Король Лир и Ace Combat: Самолёты Британской войны
(автор: gest)
Такая ситуация породила невиданное разнотипье самолетов. Морально устаревшие машины служили бок о бок с современными, списать их было невозможно, так как они не успевали окупить себя.
Авиационная энциклопедия «Уголок неба» (с)
Теперь я хотел бы поговорить о самолётах, которые могли бы летать в этой привидевшейся мне игре из серии Ace Combat, про альтернативный мир альтернативной Британии 60-х.
Общая эстетика: Империя так долго готовилась к войне со всем миром, что в итоге [ей] пришлось воевать с собой. Идея в том, чтобы выразить всю красоту и всё безумие той эпохи, а затем перемножить всё это на Ace Combat’овскую гипертрофированность и общий сюрреализм.
Эпоха — начиная с Кореи (1950-1953, «Сэйбры» против МиГ-15) и кончая американской войной во Вьетнаме (1965-1973, «Фантомы» против МиГ-21: матч-реванш). С заходом в арабо-израильские (1948, 1956, 1967, 1967-1970) и индо-пакистанские войны (1947-1948, 1965, 1971). [Возможно, с минимальными вкраплениями Люфтваффе-46 и Императорского флота Японии-47, видится мне что-то такое.]
С той разницей, что у нас речь пойдёт о масштабной гражданской войне, в которую вмешиваются внешние силы… впрочем, а где тут разница? Корейская и вьетнамская война обладали всеми признаками гражданских войн, корейцы и вьетнамцы воевали по обе стороны линии фронта. Индия, Пакистан и Бангладеш были частью одного государственного образования, Британской Индии, в составе Британской империи. Когда начинался конфликт арабов и евреев, они жили буквально на соседних улицах, под одной британской властью (а до этого — под турецкой). Гоминьдановский «Сэйбры» во время воздушных боёв над Тайваньским проливом стреляли ракетами по МиГам коммунистов, но и те, и другие были китайцами. Так что символически всё правильно.
Но если вдруг когда-нибудь мне уберечься не удастся,
Какое новое сраженье ни покачнуло б шар земной,
Я все равно паду на той, на той единственной гражданской,
И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной.Борис Окуджава (1957)
/*напевает*/: …на той единственной британской, и сенешали в пыльных шлемах склонятся молча надо мной…
В текущей реальности французкие «Ураганы» на израильской службе сбивали английских «Вампиров» на египетской, и хотелось бы показать именно такую войну, но на стероидах.
Ещё на одном уровне разделу лировской Британии соответствует попытка реформировать британскую авиационную промышленность в самом начале 60-х, когда из неё образовали два гигантских концерна: British Aircraft Corporation (BAC) (English Electric, Vickers-Armstrongs, Bristol, Hunting Aircraft) и Hawker Siddeley Group (Hawker, Gloster, Armstrong Whitworth, Avro, Avro Canada, Folland, de Havilland, Blackburn).
Была даже третья часть — Westland Helicopters, куда скинули вертолёты и суда на воздушной подушке («in 1959–1961 [government] forced the merger of the 20 or so aviation firms into three groups. British Aircraft Corporation and Hawker Siddeley Group took over fixed-wing designs, while the helicopter divisions of Bristol, Fairey and Saunders-Roe (with their hovercraft) were merged with Westland to form Westland Helicopters in 1961«).
Я понимаю, что я неизбежно упираюсь в дзеновский по своей природе вопрос «что может летать в мире, где летает всё?» (очевидный ответ — всё и летает).
Чтобы представить себе нижнюю часть турнирной таблицы/технологического дерева подобной игры, достаточно заглянуть в World of Warplanes — на десятых (в отдельных случаях, восьмых-девятых) уровнях это и есть гипотетический Ace Combat конца 40-х — начала 50-х, фундамент для нашего Ace Combat’а 60-х. СССР, Германия, США, Великобритания. Там всё доходит до F-86 Sabre/МиГ-15, остаётся мысленно продолжить ряд до F-4 Phantom/МиГ-21.
[При необходимости можно ещё заглянуть к бедным родственникам из «Тундры» и оценить, как выглядят «деревья» там; речь пойдёт, соответственно, о V-VI рангах — СССР, США, Германия, Великобритания, Франция, Япония, Италия. Только на иконки не тыкайте, а то они свою Вику никак доделать не могут, смотреть стыдно.]
Главное — представить себе этот мир, шекспировскую древнюю Британию 1960-х, адаптированную для японской авиационной аркады. Мир, где стабильно удовлетворялись желания людей вроде Сиднея Кэмма, Барнса Уоллеса (автор доклада «The Strength of England», где он обосновывал, что грузовые атомные подлодки, сверхзвуковые пассажирские самолёты с укороченным разбегом и прочие технические инновации позволят Англии вернуть себе утраченное лидерство) и лорда Кэлдкота (отвечал за управляемое оружие, ракеты и космическую сферу в English Electric/BAC, автор доклада «Britain’s Future in Space»).
В этой Британии бомбардировщики V-серии (Valiant/Vulkan/Victor) начинаются с Victory, а Swallow был построен хотя бы в качестве экспериментального самолёта (пластиковая модель).
«Брабазон» полетел и был успешен. Личная яхта французского короля — Saunders-Roe P.192 Queen (+ 3D модель), видится мне что-то такое. Непатриотично, зато пафосно и расточительно. Потом Корделия её позаимствует для обеспечения десантной операции. Вообще, у тамошних британцев должен быть большой опыт строительства гигантских самолётов, раз уж они воздушные крейсера построили. Которые, возможно, тоже гидросамолёты (атомные), потому что это проще, чем строить под них отдельную ВПП, или делать систему вертикального взлёта. Садятся они редко, обслуживаются портах. (Ссылки в тему: 1, 2.)
Британская космическая программа живёт и процветает, и в центре её находится MUSTARD (очень британское название) — Multi-Unit Space Transport And Recovery Device, три ракетоплана, состыкованных в виде «сэндвича». Это будет реализовано в железе.
Видеоролик о том, как оно должно было работать.
(Компания BAE как-то заказала серию видеороликов о безумных идеях британских инженеров в шестидесятые. Там была совершенно ржачная штука, Fighter-Jet Take-Off Platform (иллюстрация), платформа для вертикального запуска ударных самолётов, в расчёте на будущий BAC TSR.2. В лировской Британии такое просто обязаны были реализовать. Ещё там был «прыгающий джип» (иллюстрация), в принципе, для нас бесполезный. Хотя и его можно заявить в миссии вида «Мерседес уходит от погони», где игрок будет вынужден сопровождать и прикрывать наземную машину. Такие задания в серии Ace Combat тоже встречаются.)
И на фоне всего этого продолжают летать поршневики, особенно, когда в ходе гражданской войны будут вскрыты склады мобилизационного резерва. Но на эти поршневые самолёты уже могут ставится самонаводящиеся ракеты «воздух-воздух», управляемые бомбы, отстреливаемые тепловые ловушки и комплексы радиоэлектронного противодействия.
[Как это всегда и было в Ace Combat’е, где к 2010 году построили электромагнитную разгонную катапульту для вывода на орбиту одноступенчатых грузовых кораблей, а F-4 и МиГ-21 при этом продолжали и продолжают считаться боевыми истребителями даже в развитых странах. Помню, как я проходил пятую игру, там где миссия про прикрытие той самой электромагнитной разгонной катапульты от бомбардировщиков — чтобы катапульта могла закинуть вверх модуль с боевым лазером класса «стратосфера-поверхность» для нашего орбитального ракетоплана. Я на «американском» (осеанском) МиГ-21 догнал «советский» (юктобанский) стэлс-бомбардировщик B-2 и расстрелял его из пушки. «Извините, мы не знали, что он невидимый!» К 2019 году местная Америка, Осея, уже возвела орбитальный лифт (что я считаю некоторым перебором), а потому списала все свои 15 космических челноков.
Или вот. В Ace Combat есть выдуманное «шестое» поколение реактивных истребителей. На эти самолёты уже ставятся боевые лазеры (как в пятой) или рейлганы (как в шестой). К седьмой части технологии «шестого поколения» были спущены вниз, для истребителей четвёртого и пятого поколения, которые получили энергетическое оружие в форме внешних, подвешиваемых контейнеров. Например, перехватчик МиГ-31 может летать в варианте «лазерного перехватчика», к палубным F/A-18 и Су-33 можно подцепить контейнер с электромагнитной пушкой и так далее.]
Палитру я вижу так. Во-первых, «вечные ценности», типа бомбардировщиков B-52 или Ту-95. Игрок сбивал их во всех играх, будет сбивать и тут. Почти все нормальные американские вертолёты в шестидесятые уже появились и успели отметиться во Вьетнаме, кроме, естественно, «Апача». (Можно заявить более экзотические машины, типа британского Bristol Belvedere или французского Super-Frelon, но особой необходимости в этом нет.) «Хэрриер» в своей первой версии уже полетел — ещё одна традиционная жертва игрока. В ряде моментов игра в стиле 60-х не будет отличаться от игры в стиле 90-х, вплоть до удивлённой реакции: «Как? И это тоже уже тогда было?»
Во-вторых, тот самый вкус эпохи. Атомные подлодки, экранопланы, спутники, проекты скоростных поездов на воздушной подушке, межконтинентальных сверхзвуковых авиалайнеров и пассажирских самолётов вертикального взлёта и посадки, — казалось, протяни руку, и можно будет прикоснуться к будущему. Всё это — в намного более богатом и пёстром (по определению) мире Ace Combat’а, где изобилие космических шестидесятых вырастает из буйства и безумия атомных пятидесятых.
В-третьих, ожидаемое ретро. Катушечные магнитофоны, транзисторные радиоприёмники, чёрно-белые телевизоры, ЭВМ размером с комнату — логично, это же шестидесятые.
В-четвёртых, неожиданное ретро, как те же старые или архаичные самолёты, которые реально где-то дослуживали, а иногда даже воевали. Проверенные временем решения активно использовались, несмотря на свою кажущуюся примитивность. Например, самый распространённый английский «летающий радар» в 60-х выглядел так:
Это Fairey Gannet в варианте самолёта ДРЛО, Fairey Gannet AEW. На той же базе выпускался и самолёт РЭБ, Fairey Gannet ECM.6. Это самолёт 60-х.
Или вот:
Это американский дирижабль ДЛРО, ZPG-3W (1960). Предназначался для затыкания дыр в системе радарных станций раннего оповещения. «Уникальность модели заключается в том, что массивная антенна располагалась внутри гелиевого баллонета. Первый корабль поступил в ВМС США в июле 1958 года«. В нашей реальности их списали в 1962 году, но ведь могло быть иначе.
Миссия про охоту на дирижабли (с целью пробить брешь в системе радарного покрытия неприятеля) вполне может существовать в игре про альтернативные 60-е. Она в духе эпохи. И конечно же, это должна быть миссия за «Рыцарей», чтобы Лир громко ностальгировал в эфире, рассказывая о том, как гонялся за дирижаблями и наблюдательными аэростатами во времена «этажерной» молодости.
[Да, что касается РЭБ, то в серии Ace Combat эффективность подобных систем сильно варьируется, подчиняясь, видимо, закону вечной борьбы брони и снаряда. В пятой части РЭБ играло заметную роль, вплоть до возможности самому летать на самолётах РЭБ. В седьмой части какие-либо эффективные наземные jammer’ы или самолёты-постановщики помех отсутствуют. В нашей умозрительной игре РЭБ должно быть очень эффективно — радары несовершенны, электроника примитивна, головки самонаведения на ракетах ещё очень сырые. Поэтому самолёты РЭБ обязаны присутствовать на поле боя, хотя бы в качестве уничтожаемых (пушками) объектов — от того же Gannet ECM.6 и до Ту-22ПД.]
Вообще, здесь придётся обсудить сразу несколько тем. Например, сколько вообще самолётов бывает в подобной игре? На этот счёт есть удобная таблица.
Меньше всего самолётов было в шестой игре, AC6, где разработчики решили «оставить только хорошие». Это явно не путь Ace Combat’а. Больше всего было в мультиплеерной Ace Combat Infinity, потому что там постарались поднять в воздух почти всё, что когда-либо летало в серии. Не считая этого, чемпионом по количеству самолётов является пятая часть — 53 образца играбельной техники. Это было связанно с тем, что в пятой игре каждый вариант специального вооружения означал новую версию самолёта, проще говоря, разные варианты вооружения для F-15 — это разные самолёты семейства F-15: F-15C, F-15E и так далее, с чуть отличающимися характеристиками. Эта логика вполне себе актуальна для тех же шестидесятых.
Что мне нравится в Infinity, как идея (хотя я в неё так и не поиграл, потому что её плохо рекламировали, а потом просто закрыли сервера) — это то, что там летали поршневые машины, с одной стороны (P-38 Lightning), и тяжёлые бомбардировщики, с другой (B-1, B-2). Последнее удачно в том смысле, что для шестидесятых годов многоцелевые машины не очень типичны, зато там были специализированные большие ударные самолёты, типа TSR-2 (который просто обязан быть в игре про Британию), и специализированные большие перехватчики, типа Ту-128. Понятно, что существование подобного в качестве пилотируемой техники потребует специальных, заточенных под узкие функции миссий, но кто знает…?
Зайдём к структуре с другой стороны. Если идти от поколений реактивных истребителей, дерево самолётов в последней игре, Ace Combat 7, выглядит следующим образом. Есть старый хлам — F-104 (2 поколение), MиГ-21 (на грани второго и третьего; 2+ в изначальном варианте, 3 в МиГ-21бис) и F-4 «Фантом» (честное третье). Зачем идёт многочисленное четвёртое — F-14 (на грани третьего и четвёртого, твёрдое четвёртое в зрелых версиях), F-15, F-16, F/A-18, МиГ-29 и всякие там прочие «Миражи-2000». Потом начинаются «4+» и «4++», или «4.5» — такие самолёты, как «Еврофайтер», «Рафаль-М», «Грипен», Су-30 и Су-35, включая никогда не рассматривавшиеся в качестве серийных машин Су-37 и Су-47. Дальше — F-35 (который с иронией можно назвать «5 минус», хотя это всё равно пятое), и тяжёлые машины пятого поколения — YF-23, F-22 и Су-57. Выше них — только выдуманный секретный суперсамолёт 6 поколения, что, опять же, типично для серии.
[Реплика в сторону. То, что в этой игре нет китайской ветки — это преступление. Я уверен, на это были какие-то причины, не исключенно, что политические, но всё равно. Там можно было нарисовать прекрасную китайскую ветку, от J-7 до J-20. Теперь фанаты надеются, что J-20 хотя бы в DLC добавят. А то ситуация абсурдная — самолёт пятого поколения уже летает и принят на вооружение, первый после американских, а в игре его нет.]
В умозрительной игре про 60-е годы напрашивается что-то такое. Реликты и рабочие лошадки конца сороковых (1 реактивное поколение), крепкие середняки 50-х (2 поколение), новейшие «топы» шестидесятых (3 поколение с оговорками). Под ними — «нулевое поколение» последних пропеллерных анахронизмов. Выше — секретные «супертопы». Заказ от Феликса — чтобы старьё, которое практически всегда пихают в Ace Combat, типа F-4 и МиГ-21, тут было на самом верху. Помимо этого, есть F-104 (мусор из седьмой игры), F-5 (мусор из четвёртой и пятой), шведский Saab 35 Draken (начальный самолёт из Ace Combat Zero) и японский F-1 (мусор из Zero). Вот все эти самолёты, по меркам 60-х — хорошие или очень хорошие машины, от 2++ до 3 поколения. F-1, правда, из другой эпохи, это уже семидесятые, но идеологически — такое же старьё. А японцы патриоты и везде пихают свои самолёты, это надо просто понять и принять.
Теперь с другого конца, где «нулевое». Как сказал Феликс, чем будет Ace Combat без Fox-Two? («Fox 2» — сигнал о запуске ракеты «воздух-воздух» с инфракрасным наведением, стандартной универсальной MSL в игре.)
Но «Сайдвиндеры» даже на «Сэйбры» ставили, а это значит, что ставить их можно вообще на что угодно. Можно раздать ракеты и самолётам, на ракеты не рассчитанным. Но, допустим, в качестве спецвооружения и по правилам спецвооружения. 20-40 штук, плюс-минус, AAM, то есть только против воздушных целей, для самообороны, а наземку извольте чистить по старинке, пушками и реактивными снарядами.
Так, реплика про спецвооружение. В 60-е нет никаких QAAMов (так в Ace Combat называют сверхманёвренные самонаводящиеся ракеты «воздух-воздух» с широким сектором захвата). Естественно, никаких 4AAM и 6AAM (одновременный захват 4 или 6 целей), или 8AAM (восемь ракет, равномерно распределяемых по всем доступным целям). Максимум — 2AAM, и только у самых топовых машин. 90 процентов дальнобойных ракет — SAAMы, Semi-Active Air-to-Air Missile, т.е. ракеты, требующие удерживать цель в радарном прицеле. Естественно, очень много неуправляемого оружия, подавляющее большинство спецвооружения класса «воздух-земля» — неуправляемое, есть неуправляемые авиационные ракеты «воздух-воздух» и прочие ужасы, типа крупнокалиберных авиационных орудий. Те же британцы в конце сороковых разрабатывали 114-мм безоткатку для установки на истребитель, в СССР тогда же был проект реактивного истребителя с парой 57-мм пушек. Запах напалма по утрам — обязательно.
Теперь, про поршневики. Феликс опасался, что можно излишне увлечься поршневиками. Да, я понимаю, насколько иронично это звучит. Как бы нам не внести дисбаланс в выдуманную игру! Но мне хочется в который раз нырнуть в философию.
В мире Ace Combat ничего не выбрасывают, потому что разработчики ничего не выбрасывают. Первые игры выходили ещё в девяностые, и многие вещи до сих пор тянутся отсюда, вплоть до конкретных самолётов (тот же YF-23). А выходи Ace Combat в восьмидесятые — и в современных играх до сих пор можно было бы найти следы тех восьмидесятых. Вот ровно, как сказал Феликс — представим, что в мультивселенной Ace Combat’а была эта гражданская война в Британии, была игра про эту войну, с авиапарком из шестидесятых. Те самолёты, которые там были лучшими, постепенно безнадёжно устарели, и в реальном мире их по большей части давно списали. Но их продолжают вставлять во все последующие игры, потому что люди помнят, как они рулили тогда.
Представим себе Ace Combat по 40-50-м (моя первая версия). Там главным оружием были бы пушки. Там важным было бы деление на дневные (манёвренные, одноместные, с мощным пушечным вооружением) и ночные истребители (тяжёлые, как минимум двухместные, с радаром). У дневных радара вообще бы не было, по-крайней мере, на уровнях сложности выше Normal, только визуальное обнаружение цели (я так играл в Medal of Honor: Pacific Assault, там есть самолётная миссия), компас с вектором на цель и карта. Миссии делились бы на дневные и ночные, надо полагать, с соответствующими бонусами. Вот там было бы много бумажных проектов соответствующей эпохи, и там было бы много самолётов Второй мировой.
[К шестидесятым это уже неактуально, там начинается эволюция в сторону «всепогодных» одноместных истребителей, наравне с тяжёлыми двухместными машинами, в том числе с вышеупомянутыми узкоспециализированными бомбардировщиками или перехватчиками, где оператор отвечал за наведение управляемого оружия. Ракеты быстро становятся основным вооружением истребителей. Ещё одна особенность, свойственная 60-м — увлечение проектами самолётов СВВП. С этим, правда, будут сложности, потому что движок Ace Combat’а плохо приспособлен для игры на самолётах вертикального взлёта и посадки, хотя они нередко встречаются в качестве компьютерных противников.]
Но если бы игра игра про 40-50-е была, самолёты оттуда, включая последние поршневики, заставшие войну или опоздавшие на неё, просочились бы и в игру про 60-е. Логика Ace Combat’а! И логика жизни, потому что каждая эпоха строится на фундаменте предыдущей и включает в себя артефакты предыдущей эпохи. Если говорить про реальный мир, то чем дальше от центров авиационной промышленности, тем страшнее. Когда французы начинали свою колониальную войну в Индокитае, им приходилось летать на боевых самолётах Второй мировой, оставшихся от японцев — представьте себе эту картину. Последние истребители поршневой эпохи и стремительно устаревающие реактивные истребители первого поколения переквалифицировались в штурмовики и продолжали более-менее успешно служить в этом качестве.
Вот список поршневиков, которые были в многопользовательской Ace Combat Infinity: P-38L, Supermarine Spitfire, Bf 109 и, естественно, A6M5 Zero. «Зеро» вообще был играбельным самолётам аж в трёх играх серии, а F6F-5 Hellcat — только в двух. Потому что не попал в Infintiy. В логике Ace Combat’а все эти штуки с оговорками, но конкурентоспособны, потому что «устойчивы на низких скоростях, сверхмалый радиус разворота, обладают мощным пушечным вооружением, серьёзные противники в ближнем бою». И раз в основной серии давно присутствует медаль-ачивка-трофей за чисто «пулемётное» прохождение, без использования ракет, то пропеллеры нужны хотя бы ради медали за прохождение сюжетной кампании без использования реактивных машин. [И да, нужен хотя бы один элитный поршневик Второй мировой, чтобы игрок мог открыть для него «королевскую» лировскую раскраску, цвета легендарного аса-Дракона.]
Мне просто хочется поставить несколько ссылок.
P-38L Lighting — в Италии служили до 1956, в Гонударасе — до 1965.
Bf.109 — «мессеры» ещё за евреев повоевать успели. Испанская версия производилась до 1958, стояла на вооружении до 1965, отметилась в колониальных войнах в Северной Африке.
P-51 Mustang — самолёт во всех отношениях заслуженный. Воевал в Корее (1950-1953) и на Синайском полуострове (1956). До 1958 года состоял на вооружении швейцарских ВВС, до 1960 года — на вооружении австралийских резервистов. Использовался в Доминиканской гражданской войне 1965 года и в Футбольной войне 1969 года. Доминиканские ВВС сняли «Мустанги» с вооружения только в восьмидесятые. Есть ещё такое развитие «Мустанга», как Cavalier Mustang II/Turbo Mustang III/Piper PA-48 Enforcer (рус.), это всяко машины шестидесятых с заходом в семидесятые. На них, кстати, помимо прочего, планировали ставить 106-мм противотанковые безоткатки. Или взять мой любимый F-82 Twin Mustang, вполне себе истребитель-бомбардировщик и ночной истребитель Корейской войны.
Vought F4U Corsair — опять же, успели ещё в Корее повоевать. Переделанные в штурмовики «Корсары» (AU-1) служили Корпусу морской пехоты США до 1957. Французы использовали их до 1964 — в Индокитае, во время Суэцкого кризиса, в Алжире и Тунисе. Французы также экспериментировали с установкой на «Корсар» управляемых противотанковых ракет. На вооружении Гондурасских ВВС «Корсары» находились до 1979 года. Во время вышеупомянутой Футбольной войны (1969) гондурасский «Корсар» сбил сальвадорский «Мустанг» — это был последний воздушный бой между поршневыми самолётами.
F8F Bearcat — на вооружении Флота США до 1953, Франция активно использовала их в Индокитае, летали за тайские ВВС, Южный Вьетнам списал их в начале 60-х.
Sea Fury — последний отпрыск славного семейства поршневых истребителей компании Hawker, по линии Hurricane—Typhoon—Tempest-Fury. Выпускался до 1955 года. «Си Фьюри» участвовал в Корейской войне, дрался с реактивными истребителями, сбил МиГ-15. В составе кубинских ВВС отметился во время разгрома высадки в Заливе свиней (1961), летал, бомбил, сбивал самолёты. В Европе стоял на вооружении до второй половины 50-х, в Бирме прослужил до 1968 года.
Ил-10 — участвовал в Корейской войне и в разборках между КНР и Тайванем, производился до 1954-1955 (в разных странах, в разных вариантах), в Восточной Европе стоял на вооружении до начала шестидесятых, в Китае их списали только в начале семидесятых.
A-1 Skyraider — без этого вообще никак. Если в нашей игре будет только один поршневик, то это обязан быть A-1, культовый самолёт Вьетнамской войны. Но он ещё воевал в Корее и в Алжире; англичане использовали их до начала шестидесятых, американцы и французы — до начала семидесятых, французы затем передали их Габону и Чаду, и «Скайрейдеры» ещё успели повоевать в Африке. Габонские ВВС списали их в восьмидесятые.
Плюс, есть ещё отдельная категория палубных торпедоносцев из 50-х — типа A2D Skyshark, Westland Wyvern («Виверны» успели повоевать во время Суэцкого кризиса) или Ту-91. Или Breguet Alizé — если я скажу, до какого года они состояли на вооружении, вы мне не поверите.
Короче, всё, что душе угодно, на любой вкус. Можно вставить в Британскую войну любой подобный самолёт, и это не будет такой уж большой натяжкой.
Наконец, посмотрим, что у нас там по странам. Сразу напоминаю общий принцип Ace Combat‘а — все летают на всех, всё остальное уже частности.
1. Нейтралы
Вышеупомянутые японцы и прочие шведы, как явные «миноры», летают за всех. (Я думаю, Шекспир не имел бы возражений против участия японцев в европейских разборках — если бы он знал, кто такие японцы.)
[Когда я увидел, что в War Thunder японскую ветку довели до T-2, я аж заколбасился. Сама собой нарисовалась «японская ветка» для Британской войны:
«Зеро» неизбежен, как японский патриотизм, тем более, как уже упоминалось, «Зеро» для Ace Combat’а всё равно делали. Затем идёт J7W Shinden, причём, наверное, сразу в реактивном варианте Shinden-Kai (видео с нагибанием из WoWp). Shinden-Kai был во втором наборе дополнительных сценариев для игры Air Combat 2 (1992), не нами заведено, не нам менять. Затем будет какой-нибудь F-104J, японцам хватит наглости. Это тот же «немецкий» F-104G, только чистый перехватчик и японский. А на самом верху — T-2, как учебно-боевой самолёт и прототип F-1, который, в свою очередь, создавался для замены японских F-104, и служил устаревшим мусором в Ace Combat Zero. Это был настолько древний самолёт, что для него в игре существовала окраска в цветах синсэнгуми!
Без натяжек на глобус и бумажных проектов, честная шведская ветка: Saab 29 Tunnan (воевал в Конго) — Saab 35 Draken (первый истребитель игрока в Ace Combat Zero) — Saab 37 Viggen (в качестве «топа», как полноценный истребитель третьего поколения). При необходимости её можно снизу достроить американским P-51 Mustang (состояли на вооружении шведских королевских ВВС до 50-х) и либо каким-нибудь английским «Вампиром«, напр., Vampire FB.50 (где они только не стояли на вооружении), либо автохтонным Saab J-21R. Вот видео с полётом шведского «Вампира», в данном случае, учебного D.H.115.]
С другой стороны, СССР и США. Это «мажоры», великие державы с жирным и обильным авиапромом на любой вкус и на любую нишу. Их, в принципе, слишком много, поэтому ими укрепляют всех остальных, размазывая их по фракциям и веткам. И ещё остаётся, с запасом, особенно у американцев.
2. СССР
Что касается СССР, то последовательность МиГ-15 — МиГ-17 — МиГ-19 — МиГ-21 неизбежна, как победа мирового коммунизма. (МиГ-23 и МиГ-25 для подобной игры слегка чрезмерны, наверное.) Вокруг МиГов уже можно навертеть продукцию других КБ, играбельную или просто «сбивабельную»; перехватчики, бомбардировщики и т.д. Те же Су-15 и Су-17 — классика. Мне, например, очень нравится Ил-102, я хотел бы поиграть в Ace Combat, где будет такая машина. Но она совсем из восьмидесятых. С другой стороны, Ил-102 — это глубокая проработка Ил-42, который делался на базе Ил-40, и вот это уже вполне укладывается в 60-е.
3. США
Боевые самолёты США периода 50-60-х просто не влезут в игру в мало-мальски полном объёме. Взять самый первый американский реактивный истребитель, P-80 Shooting Star. Он нужен в игре? В Латинской Америке P-80 служили до семидесятых. На базе P-80 был создан двухместный T-33, и вот он в качестве учебного самолёта и лёгкого противопартизанского штурмовика успел отметиться везде, от Кубы до Африки, и дожить до 21 века. Потом, перехватчик F-94 Starfire, то же семейство, создан на базе T-33, важная страница американской авиационной истории, первый американский реактивный всепогодный перехватчик. (Во вселенной Ace Combat’а, где летает всё, на базе Т-33 ещё и Skyfox сделают, но это будет уже сильно позже, после Британской войны.)
А названия-то какие! F-84 Thunderjet (WoWp). F-86 Sabre (WoWp), легендарный самолёт. F-89 Scorpion. F-84F Thunderstreak (WoWp). F-100 Super Sabre. F-101 Voodoo. F-102 Delta Dagger. Многократно уже упомянутый F-104 Starfighter. F-105 Thunderchief. F-106 Delta Dart. Наконец, F-4 Phantom II. При желании, можно и F-111 Aardvark заиграть, разве он не оттуда, не из шестидесятых?
И это только перехватчики, истребители и истребители-бомбардировщики американских ВВС, и то не все, и без экспериментальных машин и прототипов, типа F-107 «Ultra Sabre». (Кстати, A-12 из шестидесятых, как и XB-70 Valkyrie — «Валькирию» во вселенной Ace Combat приняли на вооружение, и она там вполне летает, в играх.)
Потом, флотские машины. F2H Banshee (WoWp). F3D Skyknight. F7U Cutlass (WoWp). F3H Demon. F4D Skyray. F5D Skylancer. А такие самолёты, как A-4 Skyhawk, A-6 Intruder, F-8 Crusaider и A-7 Corsair II вообще совершенно спокойно пережили свою эпоху и естественным образом попали в следующую, а то и в следующую после неё.
(Можно ведь ещё вспомнить специализированные американские противопартизанские машины Вьетнамской войны, типа OV-10 Bronco или A-37.)
Есть F-5, который умилителен и традиционен для серии Ace Combat в качестве базового самолёта. Есть F6D Missileer, который не летал, но нравится мне концептуально, в механике Ace Combat’а это мог бы быть очень забавный самолёт. В свою игру я бы обязательно добавил XF8U-3 Crusader III, мне нравится его история (англ, рус.). «Последний ганфайтер» (с четырьмя 20-мм пушками в носу), соперник «Фантома», превосходивший его по скоростным и манёвренным характеристикам, но проигравший и не принятый на вооружение, так как двухместный F-4 с самого начала был рассчитан на ракетный бой на предельной дистанции. Оставшиеся «Крусейдеры» были переданы НАСА для испытаний. Пилоты-испытатели НАСА на «Крусейдерах» регулярно догоняли флотские «Фантомы» с соседней базы, заходили им в хвост и обозначали условное поражение, шутки ради. Дескать, «вы никогда не были лучшими». Пилотам «Фантомов» оставалось только жаловаться начальству, с просьбой прекратить издевательства.
Американцы — это практически неисчерпаемый резерв для DLC. Можно сделать жирнющее DLC про одних только груммановских «кошечек», предтеч «Томкэта» F-14: F6F Hellcat — F8F Bearcat (при желании) — F9F Panther и F9F/F-9 Cougar — XF10F Jaguar — F-11 Tiger — F11F-1F Super Tiger — G-118/XF12F/Lion (гипотетически). Это больше, чем произвела авиационная промышленность многих стран.
В контексте не существовавшего Lion’а и не получившего развития Crusader’а III, я хотел сказать следующее. В логике Ace Combat вслед за «топом» должен идти секретный супер-«топ», совершенно выдуманный. Но в такой игре слишком просто переплюнуть верхние строчки таблицы — достаточно взять самолёт из следующей эпохи, следующего поколения. F-14 Tomcat из семидесятых безбожно рулил бы в игре про 60-е, и поэтому его там не должно быть, иначе выходит бессмыслица. Поэтому я бы сделал упор на нереализованные концепции и на отвергнутые варианты глубокой модернизации, на попытки собрать истребитель следующего поколения на основе существующих машин.
Для F-104 это не итальянские F-104S, «Супер Старфайтеры» (это было бы слишком просто), а проекты глубокой модернизации СL-1200 Lancer/X-27, в той или иной версии, их было несколько.
(Возможно, уже с прямоугольными воздухозаборниками.)
[«Лэнсер» вполне подходит для того, чтобы увенчать, например, японскую ветку, вместо T-2 или вместе с ним; по той же логике, по которой в AC7 высшим развитием японских истребителей является YF-23, и даже с большим на то основанием — японцы ведь могли купить «Лэнсер».]
Для МиГ-21 это будет Е-8, кто же ещё. «Фактически для своего времени — начала 60-х годов — самолет Е-8 мог стать истребителем маневренного воздушного боя, какими сейчас являются наши МиГ-29 и Су-27 и американский F-16«; т.е. это была попытка создать самолёт четвёртого поколения на базе МиГ-21.
Для F-4 это будет YF-4E Precision Aircraft Control Technology, экспериментальная машина, на которой отрабатывалась компьютеризированная система управления (fly-by-wire, один из признаков четвёртого поколения) и управляемое переднее горизонтальное оперение. Можно считать это попыткой превратить «Фантом» в манёвренный истребитель.
Переходим к основным фракциям.
4. Королевство Франция
С французами, в принципе, всё просто. Хотя интересно, какая у них эмблема. Золотая лилия?
Ouragan — очередной «бочонок», типичный представитель первого поколения реактивных истребителей. Участвовал в Суэцком кризисе и в Шестидневной войне, летали за Индию, доживал свой век в Сальвадоре (до восьмидесятых). «Мистраль» — французский «Вампир». Vautour II в 1961 чуть не записал на свой счёт Брежнева (*), воевал за Израиль. Br.1100 и Br.1001 Taon — истребители, не были приняты на вооружении, но могли быть. Barouder — просто забавный самолёт. Grognard — сногшибательная эстетика. Fouga Magister — учебно-боевой самолёт, лёгкий штурмовик, воевал в Шестидневной войне. «Fougas reportedly destroyed over 50 tanks and over 70 other armoured vehicles, helping in holding back Jordanian armour which had been advancing towards Jerusalem. А так — Европа, Азия, Латинская Америка, Африка, всё, как обычно.»Potez 75 — лёгкий противотанковый штурмовик-ракетоносец. Экспериментальные перехватчики: Griffon, Durandal и Trident II.
Mystère II, Mystère IV и Super Mystère, этим тоже довелось повоевать в разных интересных местах. Étendard IV, как развитие семейства Mystère.
А дальше одни «Миражи», «Миражи», «Миражи». Mirage III, Mirage IV, Mirage 5 (по датам впритык, но возможно), Mirage F1 (аналогично), Mirage F2.
Супер-«топ» — Mirage G, AFVG или просто «Ягуар«, хотя последний слегка нарушает заявленные мной же правила, и вообще выглядит порождением другой эпохи, так как он и жил в другую эпоху. Но полетел-то «Ягуар» ещё в шестидесятые! Будет уместно, если Корделия выберет для себя англо-французский самолёт.
5. Бритаиня, Олбания и Корнуол
Что касается Британии, то в реальности и «лиреальности» основные британские самолёты шестидесятых выглядят так: новый English Electric Lightning F.6, бывалый Hawker Hunter (WoWp) и неизбежный Gloster Javelin (WoWp), он же «летающий утюг». И примкнувший к ним Blackburn Buccaneer. Снизу всё это подпирают модели предыдущих лет, начиная со старичков: Gloster Meteor(первый реактивный истребитель союзников, на вооружении Аргентинских ВВС до 1970 года, успел поучаствовать в мятежах и подавлении мятежей, с обеих сторон) и Hawker Sea Hawk (WoWp).
«Внесли свою лепту «Метеоры» и в Суэцкий кризис 1956 г. И там тоже они воевали с обеих сторон. Египет получил первые два F.4 в октябре 1949 г. Затем к ним добавились еще пять F.4 и шесть Т.7, затем 15 F.8 (последние восемь из них — в 1955 г.). В октябре-ноябре 1956 г. они участвовали в боях с израильскими самолетами на Синае, а также применялись против англофранцузских сил под Суэцем. Несколько машин были уничтожены на земле, а две сбиты в воздушных боях.
Израиль закупил партию из 11 F.8 и четырех Т.7 в августе 1954 г. Перед поставкой истребители модернизировали, оснастив катапультируемыми креслами М2Е и подвеской американских НУР HVAR. Самолеты служили в системе ПВО, но к осени 1956 г. основную роль там уже играли французские «Мистэры». На долю «Метеоров» пришлось лишь несколько боев со столь же устаревшими противниками. Им удалось сбить над Синаем три египетских «Вампира». От встреч с МиГ-15 «ветераны» решительно уклонялись».
Естественно, я не забыл про двухбалочных монстров De Havilland, начиная с уже многократно упомянутого Vampire (WoWp) — Venom/Sea Venom — Sea Vixen (оцените конструкцию кабины).
Supermarine: Attacker (WoWp — «как и все истребители первого поколения, прослужил недолго… стоял на вооружении Пакистанских ВВС до 1964»), Swift (WoWp) и Scimitar.
Плюс всякие там ударные самолёты, специализированные сверхзвуковые перехватчики, бумажные и полубумажные машины, типа Fairey Delta III или Supermarine Type 553 (*). Читайте книги серии «British Secret Projects». Упомяну ещё только Vickers-Armstrongs Type 559 (пластиковая модель), который радует своей бескомпромиссной эстетикой поставленного на ребро кирпича и ракетами на крыше.
Да, Канада тоже в Британии. Это CF-100 Canuck и CF-105 Arrow (Королевские ВВС всерьёз собирались закупать «Эрроу», но не сложилось).
Дальше всё это должно было развиваться в сторону последовательности Hawker P.1103 — P.1121, из чего так или иначе должен был вырасти «Английский истребитель 1970-х», в пару к бомбардировщику BAC TSR.2. Но, опять же, не срослось. В Ace Combat’е оно летать будет, но недолго.
Очевидные вещи: глостерцы (военно-воздушные силы графства Глостер) летают на «Глостерах», это их домашняя компания. При желании из одних «Глостеров» можно раздуть целую ветку, от «Метеоров» до «Джавелинов», через разные промежуточные версии и бумашные проекты. «Ракеты«, «Асы«, однодвигательные истребители CXP-1001 для китайских националистов, штурмовики Ground Attack Fighter/Meteor F.8 Reaper. За «Джавелином» ещё шёл проект «тонкокрылого» сверхзвукового перехватчика Thin-Wing Javelin. («The «thin-wing Javelin» would have been capable of about Mach 1.6, with a higher ceiling than contemporary US designs. Initial work started with fitting a thinner-section wing to a Javelin fuselage but as the project developed the changes became so great that it would effectively have been a different aircraft albeit having an outward resemblance to the Javelin.«).
На МиГах, ясное дело, летают олбанцы. Потому что Олбания = Албания, а албанские ВВС в реальной истории активно эксплуатировали МиГи. Когда Албания испортила отношения с СССР, она заменила советские истребители на китайские копии тех же самых машин, и продолжила на них летать. Плюс, корнуольцы изначально будут восприниматься, как протагонисты, а протагонисты летают на американской технике. МиГи против очередных эФ’ов — это культовое противостояние будет происходить на границе между герцогствами, в воздушном пространстве над спорными территориями. Совершенно логично и ожидаемо, что северяне-олбанцы в плане техники будут похожи на советских клиентов, а южане-корнуольцы — на американских.
С точки зрения индо-пакистанского противостояния, корнуольцы — это пакистанцы с их «Сэйбрами» и F-104. Олбанцы — скорее индусы, поэтому у них, помимо всего прочего, будет летать юркий Folland Gnat, заслуживший на индо-пакастанских войнах почётное прозвище Sabre Slayer. На индийской стороне воевали «Хантеры», МиГ-21 (с 1964 г.) и Су-7 (с 1968 г.), так что всё сходится.
По той же логике, Королевство Франция, помимо Франции, больше всего похоже на Израиль, потому что Израиль активно закупал и использовал французские самолёты. А объединённые британские силы, пытающиеся сбросить французов в море — это арабы (раз уж в коалиции Севера и Юга лидерство захватит Олбания с её советской техникой).
Свита Лира, «Сотня Рыцарей», в основном летает на надёжных и проверенных «Хантерах» (видео), потому что они охотники и они охотятся. Шут летает на Hunting Percival Jet Provost/BAC Strikemaster, потому что это смешной самолётик (+ соответствующая окраска).
6. Герцогство Бургундия
«Тактика бургундцев всегда сочетала лучшие черты современного военного искусства англичан и французов«. Сборная Европы, в смысле, евро-трэша — в основном сгруппированная вокруг ФРГ и Италии, с примкнувшей Испанией, Швейцарией и Нидерландами, и с остатками недобитой немчуры из Люфтваффе-46. С каким-нибудь Do-335 (WoWp — вполне мог какое-то время существовать в качестве послевоенного самолёта). Или, например, Me-262, причём уже в бумажно-выдуманной модификации HG III (WoWp + видео с нагибанием.) Как я говорил — если какая-нибудь предыдущая игра, Ace Combat про Люфтваффе-46, оказалась удачной, то самые харизматичные самолёты оттуда всё равно попадут на Британскую войну, это неизбежно. [Выглядеть тот Ace Combat мог, например, так — извините за графику, сами понимаете, сороковые.]
Бургундия — это рыхлая конфедерация различных земель, каждая из которых сильно уступает централизованной Франции. Представьте себе мир, в котором Карл Смелый выиграл Бургундские войны и Швейцарский союз попал в зависимость от Бургундии, вместе с Северной Италией. Я не знаю, какие эмблемы у Олбании, Корнуола и Британии в целом, но насчёт Бургундии я уверен — это «бургундский крест«, андреевский крест с насечками. В нашем мире он стал одним из символов Испании, после того, как бургундские Валуа вымерли, а Габсбурги забрали их земли (1, 2). Потом бургундский крест становился символом всяких ультраправых монархических организаций, испанским националистам он достался уже в виде чёрного косого креста на белом фоне, и с тех самых пор продолжает оставаться одним из опознавательных знаков испанских ВВС (1, 2, 3). А тут Бургундцы съели Габсбургов, представьте себе такую невероятную картину. И символика бургундских ВВС — косой крест с насечками (но в других цветах).
Понятно, что Испания в плане послевоенной авиации многого не даст. Ну те же Bf-109 в испанском исполнении, HA-1109/1112 Buchon. Ну HA-200 Saeta/Super Saeta, очередной бессмысленный учебно-боевой лёгкий штурмовик, которых у нас и так уже завались. Хотя, конечно, можно было бы изобразить две смешные ветки, изображающие военную и послевоенную работу лидеров германской авиационной промышленности.
Вилли Мессершмитт: Bf-109 — Me-262 — HA-200 Saeta — HA-300.
Курт Танк: Fw-190 (WoWp) — Ta.183 (WoWp) — I.Ae. 33 Pulqui II — HF-24 Marut.
С Испанией всё понятно. Италия может дать очередного примитивного уродца — Ariete, который для 58 года, выглядит, конечно, слегка архаично. Очередной лёгкий штурмовик MB-326, интересный, наверное, только своими африканскими приключениями. И, наконец, настоящие самолёты: G.91 и G.91Y, которые служили до девяностых. (Понятно, что при желании, Италии можно выдать итальянский F-104S, который здесь уже упоминался, как надстройку над немецким F-104G.)
Швейцария — швейцарские наёмники, действующие в интересах бургундской короны. Понятно, что летать они могут на тех же «Хантерах», швейцарские ВВС отказались от этих машин только в 90-е. Но у Швейцарии были и свои собственные авиационные проекты. Во-первых, P-16. Я сначала сомневался, нужен ли нам такой самолёт. Но ведь на его основе сделали Learjet-23, а Learjet нам необходим — глупо было бы, если бы Лир не летал на «Лирджете». Во-вторых, это N-20 Aiquillon, «Жало», легендарный четырёхмоторный реактивный истребитель швейцарских наёмников. Так как Кент изображает наёмника Кая, он тоже должен летать на таком. В третьих, N-20.02 Arbalète, младший брат Auquillon’а. В реальном мире это был экспериментальный самолёт, на которой в уменьшенном масштабе отрабатывали общую аэродинамическую схему. В мире Ace Combat’а «Арбалет» достроят, как полноценный лёгкий истребитель. (Полёт радиоуправляемой модельки; модель не очень точная, «Арбалет» тоже был четырёхмоторным, с гондолами сверху и снизу крыла.) Короче, просто потому, что бургундские арбалетчики, или швейцарские наёмники-арбалетчики — это круто. В ретроигре могут занять нишу дронов из AC7 — что-то мелкое, хрупкое, очень манёвренное, неожиданное и неприятное. А представляете, если их ещё и с бомбардировщика сбрасывать, в качестве паразитных истребителей? Бургундские конные арбалетчики — перемещаются верхом, сражаются своим ходом.
Голландия будет представлена секретным бургундским супер-«топом» — Fokker-Republic D.24 Alliance. (Как в старом и глупом американском анекдоте: «»Фоккер» — это ведь такой самолёт?» — «Да, мэм. Но эти фокеры летали на «мессерах»».)
С ФРГ всё весело, потому что Люфтваффе в описываемый период сходило с ума от концепции атомного поля боя; считалось, что самолёты без возможности вертикального взлёта и посадки не нужны, они просто не выживут. Так что полезного там мало. Чисто для антуража — Do 31, транспортный СВВП от компании Дорнье. Все уважающие себя бургундские наёмники возят барахло только такими самолётами.
Потом, дозвуковой истребитель-бомбардировщик VAK 191B и сверхзвуковой перехватчик VJ 101, оба, естественно, СВВП. Может, из них и можно вытянуть что-то для игры. На бумаге в то время были и более страшные вещи, типа такого:
(Совместный американо-германский проект истребителя с изменяемой стреловидностью крыла и укороченными/вертикальными взлётом и посадкой.)
Бургундские наёмники настолько прутся от вертикального взлёта и посадки, что вместо вертолётов огневой поддержки они используют Convair mod.49 Advanced Aerial Fire Support System (пластиковая модель). Которых сверху уже прикрывают реактивные «Фокке-Вульфы» Fw 860 на гусеничных шасси.
Я как этот «клюв» увидел, так сразу всё и осознал. Эти поворачивающиеся кабины — они как рыцарские шлемы. В случае «Фокке-Вульфа», это вообще какой-то хундсгугель получается. И это те самые вороны, которые сторожат укрепрайон «Тауэр» на последнем уровне игры.
Вот такая мне явилась история. Про выдуманную японскую игру по мотивам шекспировской трагедии, в которой корнуольский индийский истребитель конструкции Курта Танка может сбить олбанский египетский истребитель конструкции Вилли Мессердшмитта во время британской гражданской войны. (А кого бы вы хотели сбить в такой игре? — безыдейный вопрос, который всё равно напрашивается.) Боюсь, я опять сказал слишком много, но я давно не говорил в этом формате.