Десять негритят и универсальное пособие для истолкования любых сюжетов

(автор: gest)
(2011 год)

nik_aragua как-то выкладывал универсальное пособие для истолкования любых сюжетов.… (+ подробная версия первого варианта).

На примере «Десяти негритят»:

1. Это глюки главного героя.
2. Они все умерли ещё до начала действия, это их посмертие.
3. Всех убил сам остров.
4. Персонажи от страха поубивали сами себя.

arishai сказала, что «есть ещё такой жжузер gest, так он отображает друг на друга любые множества, если мощность одного кратна мощности другого«(с), а она этим от меня заразилась, и что перечисленные nik_aragua варианты наверняка можно свести к одной из четвёрок.

Тут я задумался…

Хм. Интересная тема.

Сначала нужно определить критерии. «Раскрытие сути» должно выходить за рамки изначального жанра, в данном случае, детектива. Если мы толкуем детектив в духе «они решили, что Петя убил Васю, а на самом деле Васю убил Коля… Миша и Дима не являются невинными жертвами, они с самого начала участвовали в разводке, целью которой был Стёпа», мы просто создаём ещё один детектив.

Потом, главный вопрос. Все ли варианты в равной степени сюжетны? У меня вызывает сомнение второй вариант, «негритят действительно десять, и они убивают друг друга, потому что боятся возмездия», поэтому я и поставил его последним. Безумие, Приключения после смерти, Внешнее Зло — это всё мощные сюжеты. Внешнее Зло уже сорок лет кормит Стивена Кинга («их всех убил остров/отель/город/демон… как метафора, естественно»). Посмертная судьба души связана с тайной смерти, а эта тема неизменно актуальна, как чёрный цвет. Истории про раздвоение-расщепление личности настолько распространены в американской массовой культуре, что читатели журнала nik_aragua решили, что он имеет в виду конкретный фильм.

[Нет, серьёзно, об этом уже был снят фильм. С прямым указанием на роман Агаты Кристи. Он называется «Идентификация» (2003), я его даже посмотрел.]

Последний же сюжет больше подходит для комедии, вроде «Убойных каникул».

Ну ладно.

Я решил изложить сюжетную основу «Десяти негритят» в качестве простой схемы, от которой уже можно плясать. Чтобы постараться нащупать какую-нибудь систему и логику в вышеупомянутом делении.

Группа людей оказывается на острове… Это, пожалуй, два пункта — ограниченное число действующих лиц и замкнутое пространство. Они являются родовым признаком детективов Агаты Кристи — неважно, идёт ли речь об острове, или особняке, подходы к которому занесены снегом, или о железнодорожном вагоне.

Сразу надо сказать, что эти пункты для нас рабочие: безумие оспаривает список действующих лиц, посмертие — место действия (а на самом деле они все уже умерли и находятся на том свете).

Значит, для симметрии, нам нужно ещё два пункта, и при этом они должны отображать особенность сюжета «Десяти негритят». Допустим, убийца всех убивает — это точно отличает данное произведение от других детективов, в которых убивают кого-то. Ну и причины произошедшего внутренние и заключены в персонажах, все действия были совершены ими самими, что как раз является необходимым признаком классического английского детектива, но вызывает шок в сочетании с предыдущим пунктом. Получается, что убийца убил всех, включая самого себя.

(Для сравнения, «Убийство в восточном экспрессе»: группа действующих лиц, замкнутое пространство, одного убивают, в убийстве участвовали все остальные.)

Пожалуй, с этим можно работать. Древнее зло, проклятое место, их всех убивал остров — всё это исключает внутреннюю причину. Убийца не был одним из них. Тогда, действительно, стоит предложить к этому варианту зеркальный — причина внутренняя, но никакого убийцы не было, никто их не убивал. Это близко к тому, что предложил nik_aragua, но без упора на безумие-галлюцинации или материализацию страхов.

/*размышляя вслух*/ Если считать важным критерием пункт «а на самом деле, убийца не был одним из них», то помимо демонов-призраков сюда попадут всемогущие маньяки (вдруг кто-нибудь заранее спрятался на острове?), тайные операции спецслужб (это всё провокация Дневного Дозора!) и… пришельцы? Маньяки, спецслужбы и пришельцы — вот нечисть наших дней. У кого-то из френдов я видел ссылку на очередное обсуждение смерти группы Дятлова, где автор доказывал, что туристы участвовали в спецоперации КГБ, а ликвидировали их американские диверсанты. Чем этот вариант отличается от нападения злых духов? Тем, что американские диверсанты входят в нашу картину мира, а злые духи — нет?

Если идти от «а на самом деле, они не на острове», привет сериалу «Lost» то тут, помимо классики, предсмертных и посмертных видений, должны быть и современные сюжеты про виртуальную реальность, а так же все промежуточные варианты — общие сновидения, погружение в сознание людей, впавших в кому, и так далее. Мне вот вспоминается «Убик» Филиппа Дика…

Как ни крути, а если куда-то ставить вариант с «не было никакого убийцы, они все сами убились, от страха и нечистой совести», то в Север. Потому что Север — это будущее. Конечно, мы не можем предугадать, какие сюжеты будут актуальны в будущем, но ничто не мешает нам всё это выдумать. Пока этот сюжет встречается редко, в будущем он выйдет на первый план, почему бы нет?

Расщепление личности, «сумасшедший негритёнок» — Запад, очевидно.
Внешнее Зло, «их всех убил остров» — Юг. Всё-таки, в этом варианте чувствуется отголосок глухой архаики. «Отец моего отца рассказывал: семья его брата откочевала к дальнему озеру. Ни слуху ни духу — через месяц пришли их проведать, а там шатры стоят, да кости белеют. Нехорошее место было…»
Оставшийся вариант, «они все уже мертвы», отходит Востоку.

Страницы: 1 2 3

Страницы ( 1 из 3 ): 1 23Следующая »