Татибы: природа мышления, или зачем это всё нужно?
***
«Огонь — это живое существо, Брайан. Он дышит, он пожирает и он ненавидит. Единственный способ победить его — думать, как он. Знать, что вот это пламя распространится по дверному косяку и оттуда перекинется на потолок, и вовсе не потому, что таковы физические свойства горючих жидкостей, а потому что оно хочет этого. Среди твоих коллег есть те, кого огонь подчинил себе, заставил бороться с ним на его же уровне, но единственный способ окончательно покончить с ним — это хоть немного, но любить его».
***
Русская школа неаналитической стратегии впервые предложила взглянуть на Войну, как на существо, обладающее признаками жизни, даже разума; как на отдельную сущность со своими целями и мотивацией. Пожалуй, всё началось со следующей фразы Переслегина из «Тихоокеанской премьеры»:
«В бою поражение одного из участников — на любом уровне, будь то война в целом, отдельная кампания, стратегическая операция или некая полуслучайная стычка — необязательно означает победу другого. Чаще всего обе стороны проигрывают — войну называют «путём обмана» ещё и потому, что она последовательно и беспристрастно обманывает ожидания сражающихся, уводя их с каждым новым боевым столкновением всё дальше и дальше от цели, которой неизменно является мир. Мир, который будет лучше довоенного«.
Война — это путь обмана, потому что она стремится обмануть тебя.
В рамках теории игр, любую игру с ненулевой суммой для N игроков можно представить в виде игры с нулевой суммой для N+1 игроков. «Лишний» игрок выплачивает выигрыш или собирает проигрыш, действуя в качестве своего рода крупье. (Если N игроков в сумме выиграли X очков, значит виртуальный «игрок под номером N+1» эти X очков проиграл, и наоборот. Сумма всё равно остаётся нулевой.)
В случае с войной, этот умозрительный «лишний» игрок и будет богом войны. Если войну проиграли все участники, значит, бог войны её выиграл.