Концепция Поршнева
Мне осталось сказать только о Максимове. На его счету, пожалуй, лишь одно важное дополнение к теме. Но какое!
«Если попытаться найти земную аналогию, то жесткая регламентация социальной жизни фангов (инопланетная раса из трилогии С.Лукьяненко «Лорд с планеты Земля» — Г.Н.), кодекс чести фангов-воинов, сравнимый с эстетикой бусидо, вообще повышенное внимание к эстетике окружающего пространства сразу вызывают ассоциации с японской культурой.
Но не только формальные признаки свидетельствуют о сходстве этих культур. Главное — тот дух, что пронизывает чайную церемонию или искусство стрельбы из лука, традиционные для дзэн-буддизма дисциплины в Японии и поныне. «Мастер дзэн в сражении на мечах не испытывает ненависти и желания убить или ранить. Он просто точно выполняет свои движения, и если противник его оказывается убит, то это лишь оттого, что он «неудачно выбрал место»». Практически идеальный способ лишить неизбежные столкновения между хищниками агрессивного содержания — поднять искусство проведения поединков на подобный уровень. Требуемая для него степень безупречности невольно заставит каждого из участников выйти за пределы своего привычного «Я», ограниченного сферой действия эго-импульсов. Таким образом, взаимоистребление хищников если и будет происходить, то лишь в форме своеобразных дуэлей, без привлечения масс диффузных…
…По сути, фанги в своей социальной практике с максимальной полнотой реализовали принцип: «Эстетика и этика суть одно». Согласно Л. Витгенштейну, Этику с большой буквы следует рассматривать как часть Эстетики, что делает ее невыразимой средствами языка, зато сохраняет абсолютный характер понятий Добра и Зла. При таком подходе Этика становится достоянием опыта, сродни мистическому, а выбор в любой этически значимой ситуации обретает уникальную ценность, подобно уникальности любой вещи, сработанной талантом мастера. Сходно при этом и состояние духа, рождающего гармонию. Вот почему для людей оказалось так сложно понять поведение фангов — любые схемы и шаблоны бессильны объяснить появление произведения искусства».
Речь пошла о Японии, и миф снова оказался вывернут наизнанку. При определённом проценте хищников-суперанималов в популяции социум имеет тенденцию скатываться в войну всех против всех — но что делать, если этот уровень давно достигнут и превышен? Законы развития требуют усложнения системы, даже если в качестве системообразующего элемента придётся использовать хищный вид. И японцы создают эстетику.
Хищнику практически невозможно объяснить идею этики (если говорить о менталитетах, то и среди аристократов далеко не все её понимают, мягко говоря; о варварах я вообще молчу). Но можно объявить определённое поведение некрасивым. Можно рассказать хищнику о мимолетности цветения сакуры, и он будет часами сидеть и медитировать на это дерево. И это уже позволяет создать сложное, высокоорганизованное общество.
Под влиянием японцев (скорее всего), или же независимо, но именно к такому выводу обычно приходят фантасты, создавая цивилизации разумных хищников. Килрати Wing Commander’а, фанги Лукьяненко, эхайны Филенко… «Что за НФ-мир без расы хищников, помешанных на культе предков и воинских ритуалах?» — как я когда-то планировал сказать по другому поводу и в другом постинге, который так ещё и не написал :).
/*в сторону*/ Немцам, вот, пришлось дисциплину выдумать. С эстетикой у них всегда были проблемы.
(остальное шизоинтельское любомудрие Максимова если и стоит помянуть, то лишь в каком-нибудь примечании — если сил хватит. И то. Вряд ли.)
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12