Война и татибы: Белая
(автор: gest)
Тема этого разговора — асимметричность в целях и стратегии пяти татиб. Начинается он примерно так: «Жёлтая татиба хочет завоевать весь мир» — «А разве остальные татибы хотят не того же самого?»
Жёлтая татиба хочет завоевать весь мир. Великому Хану нужна империя, как процесс и как конечная цель. Это и определяет его отношение к военному делу и вопросам военного строительства. Но об этом надо говорить отдельно.
Для остальных татиб это не совсем так. Они все мечтают о победе над другими татибами, но сама эта победа представляется им иначе.
Белая татиба не хочет создавать единую всемирную империю. Идеальный мир белой татибы — это Российская Империя в космосе. «В частности, мне была бы очень интересна «Россиийская империя 2050». С монархом. С верой. С традиционными ценностями и полным карманом прогресса в науке и технике, со звездолетами у которых двуглавые орлы на борту и с храмами на космодромах. С Новым Владимиром на Марсе. И градом Китежем на шельфе Русской Арктики«. А рядом с ней — Межзвёздный Халифат, «с традиционными ценностями, полумесяцами на борту звездолётов и мечетями на космодромах». И возрождённый Ханьский Китай, с евнухами и чиновниками. Ну и далее по списку. Все эти державы не способны узнать себя в кривом зеркале соседа, но природа у них одна и та же.
Олицетворение белой татибы можно представить себе, как доброго дедушку, у которого очень много внуков и правнуков, и каждого нужно куда-то пристроить. Уместным будет сравнение со старым миром европейских династий, когда они все окончательно породнились между собой, но при этом ближайшие родственники становились англиканами в Англии и православными в России, лютеранами в Дании и католиками в Австрии. И разумеется, все они с честью и гордостью представляли доставшиеся им страны и культуры.
«Принцев было много, а тронов мало. Поэтому для Габсбургов всё актуальнее становилась задача создания новых монархий, в которых они могли бы властвовать. Только что произошло объединение Германии и Италии, закрывшее Габсбургам путь на Запад. Но ещё оставался Восток, населённый славянами. Чтобы опять не оказаться в проигрыше, Габсбурги сочли благоразумным не препятствовать славянской эмансипации, но возглавить её. В Европе царил национализм. Новые образования были национальными государствами. Предвидя, что процесс охватит славян, некоторые из Габсбургов стали славянами. Чтобы однажды стать славянскими королями».
Белая татиба невероятно многолика. Как написал один человек, в Европе настоящий консерватор всегда монархист, если только он не живёт в Швейцарии или в Венеции, в то время как в США типичный консерватор — это республиканец, который молится на боговдохновлённую Конституцию и святых отцов-основателей. Но всё это одна и та же белая татиба. И именно поэтому отпрыск белой татибы, посаженный на Венецию, будет выступать за венецианский сепаратизм и возрождение былой славы Республики. Париж всегда стоит мессы, шахады и гиюра. Неважно, навяжет ли великая держава общую имперскую мифологию всем своим провинциям, или же на руинах общего пространства возникнет множество новых государств, каждое из которых напишет собственную историю вплоть до праотца Ноя. Всё это пойдёт на пользу белой татибе, для каждого осколка человечества у неё найдётся по покровителю с волшебной сказкой. Мы совсем недавно видели на Украине, как в глотку друг другу вцепились два белых волка, два национальных мифа.
«Итак, нам нужен мир, где «меняются только имена властителей», а социально-экономический уклад остаётся неизменным.(…)
…Конструкция Мира без развития (МБР) может быть следующей. Две-три аристократических империи, например, Сасаниды, Аксум и Чжоу. Последнее оказалось слишком большим по территории и быстро распалось, посему для надёжности сократим его территорию в два раза, вместе с плотностью населения и количеством пригодных для производства продовольствия земель. Эти аристократические империи (АИ) находятся в состоянии динамического равновесия, то есть не могут победить и поглотить друг друга военным путём. Вокруг простирается варварская периферия, периодически пробующая их на прочность и даже захватывающая ту или иную АИ в период её внутреннего кризиса и основывающая там новые династии — при принципиальной неизменности всей модели в целом, которая может существовать сколь угодно долго без всякой индустриальной угрозы.
Приведённая конструкция на мой взгляд соответствует принципу не противоречия законам реальности и может быть использована для создания литературных, игровых и кинематографических произведений, привлекательных для широкого потребителя».
Вот это и будет идеал белой татибы. Она борется не с разделением человечества, которое ей никак не мешает, а с неограниченным технологическим и социальным прогрессом. В остальном, она согласна и на звездолёты с гиперджампом.
В узком военном смысле это означает, что именно белая татиба придаёт наибольшее значение военному делу, как искусству с этической и эстетической компонентой. Искусство рождается из строгих правил и неизменности условий. Нет никакого искусства в том, что одна сторона имеет возможность изобрести и поставить на поток эффективное оружие, которое обесценит всё, чем воевали раньше. Нет, суть мастерства заключается в том, чтобы делать то же, что делают другие, но делать это лучше других.
Военный идеал «белой татибы в вакууме» можно определить примерно так:
Для простых людей — это муштра, смирение и покорность воле начальства.
Для элиты — честь мундира, рыцарский дух, совершенствование в воинских навыках, позволяющих сходится в поединках с равными и определять лучших.
Для правителей — стратегия многостороннего конфликта, сонная геополитика «шахматной доски» и кабинетных войн (*).
Но, скажу ещё раз, если особенности местной культуры потребуют скорректировать эту схему, белая татиба её спокойно скорректирует.