Советское аниме: «Железный Партизан» и «Интершкола»
Ещё я как всегда читал про архитектуру, которую я платонически люблю, про советскую утопическую архитектуру, все эти гипотезы насчёт архитектуры коммунистического общества, и их рефлексию в обществе вообще и профессиональном сообществе в частности. Ведь если (рассуждая с позиции шестидесятых-семидесятых) к 1980 году у нас запланирован коммунизм, то дома и общественные здания для него нужно начинать строить уже сейчас, потому что на реализацию таких масштабных проектов уйдут годы, так ведь? На этой мысли архитекторы ломались. Викистатья про Интердом с этим как-то срезонировала:
«Первоначальный архитектурный комплекс был спроектирован Николаем Ивановичем Порхуновым. Здание было построено в стиле конструктивизма и с высоты птичьего полёта напоминало серп и молот… В 1991 году Интердом принял свой современный облик. Закончилось строительство и реконструкция комплекса зданий этого учреждения. Сегодня это самый большой в России детский дом с благоустроенной территорией, комфортабельным жилым комплексом, светлой и оборудованной школой, спортивными залами, крытым плавательным бассейном и великолепным концертным залом».
Теперь, наконец, переходим к сну. Содержание, как я смог его потом восстановить, было примерно таким:
Ивановская Интершкола (во сне она называлась именно так, не Интердом) была пробным шаром. После неё были созданы ещё две, основные. Одна из них — наша школа-протагонист. Которая одновременно представляет собой летающую базу, способную перемещаться по стране, и, какой-то своей частью, трансформирующегося супер-робота. Архитектура как метатехнология на стыке урбанистики и робототехники. Интершкола, как самая лучшая и фантастическая школа на свете, школа-интернат для детей со всего света, с самыми передовыми педагогическими практиками, в том числе, с теми «подвигами Геркулеса», о которых мечтал Ефремов в «Туманности Андромеды». Но с участием супер-робота!
Общая эстетика, как я её представляю — что-то в духе японской франшизы Eldran, только в контексте советского застоя.
(Кто хочет затянутся концентрированной японской пылью, может посмотреть ролик, это что-то вроде трейлера-пилота к несостоявшемуся кроссоверу всего Эльдрана.)
Слава, которому я рассказывал об этом сне, предложил заиграть идею, упомянутую в предыдущей истории — о том, что будущий Железный Партизан строился вместо линкора «Советский Союз». Что, значит, в этом мире гигантские роботы вообще частично заменили крупные корабли — и главное роботомесилово случилось на Тихом Океане, где Японская империя сражалась с США, и США победили. В послевоенном мире Америка является лидером по числу ударных ОЧБРов. А в СССР, на контрасте, объявили роботов орудием империалистической агрессии, по аналогии с авианосцами. Послевоенные сталинские проекты порезали при Хрущёве, потому что «нам не нужен Огромный Человекопободный Боевой Робот, когда у нас есть баллистические ракеты и термоядерные боеголовки». Именно поэтому новое поколение творений советской супернауки строилось таким вот партизанским образом, в виде трансформеров, «это не ОЧБРы, это транспортные средства при мобильной школе».
[Слава даже предложил заиграть тему противолодочных крейсеров-вертолётоносцев проекта 1123, которые назывались «Москва» и «Ленинград», и назвать две интершколы «московской» и «ленинградской». Потому что сюжет в советском стиле. Я в этом уже меньше уверен: да, во сне они как-то назывались, и назывались именно по географическим пунктам, по аналогии с Ивановским Интердомом. Но как именно — я, проснувшись, сразу забыл. Вряд ли в честь самых крупных городов СССР.]
Сюжет мультсериала — ребята из Интершколы путешествуют, совершают подвиги, растут над собой, получают важные нравственные уроки. Естественно, тут будет больший упор на мирный труд, помощь народному хозяйству, борьбу с чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями, в духе классических британских Thunderbirds. Но, конечно, найдётся место и для каких-нибудь там международных гангстеров и поджигателей войны, и всего того, с чем у меня ассоциируется трилогия Велтистова об «Электронике». До сих пор помню этих адских браконьеров из книги «Рэсси — неуловимый друг». Готовые враги для очередной серии:
Но вся соль сна была в том, что та, другая интершкола, с теми же возможностями и технологиями — это были антагонисты. Не открытые враги, но противники. Это была неправильная школа. Где руководство захватили тайные маоисты, или типа того. Которые учили детей неправильным вещам и лепили из них будущих циничных карьеристов, мастеров аппаратных игр. Эдаких Борисов Рудницких из «Доживём до понедельника» (видео) и Самохваловых из «Служебного романа». Но при этом руководство второй школы было на хорошем счету у высокого начальства, и всякие там рассевшиеся по кабинетам бюрократы их активно поддерживали, интуитивно ощущая классовую близость.
Вот есть Хогвартс, где есть факультет зла, а в этой советской фантазии зло — это другая школа. И мы с «ними» как бы делаем одно общее дело, но они всё равно козлы. Но маскирующиеся. И вокруг брежневский СССР. И где-то там стоит остов Железного Партизана, проржавевшая военная реликвия, часть мемориала Победы. [Феликс предложил, что герои, в качестве одного из подвигов, могут починить Железного Партизана до рабочего состояния и заново его запустить, потому что это будет правильно.]