Мир без богов, ver.1.0: Тайна власти и практическая магия

3. Кстати, поэзия в этом смысле пишет сама себя, буквально. Ритмичные строки настраивают человеческое сознание на нужную волну, люди задумываются о стихах и, таким образом, обеспечивают их создание в прошлом. В каком-то смысле, Пушкин превратился в Пушкина, потому что оказался достоин стать автором произведений Пушкина. Прозу мы можем писать и сами, но стихи сначала зарождаются на библиотечных полках, а затем переносятся в сознание творцов (и кто был автором «Иллиады» и «Одиссеи»?). С некоторыми священными текстами дело обстоит точно так же. Кто знает, может быть, и анекдоты никто не придумывает, только вспоминает?

4. Пассионарность Гумилёва — это пример «удара по площади». Допустим, люди в будущем знают, что народ, проживавший в таком-то веке в такой-то местности, вдруг стал невероятно сильным, агрессивным, изобретательным и отважным, после чего завоевал всех соседей. Размышления в будущем вызывают «пассионарный толчок» в прошлом — мана рассеивается и накрывает определённый участок земной поверхности, заряжая своей энергией целый этнос.

5. В конечном счёте, это даёт нам три возможных подхода к организации человеческого общества.

Первый, самый древний, это где мумии, гробницы и культы божественных правителей. Главная проблема — каждому следующему представителю династии доставалось меньше маны, чем предшественникам, по очевидным причинам и с понятными последствиями. Наибольшую стабильность обеспечивала следующая схема — в каждом поколении государственный культ делал упор на самом правителе, его отце и на основателе династии. Основатель династии, таким образом, получал ману за весь срок существования государства, ведь ему она была нужнее всего; а остальные правители распоряжались ресурсами, накопленными за собственное правление и за будущее правление сына.

Второй делает упор на поддержании пассионарности прошлых поколений за счёт расширения кормовой базы и постоянных «ударов по площади» — культ страны, нации, расы вместо архаичного культа правителя. Наши деды совершили революцию, наши отцы победили фашизм. В конце 20 века люди знают, что их предки распространили советскую власть на всю Евразию; их дети будут знать, что их отцам удалось завершить мировую революцию; жители 22 века будут знать, что в 21 веке человек покорил Солнечную систему, и т.д. Жители СССР верят в партию большевиков, жители коммунистической Земли будущего верят в СССР. От прошлого требуются постоянные победы и экспансия; от будущего — вера, обеспечивающая эти успехи, и продолжение наступления по всем фронтам. Короче, это можно сравнить с финансовой пирамидой — пока число вкладчиков растёт, за их счёт платят тем, кто пришёл раньше, что неизбежно привлекает новых участников. До какого-то предела.

Третий подход говорит — хватит! Пора отдать мир нормальным людям. Не надо никаких культов, не должно быть никакой веры в великих людей. Все люди обычные, все люди равны, все несовершенны, ни у кого нет уникальных способностей. Никто не может управлять историей, собирать в гараже летающие тарелки или в одиночку побеждать десятерых противников. Пусть люди поклоняются поп-идолам, но не более того. Только при таких условиях возможна реальная демократия.

Забавно отметить, что СССР на словах придерживался второго подхода, на деле — первого. А США точно так же на словах выступали за третий, а на деле — за второй.

P.S. Этот пост был написан благодаря тому, что в будущем вы его прочли и прислали мне силы, необходимые для его написания.

 

Страницы: 1 2 3

Страницы ( 3 из 3 ): « Предыдущая12 3