Татибы: начало
(автор: gest)
Что это такое, откуда взялось и зачем нам это нужно?
Ответ начинается в декабре 2012 года, когда в мою жизнь вошло новое слово.
Это слово — татиба.
Дело в том, что тогда мне в руки попала интересная брошюрка — работа японского марксиста Канъити Курода «Сталинский «социализм»: взгляд из Японии», написанная в 1961 году и переведённая у нас в 1996.
Она радует с первой же страницы.
«Другими словами это вопрос о создании современной научной базы для стратегии «антиимпериалистической, антисталинистской» мировой революции. В этом смысле нашей «татиба» становится «татиба» революционера Троцкого, который, исходя из своего анализа реальности «вырожденного» советского рабочего государства, предложил перспективу «второй, дополнительной революции».
«Как нам изменить и преодолеть это вырождение и трансформацию? Как раз в этом вопросе и заключается революционная «татиба» практики, а именно «татиба» Троцкого, лежащая в основе его книги «Преданная революция». В случае утраты этой «татиба» неизбежно возникнут такого рода уклоны, которые кратко описаны ниже».
Дальше — больше:
«Тем не менее, нужно особо отметить, что даже если последовательно придерживаться «татиба» мировой революции и при рассмотрении истории советского общества, то сама по себе национализация (огосударствление) средств производства в результате пролетарской революции (их переход в собственность рабочего государства, то есть смена формы собственности) не может считаться «элементом социализма». Такая «татиба» означала бы отрицание того факта, что эта национализация определяется самим изменением производственных отношений в историческом процессе, и, соответственно, её фетишизацию (Троцкий)».
«Сущность сталинисткого режима может быть разъяснена через понимание его как «перерождение» советского общества, как форму отчуждения общества в переходный период к мировой социалистической системе. Исходная «татиба» для анализа советского общества должна вытекать из унаследования и восприятия революционной «татиба» Троцкого, то есть «татиба» революционного марксизма».
«Ограниченность «татиба» Клиффа».
«Причина эти методологических ошибок Клиффа в следующем. Во-первых, у него отсутствует революционная практическая «татиба» (что должно быть предусловием созданием любой теории), то есть «татиба» как именно осуществить сегодня революционные перемены в выродившемся СССР исходя из главной цели — победы мировой пролетарской революции».
Нет, естественно, к этой «татибе» прилагается пространная сноска:
«»Татиба» — это новая, особая и не имеющая точного аналога в европейских языках философская категория японского революционного марксизма Канъити Курода (которая часто и не вполне адекватно переводилась на английский язык как standpoint).
Иероглиф «тати» в этом слове означает человека, стоящего на земле, существующего в «топосе» (условия существования во времени и пространстве, «здесь-и-теперь»).
Иероглиф «ба» означает здесь своего рода «срез» прерывно-непрерывного пространственно- временного континуума, то есть «абсолютный топос«, как материальную основу существования и практической деятельности человека.
«Татиба» — это философское определение активности деятельного субъекта, определяющего свою осознанную целенаправленную деятельность, как таковую».
И да, на английски это переводили, как standpoint или point of view. Очевидно, что речь идёт об идейной позиции. Сравните: «Исходная позиция для анализа советского общества должна вытекать из унаследования и восприятия революционной позиции Троцкого, то есть позиции революционного марксизма». Никакой разницы.
[Мне хотелось бы сделать очевидное предположение, что язык японского марксизма сам по себе крайне искусственен, и вынужденно наполнен кальками с европейских языков. То есть, Куроде пришлось придумать термин «татиба», чтобы передать японскими иероглифами некое изначально далёкое от японцев понятие. И это, пожалуй, та самая идея, что неважно, что именно человек говорит с точки зрения фактов, важно, с каких позиций он это говорит. В европейском сознании, очевидно, за это отвечает концепция «ереси»: не имеет значения, насколько правильные вещи говорит еретик, важен сам факт его отпадения от ортодоксии. Именно в такой форме эта идея и перешла в марксизм. Либо ты истинный марксист, либо ты впал в уклон и превратился в еретика, и тогда грош цена тебе и твоей татибе.]
И мне захотелось задать людям самый главный вопрос. А именно, какая у них татиба, и как она соотносится с революционной татибой Троцкого?