Советская сценарно-приключенческая игра «Башни и баррикады»
Общая идея сеттинга — волшебная страна, соединённая особыми переходами с другими волшебными странами (и, возможно, с нашим миром). Этими переходами могут быть обычные на первый взгляд моря-пустыни, но возможны и более экзотические варианты (пещеры, врата). Совокупность волшебных стран, таким образом, составляет цепочку или сеть миров, Волшебный Край, как таковой. Точные размеры Волшебного Края неизвестны, потенциально он безразмерен (хотя и не безграничен, потому что помимо него существует Что-то Ещё).
1. Разумная жизнь в Волшебном Крае представлена тремя типами существ. Это не расы, потому что люди уже состоят из различных рас, и все эти расы равны и равноправны.
Люди — самая распространённая, и, как правило, доминирующая форма разумной жизни в Волшебном Крае. С людьми всё просто. Изначально предполагалось, что все играбельные персонажи будут людьми (более того, провалившимися в этот мир землянами второй половины 20 века), но это быстро исчезло из последующих редакций. Тем не менее, «попаданец» продолжает оставаться одним из возможных архетипов персонажа, в качестве палочки-выручалочки для тех представителей советской молодёжи, у которых с фантазией совсем плохо.
Второй тип разумных существ — конструкты.
Волшебный Край наделяет неживую материю особыми свойствами. Вещи, выполняющие человеческие функции, со временем становятся более антропоморфными. А всё антропоморфное рано или поздно обретает способность к автономному существованию, к чему прилагается разум, речь и полноценное самосознание. Это магия. Подобное может произойти с деревянной куклой, соломенным пугалом или огромным человекоподобным боевым роботом (как в «Жёлтом тумане»).
При этом, возможны пограничные случаи, как тот же Железный Дровосек. Формально, он человек, или, по крайней мере, он родился человеком. Но так как у него больше не осталось частей его изначально тела, то де факто он превратился в конструкт.
Третий тип разумных существ — разумные говорящие звери, или зверики. Они, в свою очередь, делятся на три категории.
Первая категория — это животные, которые обладают разумом и умеют говорить, но в остальном практически ничем не отличаются от своих неразумных собратьев и занимают ту же экологическую нишу.
Вторая категория — это антропоморфные зверики с более-менее человеческими пропорциями, которые ходят на задних лапах и обладают полноценными руками, пусть и с когтями на пальцах. Говоря современным языком, это фурри. Как правило, они стараются интегрироваться в человеческое общество, носят человеческую одежду или хотя бы отдельные её элементы.
Третья категория — это полностью очеловечившиеся зверики, которые почти неотличимы от настоящих людей. И только отдельные черты (например, уши, глаза и т.д., у всех по-разному) выдают их изначальную природу. В «Королевстве кривых зеркал» вся феодальная элита представлена очеловечившимися звериками, типа того же Нушрока (коршуна).
Лиса Алиса и Кот Базилио в книге относятся ко второй категории, а в фильме 1975 года, по понятным причинам, к третьей.
Отношения трёх категорий зверикой между собой, а также их связь с дикими, неразумными аналогами — крайне сложный и запутанный вопрос.
2. Уровень технологического развития в Волшебном Крае весьма неоднороден — как в целом, так и внутри каждой страны. Как правило, это ремесленное и мануфактурное производство, в отдельных случаях — раннеиндустриальное. Паровая машина известна. Электричество — скорее всего, неизвестно или мало распространенно. При этом, работа электроприборов (для освещения, связи, других задач) в значительной степени эмулируется волшебством или алхимией. Возможно создание невероятно сложных механических устройств из пружин, рычагов и шестерёнок, которые работают за счёт магии (и, в конечном счёте, обретают самосознание, см. конструкты).
В военном деле всё ещё широко используется холодное оружие. Наравне с ним существует примитивная артиллерия. Стрелковое оружие известно, но сравнительно малоэффективно.
Пулемёты невозможны — возможно, запрещены фундаментальными законами мира, «как несоответствующие стилистике».
Иными словами, это военное дело 15-16 вв., в сочетании с технологиями 19 века и социальными отношениями 20-го. Но конкретная ситуация сильно варьируется от одной волшебной страны к другой.
Естественно, в Волшебном Крае присутствует волшебство, в том числе, персонифицированное в различных волшебниках и колдунах. При этом, магия остаётся уделом более примитивных и технологически отсталых сообществ. Каждый раз, когда магия сталкивается с наукой и рациональным подходом, магия проигрывает и отступает.
Благодаря магии существуют не только колдуны, но редкие реликтовые монстры. Иногда это одно и то же — например, Арахна в «Жёлтом тумане» является и великаншей, и волшебницей.