Четыре школы магии. Магия терпения
(автор: gest)
Архетип магов терпения — «восточные монахи», Земля, буржуа.
Сразу надо сказать, что с точки зрения трёх остальных школ, это вообще не магия, а комплекс психологических практик и оздоровительной гимнастики для людей с магическим талантом. Магия терпения не может похвастаться яркими и очевидными трюками, её суть нередко ускользает от других магов и не магов.
При этом, это всегда был достаточно распространённый, народный путь. (В том числе, на Руси.) Если магический талант пробуждался у представителя земледельческого большинства, он часто стихийно выбирал методы магии терпения. Понятно, что среди простонародья существовали семьи, передающие магический талант по цепочке инициации, не все маги жизни жили во дворцах. Осознавшие себя маги выживания просто покидали родные края и превращались в бродяг, перекати-поле, становясь разбойниками, первопроходцами и так далее; некоторым удавалось встретиться с носителями аутентичной шаманской традиции или мохнатыми «древними богами», наяву или в трансе. Кого-то из талантливых вычисляли и брали в ученики маги истории. Но что было свойственно народу, как таковому? Магия терпения.
Но в качестве формального и разработанного подхода эта школа зародилась в Китае. И она до сих пор сильнее всего представлена именно в Азии, в регионах, подвергшихся влиянию конфуцианской культуры. Как и везде, изначально в Китае существовала своя самобытная магическая традиция, на основе восточных ветвей магии жизни. Китайские маги жизни летали по воздуху, дрались волшебными семейными мечами и накрывали пологом иллюзии свои горные святилища, храмы и целые поселения. Как это часто бывает у магов жизни, их кланы были могущественными, но хрупкими. По ним сильно ударило восстание Ань Лушаня 8 века, вторжение чжурчжэней 12 века, монгольское завоевание 13 века, манчжурское завоевание 17 века, революция, гражданская война, война с Японией, победа коммунистов и культурная революция 20 века.
И вот на фоне всего этого вызревала другая, параллельная ветвь магии, поставившая во главу угла абсолютную устойчивость ко внешним потрясениям. В каком-то смысле, они вернулись к тому, с чего начинали маги выживания, но на новом витке и в рамках совершенного иного мировоззрения. В конце концов, магия выживания — это тот источник, который породил все другие магические традиции.
Суть магии терпения можно выразить поговоркой про то, что если долго сидеть у реки, по ней рано или поздно проплывут трупы твоих врагов.
«Великая Желтая Река научила китайцев важному различению. Именно китайской кисти принадлежит мысль — двигаться вместе с потоком. В задачу стратега входит управление лодкой, ибо поток ему уже принадлежит!»
Поспешай медленно. Кто никуда не торопиться, тот всегда успевает вовремя. Мир изменчив, поэтому надо уметь про него прогибаться, сохраняя свою суть. Под весом снега ветка сгибается, но не ломается. Когда снега станет слишком много, он осыпется, а ветка распрямится обратно.
Всё движется по кругу, по спирали, цикл за циклом. Упадок сменяется расцветом, расцвет упадком. Время, когда пророчества сбываются, сменяется временем, когда пророчества не сбываются; на смену неблагоприятным для магии условиям приходят благоприятные. Прилив поднимает все лодки, вся хитрость в том, чтобы оказаться со своей лодкой в нужном месте и в нужное время. Искусство требуется для того, чтобы дождаться нужного момента, пережить сложный период, сохранив телесное и психологическое благополучие. И в тот момент, когда наступят новые времена, надо быть готовым к правильным и безупречным действиям. Но зерно никогда не созреет за один день.
С точки зрения магов терпения, маги выживания слишком агрессивны, маги жизни пытаются навязать свою волю реальности, а маги истории хотят перехитрить саму судьбу. Но Небо и Землю обмануть нельзя. Надо прежде всего привести в порядок собственные энергетические контуры, достичь гармонии за счёт «внутренней алхимии». Гармоничный человек упорядочивает и облагораживает всё вокруг. Он не сопротивляется течению, а следует вместе с ним, и потому оказывается в том месте, где ему надо быть. Всё негармоничное неизбежно губит само себя. Избыток силы разрушителен, недеяние является высшей формой действия. Жить надо долго, но без суеты, спешки и волнений.
Гармоничный человек оставляет на своём пути заметки, зарубки и запасы силы для тех, кто пойдёт следом. Маги терпения овладевают мастерством через контакт с артефактами, изготовленными прежними мастерами. Это может быть старинный трактат с описанием дыхательных упражнений, свиток с рукописным стихотворением, статуя Будды в древнем храме, или что-то совсем незначительное, как горка камней рядом с горной тропой. Теоретически, можно стать мастером, ни разу не встретив других мастеров, опираясь на одни только следы их деятельности. Но сама по себе сила не зависит от артефактов, это не те предметы, при помощи которых маги жизни закрепляют свои заклятия. Сила внутри. Скорее, это можно сравнить с надписями, выцарапанными на стенах тюремной камеры — послания от тех, кто был здесь раньше, свидетельства того, что ты не один в этой юдоли печали, что ты идёшь за кем-то и кто-то идёт за тобой. (Сейчас это не совсем так, мир стал меньше, магам терпения стало проще находить друг друга и поддерживать контакты.)
В связи с районом возникновения и сопутствующими обстоятельствами, магия терпения имеет много общего с традиционными боевыми искусствами. В хороших китайских фильмах про единоборства можно разглядеть фрагменты магии терпения. Естественно, все понимают, что показанное в фильмах не имеет никакого отношения к настоящей драке. В лучшем случае, если фильм снимали посвящённые, это визуальная метафора, иллюстрирующая потоки внутренней энергии и их взаимодействие. И опять же — магия заключается не в движениях рук и ног. (Ни гейсы, ни психоисторические формулы не являются источником силы, это не более чем ключи и врата к внутренним способностям.) Но некоторые упражнения действительно помогают держать в себя в тонусе, сохранять ясность сознания и бодрость духа.
В качестве примеров магов терпения можно привести легендарные фигуры, типа Чэнь Туаня, или полулегендарные, типа Ли Цинъяня. «Удерживайте тише сердце, сидите как черепаха, идите бодрым подобно голубю и спите подобно собаке» — вот настоящий девиз магов терпения. Наконец, есть персонажи исторические, но сильно мифологизированные, как Сюй Юнь.
Среди политиков самый яркий пример — это Дэн Сяопин. Дэн был объявлен врагом, перерожденцем, политическим ренегатом. Его низвергли с политического Олимпа, лишили всего, отправили в деревню на перевоспитания, заставили пережить бесчисленные унижения. Но он сохранил внутреннюю гармонию и дождался своего часа. Колесо повернулось и Дэн вознёсся к вершинам власти, восторжествовав над всеми противниками. А благодаря Дэну и целый огромный Китай смог оказаться в нужном месте, в нужное время, получив шанс на прорыв в будущее.
Очевидной слабостью магов терпения является то, что можно банально не дождаться нужного момента. Как не дождался Чан Кайши, несмотря на «passion of patience«. Он не дожил до победы над коммунистами, потому что Мао оказался более сильным магом.
P.S. Так как большинство магов терпения китайцы, то они квалифицируют магические школы по пяти элементам и пяти цветам. Магия жизни — Дерево (сине-зелёные), выживания — Огонь (красные), терпения — Земля (жёлтые), истории — Металл (белые). Соответственно, по их представлениям, обязана существовать пятая, секретная школа, школа Воды (чёрные), чьё очевидное свойство заключается в том, что другие маги не способны распознать и идентифицировать её адептов. Но это, скорее, магические суеверия, городские легенды и страшилки, которыми маги пугают сами себя.