Четыре школы магии. Магия выживания
(автор: gest)
Это самая древняя и изначальная школа, во многих отношениях она старше разума. Жизни изначально было свойственно влиять на реальность с целью повышения шансов выживания своей генетической линии, именно это и сделало жизнь жизнью. Афанасьев, автор психе-йоги, называл подобное Волей, добавляя, что Воля есть даже у комаров. Это способность биологического вида адаптироваться к новым условиям, повышать фертильность и выживаемость потомства, вытягивать счастливый лотерейный билет эволюции. Полезные мутации — это, на самом деле, аномалия, но они случаются, и плавники превращаются в лапы, а лапы — в крылья. Магия — это как раз то, что обеспечивает полезные мутации, повышенную приспособляемость, превращает «слепого часовщика» эволюции в изобретательного и целеустремлённого инженера. Виды, у которых кончалась магия («воля к жизни», способность к выживанию), проигрывали эволюционную гонку и вытеснялись на периферию, а то и просто вымирали. Эусоциальные насекомые, с их невероятной успешностью и невероятным количеством адаптаций к столь «неестественному» образу жизни, тоже появились благодаря магии выживания.
В качестве иллюстрации можно вспомнить фильм «Mimic» 1997 года («Мутанты» в нашем прокате) — фильм, с которого началась голливудская карьера Гильермо дель Торо. Американские тараканы стали разносчиком опасного для людей вируса. Для борьбы с тараканами создаётся биологическое оружие, насекомое-«Иуда» — искусственно сконструированный гибрид с социальностью термитов и хищными привычками богомолов, но при этом способный подделывать видоспецифичные сигналы тараканов, чтобы привлекать их и маскироваться под них. По планам биологов, сверхэффективные и специализированные хищники-«иуды» должен был расплодиться и покончить с тараканами, а потом умереть с голоду. Вместо этого «иуды» за считанные годы адаптировались для жизни в нью-йоркской подземке, перешли в следующий размерный класс и научились мимикрировать под людей, потому что именно это давало наибольшие шансы на выживание в человеческом муравейнике. Это метафора, но она объясняет, что такое магия выживания.
Вот тут мы доходим до самого интересного, до людей.
В этот момент Лавджой обратился к одному из студентов.
— Итак, — сказал он, — вы представитель вида с чересчур большой К-ориентацией. Как бы вы поступили, чтобы исправить положение?
Магия выживания стояла за эволюцией человечества в разумный вид. Вид хотел жить, и вид хотел размножаться — быстрее, чем могла себе позволить обычная человекообразная обезьяна. Успешной мутацией-адаптацией стала способность сознательно управлять потоками магии, и это запустило процессы обратной связи. Всё более умные существа могли всё эффективнее управлять собственной эволюцией — на протяжении миллионов лет, на протяжении сотен тысяч лет. Расплатой за это стал более крупный мозг и трудные травматические роды. Но первые маги выживания были способны «в ручном режиме» повышать женскую фертильность и выживаемость детей и рожениц в своей непосредственной социальной группе, так что общий баланс оставался положительным. Тот факт, что способностью к магии обладает лишь небольшой процент человечества — это тоже результат направленной эволюции. При желании его можно сравнить с эусоциальностью: повышенная «магичность» небольшого числа особей + абсолютная «стерильность» большинства людей, вкалывающих на магов = полезная адаптация, дающая возможность создавать более крупные и сложные социальные структуры за счёт понижения уровня «магической конкуренции» внутри групп.
Архетип магов выживания — это, естественно, «оборотни», Огонь, варвары. Изначальная специализация — Плоть и Кровь, в первую очередь собственные, но они также могли позитивно воздействовать на собственное племя (изначально — на близких родственников, потом на всё более и более широкий круг «своих»). Шаманские практики, которые воспринимаются, как архаичные и «вечные» — это тоже они.
Древние шаманы — маги выживания — были оборотнями без всяких кавычек, но сейчас всё несколько изменилось. Условно говоря, способность превращаться в волка, видеть в темноте, отращивать рога или переваривать гвозди не сильно помогла бы тому же товарищу Сталину с точки зрения выживания. Этих способностей у него и не было, он их не развивал. По мере развития человечества фокус постепенно смещался в волевую, психосоциальную сферу, в способность быстро и сверхэффективно действовать в условиях смертельной опасности, мотивировать других. Пассионарность, о которой писал Гумилёв, тоже относится к магии выживания. (Гумилёв так и не смог сделать следующий шаг — пассионарные толчки приходят не из космоса, их генерируют сами люди: не люди вообще, а конкретные, редкие, необычные люди.)
Среди магов выживания очень часто встречаются «дикие таланты». У магии выживания, как течения, есть, конечно же, свои традиции обучения и шаманской инициации, но многие маги просто в какой-то момент «просыпаются» и обнаруживают в себе аномальные способности к выживанию — в любой ситуации, любой ценой.
В качестве иллюстрации я хотел упомянуть один сюжет из легендарного криминального цикла «Варяг» Евгения Сухова, про непобедимого Варяга — вора в законе и смотрящего по России… так, не спрашивайте, откуда я это знаю, для меня самого это загадка.