путь структур) — Путь тактики (и Путь венчура).

Первая позиция Вторая позиция Третья позиция Четвёртая позиция
Стихия Огонь Вода Воздух Земля
Масть Кроули Жезлы Чаши Мечи Диски
Менталитет Переслегина варвар аристократ интель буржуа
Этическая система Крылова Юг Восток Запад Север
Стадия развития оружия по Холмогорову Сила (примитивное оружие) Железо (холодное оружие) Огонь (огнестрельное оружие) Атомное оружие
Система управления Бощенко СУ-1 и 1,5 СУ-2 и 2,5 СУ-3 СУ-4, (нейросоц)
Парадигма Макарова «линкоры» «крейсера» «авианосцы» «крепости», или «береговая артиллерия»
Путь (примерно) Путь Героя Путь мастерства Путь стратегии (Путь структур) Путь тактики (Путь венчура)

Это понятно? Отсюда я либо копаю вглубь, либо устанавливаю связи между системами. Например, легко провести параллель между менталитетами Переслегина и мастями Кроули (Кроули, кстати, в нашем списке единственный нерусский). Холмогоров напрямую связывал свои «стадии военного развития» с этическими системами Крылова. От последних можно перекинуть мостик к менталитетам Переслегина. Важно помнить, что, как я уже писал, Юг не исчерпывается варварами, а варвары — Югом. Тактику сложно увязать с атомным оружием, но и то, и другое мы можем отнести к буржуа и Северу. Атомное оружие в этой форме, то есть с межконтинетальными ракетами и балансом сил, точно соответствует четвёртой парадигме Макарова, она уже нулевая («крепости»), это же касается других парадигм и соответствующих стадий Холмогорова, хотя там всё несколько хитрее.

Но где-то так.

 

Итог

Итак, всё началось с того, что я приблизительно раскидал менталитеты по этическим системам, варваров на Юг, аристократов на Восток, интелей на Запад, а буржуа на Север. Тут не было ничего сложного, этические системы у Крылова идут в том же порядке, что и менталитеты у Переслегина, и по тем же причинам.

Но в каждом случае, у каждого менталитета, сохранялась определённая неоднозначность. Я стал думать, какой «дом» они бы указали вторым, после своего первого, очевидного выбора. Получилось следующее.

Буржуа изначально предпочитают Север. Там никто не лезет в твои дела, коммуна защищает твои интересы, человек имеет право на самооборону и можно спокойно работать и обогащаться. Буржуа в северном «доме» производят ресурсы.
Но для буржуа подходит и Запад с его законами и демократией. Там есть условия для экономической деятельности, для роста капитала, там защищают права собственности (помимо всех прочих прав). И пусть Север хорош для обороны, но Запад – это экспансия, это возможность отформатировать весь мир под свои интересы.

Интелям нужна идейность и безопасность. Безусловно, их духовная родина – Запад, где есть свобода слова, права человека и прочие либеральные ценности. В западном «доме» интели производят идеологию. Но в принципе, их устраивает и Восток, конечно, если они там входят в элиту. Интели вполне согласны стать сословием («интеллигент в третьем поколении») и пользоваться наследственными привилегиями. Безопасность обеспечивается соблюдением правил и табу своей касты – в конце концов, брахманы не должны сражаться на дуэлях. Переслегин писал, что интели «стремятся к замкнутым пирамидальным социальным системам, таким как университеты, научные общества, храмы, монастыри, разведывательные и контрразведывательные органы», и всё это тоже обеспечивает им Восток. Восток – это Империя, а Империя – это идеология и имперская идея. Интели без работы не останутся.

Аристократы, творцы иерархии? Достаточно сказать, что Юг – это пространство войны, а настоящий аристократ должен быть воином. Разве «Иллиада» не оказала влияние на формирование аристократического идеала? Разве мушкетёры не нашли бы себя под стенами Трои? Вот что Крылов пишет о политическом устройстве Юга: «Народы, имеющие в качестве основы поведения Первую этическую систему, как правило, живут, разбитые на небольшие группы или кланы, каждый со своими, отличающимися от соседей, обычаями, преданиями, а главное — авторитетами. Размер клана определяется возможностью непосредственного знакомства и контакта каждого человека с группой лидеров клана (а по возможности и со всеми остальными людьми клана), поскольку нужно все время иметь перед глазами образец для подражания. По этой причине такие народы никогда не бывают большими, поскольку они все время делятся на мелкие группы, относящиеся обычно друг к другу безразлично или (чаще) враждебно». Мир, поделённый между кланами, которые связаны друг с другом старыми распрями и многолетними вендеттами (прицип Юга – «что они нам, то и мы им») вполне устраивает аристократов.
…А главное, Юг всегда покажет, чего ты стоишь на самом деле. Делай, что хочешь, следуй своему внутреннему компасу. Если ты сильный, если ты победитель, то за тобой пойдут, и ты сможешь утвердить своё превосходство. Если ты нет, ты умрёшь. Но кто боится смерти?

Наконец, варвары. Им не нравятся ни Восточные принципы и ограничения, ни Западные законы. В своём родном южном «доме» они производят насилие, но ресурсы Севера тоже кажутся им вполне привлекательными. Помните, что Крылов сказал о Четвёртой этической системе? «Достаточно ясно, что в рамках данной этической системы сила является источником блага, а человек, который ничего не может, не может быть и хорошим человеком» – может быть, это не совсем корректно с точки зрения Севера, как такового, но варвары подпишутся под этим обеими руками. Принцип «другие не должны делать мне то, что я им не делаю»? Для варваров всё просто – если человек хочет тебя ударить, ты имеешь право его превентивно вырубить, если только ты до этого его не трогал. То, что доктор прописал! Север позволяет человеку быть собой и отстаивать свою автономность всеми доступными средствами, а также заключать союзы с другими людьми в целях взаимопомощи. Достаточно выучить несложные правила, и всё, ты готов для Севера.

(При этом, понятно, что в сравнении с «хозяевами» соответствующих «домов», буржуа будут более завистливыми, интели более осторожными, аристократы более равнодушными, а варвары – более злыми и агрессивными.)

В общем, я взял и нарисовал эту схему:

Этические системы Крылова и менталитеты Переслегина
Этические системы Крылова и менталитеты Переслегина

Соответственно, стрелочки обозначают то, что я в рамках «концепции» назвал позитивным развитием. Метафоры тут могут быть самые разные.

Например, Крылов пишет о кризисе Запада: «Появляются новые модели поведения, а значит — новые моды, новые занятия, новые профессии, новые изобретения и открытия. Новшество, развитие, прогресс — все эти понятия могут считаться хорошими только в либеральных обществах…. Неограниченное расширение сферы допустимого приводит к тому, что «можно» становится практически все. Общество все более снисходительно относится к вызывающему, опасному, а потом уже и преступному поведению. Предоставленное само себе, оно может просто «взорваться»… Единственный способ удерживать ситуацию в пределах допустимого — «временное резкое сужение сферы допустимого поведения (неважно, чем это мотивировано) с последующей корректировкой сложившихся норм поведения. Лучшим поводом для этого является какой-либо серьезный кризис».

То есть, в теории Третьей этической системе грозит опасность перегрева, и рано или поздно Западу может потребоваться резкое охлаждение. А это уже элементы Востока – запреты («не делай того, чего не делают другие) и регулирование сверху.

А можно говорить об интелях и взять метафорой образование. Тогда Запад – это свобода научного поиска, непосредственный контакт с истиной, а на Восток приходится уходить, чтобы передать это знание дальше. Здесь уже будет иерархия, «закрытые пирамидальные структуры» и близкие к вассальным отношения «учитель-ученик». Высшее знание Запада, способность изменять реальность, оборачивается лаконичными и застывшими формулами Востока. (Сравните ситуацию с магией в традиционном фэнтези!)

[Обладающие Знанием интели создают в Восточном мире замкнутую, иерархичную структуру («Университет»), чтобы сохранить и передать это Знание дальше. Но под защитой стен Университета возникнет маленький оазис Запада, и студенты будут сходиться с друг другом в беспощадных диспутах вне зависимости от своего социального происхождения и статуса «в миру». Пока мы студенты, любой аргумент хорош, и любая шутка уместна; здесь все равны и царствует Разум – на долгие века это станет идеалом интелей, и именно этот идеал они попробуют воплотить на Западе.]

Важно понимать, что когда интели идут на Восток, аристократы и их иерархия является для них ресурсом. Интели способны создать сложную систему и дать ей соответствующую идеологию. Но устойчивость структуры зависит от её способности привлекать и производить аристократов, ведь только аристократы будут стоять до конца, независимо от ситуации. В общем, брахманам нужны кшатрии.

Что касается индивидуального уровня, то тут сохраняется принцип «что вверху, то и внизу». Для интелей позитивной будет прокачка в сторону аристократов. Принципиальность – это всегда хорошо, а тут ещё появляется внутренний стержень, дисциплина, самоконтроль, бесстрашие, умение себя вести и развитое чувство собственного достоинства. Высокоуровневый интель – аристократичен, не зря для них (нас?) аристократы являются своеобразным идеалом.

Теперь вспомним, что такое кризис Востока. Процитирую самого себя. Крылов пишет о том, что Восток всё время стремиться впасть в кому, зарегулировать всё на свете, отгородиться от варваров стеной и заснуть. Количество запретов неизбежно растёт, число доступных вариантов действия падает. Но когда наступает кризис, обычно связанный с внешним воздействием, большинство запретов отменяется, и система начинает стремительно адаптироваться к новым условиям, путём перебора моделей поведения и быстрого отсева тех, которые оказываются ошибочными и вредными. Это позволяет, к примеру, быстро поставить крупный бизнес на службу государству – некоторые действия объявляются неправильными, определённые стратегии – благородными, и дело сделано.
В общем, Восток – это та «Матрица», которую нужно периодически отправлять на перезагрузку
.

Но перезагрузка для Востока – это именно уход на Юг, временная отмена правил. Юг для Востока – историческое прошлое, «золотой век», время героев. Безусловно, в первую очередь здесь речь о войне. Когда Империя идёт на Юг, она идёт на войну. Вместо стены, защищающей от ваваров – экспансия в их земли и утверждение своего господства.

Варвары для Империи и аристократов являются ресурсом. Опять же, этот образ можно трактовать по-разному. В самом примитивном варианте, это тот случай, когда «десять европейских офицеров и пять тысяч негров способны завоевать всю Африку». Но можно говорить и об увеличении доли пассионарной молодёжи в границах Империи. Варвары-пассионарии являются топливом для экспансии и, одновременно, её причиной – их нужно срочно ставить в строй и отправлять в далёкие земли, по очевидным причинам.

Аристократы, опять же, качаются в сторону варваров. Варвар – это сила и огонь. Варвар – это свобода и способность игнорировать любые условности. Вспомним, как Крылов описывал Южное отношение к истине (к варварам это тоже относится): «Если говорить об истине как о симметричном соответствии реальности и сознания, то данная формула утверждает, что наилучший способ достичь этого соответствия — совпадение сознания и реальности, их соединение. Если между человеком и окружающей реальностью ничего не стоит, а его сознание полностью открыто и познает действительность «как она есть», то такая ситуация наилучшим образом обеспечивает истинность его мнений. Всякое несовпадение бытия и сознания оценивается сразу же негативно — как причина возможных ошибок при познании». Вот он, идеал Востока и аристократов. Идеальное, безупречное действие, продиктованное обстановкой. Высший смысл дисциплины не в ней самой, а в том, что она воспитывает характер, способный встать над правилами.

Думаю, понятно, зачем Юг идёт на Север. За ресурсами, как таковыми. Но ещё более ценным ресурсом являются сами буржуа, «дойные коровы». Буржуа и Север готовы платить за безопасность, и это одна из причин, почему я связал четвёртый менталитет по Переслегину с Четвёртой этической системой Крылова. Соответственно, даже варвары с Юга понимают, что выгоднее не грабить Север, а предоставлять ему услуги по обеспечению безопасности.
Да и с точки зрения отдельных варваров, грабить удобнее на Юге. На Севере удобно сохранять и доживать. Помните «Сказку о золотом петушке»?

Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить…

(Вспоминаем сюжеты про великих воинов, ставших трактирщиками, и всё в таком духе.)

Что касается варварского идеала, то это точно не аристократы. Чему они могут научить варваров? Войне? «Путь самурая это путь смерти…» Нет, не это нужно варварам, в искусстве войны они всяко способны обойтись без помощи любителей ходить в атаки на пулемёты. Зато прокачка в сторону буржуа добавляет варварам осторожности и практичности, учит терпению, развивает способность регулярно трудиться и выдавать стабильный результат. Буржуа учат варваров делать деньги, а деньги – это сила.

В отношениях Севера и Запада всё просто. Север позволяет зарабатывать, Запад – тратить и зарабатывать ещё больше. Интели для буржуа являются ресурсом – буржуа им платят, интели придумывают для них разные интересные вещи. Все довольны.

А развитие интельских способностей даёт буржуа гибкость, перспективу и умение работать со сложными, абстрактными концепциями. (См. Принц Дисков).

Теперь поговорим о кошмарах.

У нас здесь движение против часовой стрелки, так? От Запада к Востоку, от Востока к Югу и так далее. Кошмаром я назвал противоположную ситуацию.

Кошмар Востока – это проникновение на Восток варваров и принципов Юга. Это вырождение и упадок Империи.
В очередной раз напоминаю слова Крылова: «В рамках такой этической системы возможен некоторый моральный прогресс: если человеку что-то очень не нравится, он может хоть как-то повлиять на окружающих, прекратив сам так поступать. Поскольку он сам является частью общества, у других людей (придерживающихся той же этики) возникает чувство, что они ведут себя не очень хорошо (поскольку какая-то часть общества так не поступает). Если от соответствующего поведения отказываются много людей, это начинает давить на остальных еще сильнее — и так до тех пор, пока не сформируется запрет». Принцип достойного поведения, которое становится примером для окружающих, так.
А теперь представьте, как честный чиновник становится в позу и говорит: «Я не беру взяток». А его коллега, в ответ: «Ну и дурак!» Потому что варварам действительно плевать на любые образцы достойного поведения. Их интерес – «ты мне, я тебе» и «своих надо поддерживать любой ценой». Это разрушает саму суть Восточной этики.

Поговорим о Первой этической системе. Кошмар Юга – появление там носитилей Северной этики, сверхосторожных, практичных, думающих только о выгоде для себя и своих, и об устранении возможных опасностей. Представляете? «Льётся кровь честных пацанов», а выгоду от этого получают торгаши. Террористы-боевики-революционеры умирают за интересы международных корпораций. Всегда можно купить вождей, а у Юга нет никакого иммунитета против подобной ситуации (принцип «делай, как все!»).

Кошмар Севера… интели и Запад. Люди, которые выглядят, как мы, но думают и действуют не как мы (нам во вред!), ради своих непонятных и чуждых идеалов. Об этом можно писать долго и с кучей примеров. При этом, учитывая, что именно интели создают тексты, эту ситуацию мы обычно видим их глазами. «Серость, зажимающая всё нестандартное», и так далее. Опять же, прагматичные буржуа с их зачатками Северной этики периодически пытаются передушить «умников», пока они маленькие.

«Давайте на секунду представим, что Бога нет…»
«Бога нет, царя убить, потом у меня ещё корову отберёте – шёл бы ты отсюда, мил человек, от греха подальше…»

Кошмар Запада – Восток. Запад обещает равные возможности и равные права, но чего они стоят, если миром, на самом деле, правит древняя потомственная элита?

Я бы сказал, что трансформацию этической системы можно отмечать именно по смене любимых страшилок. С 19 века основные теории заговора в США были посвящены нашествию замаскировавшихся чужаков с враждебными намерениями – иезуитов, евреев, коммунистов. В научной фантастике это вылилось в сюжеты с нашествием пришельцев, двойников и кукловодов. Но в наши дни американские конспирологи рассуждают исключительно о заговоре элит, во главе которых находятся потомки семей первых поселенцев, они же родственники европейской аристократии и королевских династий. «Они уже здесь, и они здесь самые главные». То есть общество с сильным Северным (прото-Северным?) компонентом было в значительной степени перестроено на Западные рельсы.

———————-
Кстати, отметьте, что в МКЦ направление движения обратное «концепции», то есть как раз по часовой стрелке (Юг завязан на Восток, Восток на Запад, Запад на Север, Север на Юг), именно потому, что речь там о НФ, а не о фэнтези. В результате и мир получился несколько мрачнее.
———————-

Попробуем посмотреть на примерах.

Япония. Образцовый Восток. В 17 веке входит в режим изоляции, отгораживается от варваров. Дальше понятно, Америка открывает Японию, перед японской элитой ставится задача модернизации страны. Начинается «уход на Юг». Сначала он выражается во внутренних потрясениях (революция и гражданская война), затем лишнее тепло организованно сбрасывается во внешнее пространство. Японская империя начинает свою экспансию. Дальше все помнят.

Расплатой за развитие, с реформ Мэйдзи и до Второй мировой, стала внутренняя нестабильность, о которой с такой любовью писал Переслегин. Собственно, это неизбежно вытекает из схемы Крылова. Стоит «температуре» упасть, и Восток тут же начинает кристаллизироваться. На человеческом уровне элементы Юга проявлялись в политических убийствах, мятежах, попытках переворота, короче, во всех попытках решать сложные проблемы простыми методами. Опять же, ситуация, когда Флот разве что не воюет с Армией, и при этом проводит независимую внешнюю политику… но всё это вы слышали миллион раз. Примеры подобного можно найти и в других странах, проводивших модернизацию. Интересней то, что эта ситуация до сих пор воспроизводится в японской массовой культуре. Допустим, в каком-нибудь мультфильме один отдел разведки воюет с другим и всем это кажется совершенно нормальной и рабочей ситуацией.

Современная Япония является Восточным обществом на новом витке, индустриальным и высокотехнологичным. При этом, с щедрыми элементами Севера – социально сознательный бизнес, люди получают реальные дивиденды от богатства своей страны, 80 процентов причисляют себя к среднему классу, на удивление небольшой разрыв между самыми богатыми и самыми бедными. А вот японская массовая культура построена на Западной этике. Япония генерирует молодёжные субкультуры западного образца, но не заимствованные с Запада. В Японии есть своя поп-музыка, фантастика, фэнтези, комиксы-мультфильмы-игры и так далее. Принцип – свободная конкуренция, как можно больше разнообразия, искусство для народа, «чем страньше – тем лучше». Очевидный культ гениев – и в манге, и в аниме, и в геймдизайне есть люди, которых иначе не назовёшь. А уж если сюжеты брать… в массе своей, это не Восток.

(slavamakarov даже утверждал, что японская массовая культура более западная, чем современная американская! Дело в том, что японцы сознательно ориентируются на интелей, а в США всем заправляют западные буржуа, которых волнуют только прибыли.)

Кстати, по правилам игры, установленным переслегинской тусовкой, сборка «японского постиндустриального проекта» происходит именно здесь, не зря slavamakarov давно пытался увязать постиндустриальный проект с аниме.

И, конечно, Переслегин обожает пугать нас тем, что японцы не забыли про свой Юг, и он у них до сих пор как бронепоезд на запасном пути.

Китай. Ситуация похожа на Японию, разве что не было аристократии. Контролируемый Юг быстро перетекает в неконтролируемый и кончается полным обвалом. Гражданская войну, варлорды делят страну на части. В итоге, вожак одной из группировок сумел завоевать весь Китай и стать главным вождём, практически, живым богом Дальше китайцы немного поразвлекались с Южным полюдьем («делай, как все»), в форме культурной революции и охоты на воробьёв.

Затем, после смерти Мао, у нас переход к относительно чистому Востоку – «власть элиты», в лице коммунистической партии. В общем-то, подобное для Китая естественно, поэтому ситуация нормализировалась. Дэн Сяопин объявил новый курс – навстречу народу и с целью повышения общего благосостояния – т.е., фактически, пошёл на союз с Севером. Появился частный бизнес, улицы покрылись харчевнями, народ стал богатеть.

Сейчас все смотрят на Китай примерно с такими чувствами: «рано или поздно их разбогатевшие буржуа захотят Запада, тут-то у них всё и накроется». Опять же, понятно, почему Переслегин не признаёт за Китаем постиндустриальный проект – ну нет у них пока проявленного Запада, нет. Их фантастику мы не знаем, в кино китайцы пока штампуют унылое историческое фэнтези. (У японцев, как я уже говорил, есть чисто западная массовая культура, новые сотовые телефоны раз в три месяца и прочие зачётные фишки.)

Помните таблицу вначале? Вот ещё одна; на сей раз, речь об строго об этических системах и о том, как я их воспринимаю:

Юг Восток Запад Север
Основа этики внешние условия внешние ограничения индивидуальная мотивация индивидуальные принципы
Базовая эмоция, табу равнодушие страх зависть ненависть
Основные ценности свобода-воля, жизнь, сила превосходство, власть, красота справедивость, истина, счастье польза, правда
Герой сильный, активный, страстный бесстрашный, спокойный, безупречный гениальный, уникальный, необычный самодостаточный (?)
Святой харизматик-чудотворец аскет, праведник миссионер, творец новых смыслов основатель монастыря, как микрокосма

Комментарии.

1. В каждой этической системе соответствующие основные ценности считаются синонимами или родственными понятиями, другие ценности определяются через основные. Например, Запад определяет идею свободы через идею справедливости. Южное понятие свободы связано с волей.

1.1. Собственно, определение основной южной ценности:

«С позиции биологии, воля есть возможность реализации базовых потребностей выживания:
размножаться и выращивать потомство, исследовать территорию, создавать жилище, соревноваться и занимать какой-то уровень в иерархии и т.п.
Когда такой возможности нет, возникают соответствующие негативные эмоциональные состояния: «птица томится в неволе».
(…)
Иными словами, «свобода» является лишь суррогатом «воли», на определенном уровне развития общества, подменившим исконное понятие «воля». В итоге, чем больше в обществе «свободы» и разговоров о ней, тем меньше «воли», как возможности эффективно выживать«.

Т.е. буквально, чем больше в обществе Запада, тем меньше места для Юга. Аналогично определяются и основные ценности других этическим систем.

2. У Крылова «справедливость» связывается с Севером, а «польза» — с Западом. Я был вынужден поменять их местами, по очевидным причинам. Впрочем, я об этом писал, и, наверное, ещё буду писать.

3. У Крылова никаких «святых» не было, это уже добавка Холмогорова. Но у него к Северу относились либо «смыслократы», либо «защитники-воины веры». Я это посчитал ошибкой и заменил на более подходящий, как мне кажется, вариант.

Дополнительная таблица:

Юг Восток Запад Север
Оружейная эпоха по Холмогорову мощь сталь и манёвр дистанционное поражение стратегическое ОМП
Идеальная парадигма по Макарову «линкор» «крейсер» «авианосец» «крепость»