Четыре школы магии. Магия истории
Помимо классической схемы с придворными гадателями, жизнью отвечавшими за качество своей работы, существовал ещё один вариант, известный нам на примере Древней Греции. Жреческая коллегия поддерживала работу оракула, а все желающие, включая руководство независимых городов-государств, могло обращаться к нему за прогнозами, на общих основаниях — естественно, не бесплатно. Во многом, эта модель была даже более прогрессивной, но в Средние века всё опять скатилось к местной власти и прикормленным властью прорицателям.
Другое дело, что искусство магов истории не стояло на месте. Их институты совершенствовали прогностическую практику и технологии подготовки новых магов. От двусмысленных пророчеств, полученных в изменённом состоянии сознания и туманных для самих авторов, они перешли к чётким аналитическим схемам. Теперь они не просто видели будущее, они могли конструировать будущее, например, составлять невероятные цепочки совпадений, которые приводили к нужной цели. Схема-интрига, настолько сложная, что она обязательно должна была развалиться, но не развалилась — один из признаков работы магов истории. И одна из причин, почему им так просто прятать свою деятельность от простых людей — никто не поверит в план, настолько зависимый от случайных событий. Как в «Графе Монте-Кристо«:
«- Но, — сказала г-жа де Вильфор, — все это ваше сцепление обстоятельств может очень легко прерваться: ястреб может ведь не пролететь в нужный момент или упасть в ста шагах от садка.
— А вот в этом и заключается искусство. На Востоке, чтобы быть великим химиком, надо уметь управлять случайностями, — и там это умеют».
И они теперь могли делиться своими видением будущего, в определённых приделах. Изначально это было нужно для того, чтобы подмастерья могли работать «внутри» сценария, создаваемого мастером; но тот же механизм позволил им не только рассказывать, но и показывать свои видения другим магам, независимо от школы, что резко упростило работу с клиентами и повысило убедительность аргументов.
Маги истории постепенно ушли в свободное плавание, оторвались от старых хозяев и превратились в самостоятельную силу. Шло время, они становились всё сильнее, а с появлением таких вещей, как рыночные колебания, акции и биржи — ещё и богаче. В какой-то момент на территории той же Европы шла борьба между двумя школами магии. Представители одной школы соответствовали традиционным представлениям о природе магии (1, 2), другой — стереотипам о внешнем виде магов. Именно маги истории любили ходить в мантиях, изготовлять магические жезлы и рисовать многоугольные схемы, украшенные зодиакальной символикой и буквами еврейского алфавита. (Естественно, маги истории не всегда так одевались, просто из-за централизованного характера их обучения они долгое время сохраняли любовь к архаичной профессиональной атрибутике.)
Но не стоит думать об этом противостоянии, как о войне, скорее, речь шла об ожесточённой конкуренции, перемежающейся стрельбой. Итогом этого конфликта стал Договор — или даже серия договоров. В моих сюжетах регулярно встречается следующий образ — договор между некими силами, причём договор, как-то связанный с возникновением США.
Магам жизни — Старый Свет. Магам истории — Новый Свет. Маги истории не имеют права создавать свои органы управления в Старом Свете или вообще вести там какую-либо организованную деятельность. Маги истории не покушаются на власть европейских семейств в Европе. В обмен на это, они получают Америку. Маги жизни обязуются ограничить свою экспансию в Новый Свет, не действовать там без разрешения магов истории, признавать их власть на американском континенте, поддерживать соблюдение Договора, и т.д., и т.п.. Итогом стал своеобразный обмен населением — маги истории уезжали из Европы в Америку, маги жизни возвращались обратно в Европу. Естественно, были и последующие договора — о статусе Канады, о статусе Латинской Америки, о других частностях. К концу наполеоновских войн Новый порядок окончательно сформировался. По сути, он означал господство английских благородных семейств в Европе; верховную власть магов истории, как единого коллективного органа — в США.
Все остались довольны и за этим последовало 200 лет мира. Или нет.
Конфликты между магами быстро «очеловечились». Армии становились всё более многочисленными, оружие совершенствовалось, люди воевали с людьми, а настоящие маги старались держаться подальше от поля боя (*). Но и сами маги неизбежно очеловечивались, так как, в конечном счёте, они становились носителями той же культуры, что и простые смертные. К девятнадцатому веку часть немецких (в широком смысле слова) магов ощущала себя, во многом, больше немцами, чем магами. И им не нравился сложившийся в цивилизованном мире расклад, где гегемонию захватили англичане, а у остальных национальных элит было выбито их главное оружие — способность корректировать будущее. Англичане будто бы заморозили партию и предложили всем помириться в тот момент, когда они сами оказались на коне.
Союз немецких магов жизни и немецких магов истории (которые не захотели следовать договору и становиться американскими магами истории) решили приступить к сборке собственного психоисторического штаба. О, да, психоисторический штаб. Я люблю использовать этот термин к месту и не к месту (комменты).
Наконец, есть такое сложно формулируемое понятие, как «масонский миф». Это нечто вроде «конспирологии», но со знаком плюс — нами правят умные и заботящиеся о нашем благе мудрецы («Психоисторический Штаб»), которые всегда готовы взять к себе на Олимп любого по-настоящему умного человека. Проблема в том, что по-настоящему умных людей очень и очень мало, поэтому истинным правителям и учителям приходится действовать так, как они действуют. Короче, это как прогрессорская деятельность по Стругацким с точки зрения правильных «прогрессируемых». Понятно, что и тут есть свои оттенки и переходы…
Но вообще, в рамках разработки сеттинга с существованием психоистории… это позволяет оценить временной горизонт и степень возможной детализации. Если «Бегума» — отчёт Психоисторического штаба, то первый искусственный спутник Земли просматривался уже из семидесятых годов 19 века.
Психоисторическим Штабом, с больших букв, я называю созданную магами истории управленческую структуру, действующую на территории современных США. Можно было бы называть её «Глобальным предиктором«, как в КОБе, или «люденами«, как у Переслегина (в работах, где он доказывал, что американская победа в битве за Мидуэй или успех американской лунной программы — это вещи возможные, но невероятные, так как требовали фантастического везения в целом ряде ключевых моментов). Сама тема психоистории неразрывно связанна с магами истории, начиная с азимовского Хари Селдона и кончая верховным друидом, который пришёл к императору Марку Аврелию.
Так вот, в современном мире есть один железный casus belli — попытка создания ещё одного независимого психоисторического штаба, в нарушении договора между американскими и европейскими элитами, магами истории и магами жизни. Будущим торгуют в США. Лояльные новому порядку магические элиты имеют право позвонить в Америку (1-800-FUTURE) и получить справку-прогноз по интересующему их вопросу.