Мениппея по-арканарски

—————————————-——
Красная татиба. Румата, Институт экспериментальной истории (ИЭИ). Румата «красный», по факту принадлежности к основной последовательности советской фантастики: первобытный коммунизм — эпоха угнетения (рабовладельческий строй/феодализм/ капитализм) — сакральный СССР (социализм в отдельно взятой стране) — планетарный коммунизм — галактический коммунизм — «после коммунизма». Ненавидит традиционное общество.

Синяя татиба. Ещё не осознала себя, но присутствует в тексте в образе книгочеев, в первую очередь, Будаха. (По факту — если бы книгочеи смогли отрефлексировать свои требования к миру, они говорили бы о свободе совести, а это, прежде всего, синяя татиба.) Будах — умнейший человек своего времени, он уже размышляет о природе общества, в котором живёт. «Мир не может меняться вечно, — возразил Будах, — ибо ничто не вечно, даже перемены… Мы не знаем законов совершенства, но совершенство рано или поздно достигается. Взгляните, например, как устроено наше общество. Как радует глаз эта четкая, геометрически правильная система! Внизу крестьяне и ремесленники, над ними дворянство, затем духовенство и, наконец, король. Как все продумано, какая устойчивость, какой гармонический порядок! Чему еще меняться в этом отточенном кристалле, вышедшем из рук небесного ювелира? Нет зданий прочнее пирамидальных, это вам скажет любой знающий архитектор. — Он поучающе поднял палец. — Зерно, высыпаемое из мешка, не ложится ровным слоем, но образует так называемую коническую пирамиду. Каждое зернышко цепляется за другое, стараясь не скатиться вниз. Так же и человечество. Если оно хочет быть неким целым, люди должны цепляться друг за друга, неизбежно образуя пирамиду». Румата решил, что Будах этим оправдывает существующее неравенство, но он просто не понял, о чём идёт речь (Будах намного умнее Руматы, из песни слова не выкинешь). Будучи мыслителем, Будах сначала формулирует природу феодализма, чтобы затем уже приступить к критике этого умопредставимого объекта с разных сторон. Если дать ему поразмышлять о слабостях и проблемах такого социума, он вполне может набросать принципы более разумного устройства общества, тем более, что у него под боком есть пример Соанской республики, ему есть, с чем сравнивать. Книжники ненавидят жестокость и тиранию, потому что она ограничивает свободу мысли.

Чёрная татиба. Вага Колесо, самый бизнесменистый бизнесмен из всех. Этого точно волнуют только цены на рынке и воля Невидимой Руки. Вага и его ребята ненавидели бы коммунистов, если бы знали, кто это такие.

(Дон Кондор, в своей ипостаси представителя торговой республики и вице-президент Конференции двенадцати негоциантов, и прочая, и прочая, мог бы считаться частично «чёрным» («бело-чёрным») персонажем, но он не действует в сюжете в этом качестве, и вообще практически не действует. А как коммунар он всё равно «красный».)

Белая татиба. Барон Пампа, старая аристократия, простой люд, и всё то, что в повести названо серостью. В массе своей ненавидят умников, которые много о себе думают, а также рыжих.

Жёлтая татиба. Арканарские репрессии, шпиономания и культ личности короля Пица Шестого — это уже жёлтая. Но в первую очередь, тут будет Орден и его представители — т.н. чёрные, фашисты. Конечно, вождизм монахам приписать сложно; с другой стороны, мы просто ничего не знаем о руководстве Ордена, а главные принципы «нового государства», реализованные в Области Святого Ордена — «слепая вера в непогрешимость законов, беспрекословное оным повиновение, а также неусыпное наблюдение каждого за всеми» — это «жёлтые» идеалы, даже не орденские, а ордынские. Ненавидят бардак, анархию и всяческое беззаконие.

(Арата — гармоничный «красно-жёлтый» персонаж: харизматичный вождь-полководец и борец за освобождение угнетённых в одном лице. Соответственно, ненавидит частный бизнес, Вагу, попов и баронов.)
—————————————-——

Дальше всё стало настолько элементарно, что хоть не пиши.

Борис Стругацкий всегда говорил, что дона Рэбу изначально звали Рэбия, и символизировал он понятно кого. Значит, сюжетная основа повести — смерть Сталина (сумасшедшего старого короля-параноика), советская легенда о том, что его убил Берия (Рэба) руками своих агентов-врачей, а также последующая борьба за власть в советском руководстве и уничтожение Берии в ходе переворота, и по обвинению в попытке переворота. Таким образом, действие основной части повести кончается в декабре 53-го (смерть Берии). Так как земляне на этой планете уже 22 года, то все эсторско-арканарские события относятся к истории СССР с 1931 по 1953 год.

Тема Арканара под властью короля Пица Шестого — настолько ощутимо сталинская, что даже я об этом как-то писал. Стишки эти: «Велик и славен, словно вечность, Король, чье имя — Благородство!» Борьба с ируканскими шпионами и со всеми прочими шпионами. Разгром «неправильной» науки. «Багир Киссэнский, обвиненный в помешательстве, граничащим с государственным преступлением, был брошен в застенок и лишь с большим трудом вызволен Руматой и переправлен в метрополию. Обсерватория его сгорела, а уцелевшие ученики разбежались кто куда» — это, кстати, намёк на Пулковское дело. «Лейб-знахарь Тата вместе с пятью другими лейб-знахарями оказался вдруг отравителем, злоумышлявшим по наущению герцога Ируканского против особы короля, под пыткой признался во всем и был повешен на королевской площади» — дело кремлёвских врачей-вредителей.

(Усилием воли вырежем кусок о том, что Ирукан является маркером еврейской темы. Лекарей-отравителей обвиняли в работе на Ирукан. Ируканцы славятся своими носами — «носатый ируканец». Наконец, ируканцы «святого Мику варварам продали». Будах — ируканец. Пашка-иуда с детства играл в «носатого ируканского пирата», да и послали его работать в Ирукан, так что он, очевидно, сам со шнобелем. А зовут его Песах. Всё, всё.)

Румата — прогрессивная интеллигенция (коммунары), с которой Стругацкие ассоциировали себя и своего идеального читателя. Мечтает о возвращении к ленинским идеалам. Под «ленинскими идеалами» коммунар понимает что-то такое: «рубить наотмашь, предавать огню, сбрасывать с дворцовых ступеней на копья и вилы ревущей толпы», потому считает себя «наследником людей огня и железа, не щадивших себя и не дававших пощады во имя великой цели». В общем, насиловать насильников и содомировать содомитов. Ленинская тема вводится и через образ Араты: «восставший народ воздаст тебе все почести, как великому освободителю, и ты будешь добр и мудр — единственный добрый и мудрый человек в твоем королевстве… И хорошо еще будет, если ты успеешь умереть своей смертью и не увидишь появления новых графов и баронов из твоих вчерашних верных бойцов. Так уже бывало, мой славный Арата, и на Земле и на твоей планете». Ленин — самый добрый и мудрый человек на свете, но, к сожалению, в соратниках и последователях у него ходила отъявленная сволочь.

Прогрессивная интеллигенция хочет опереться на либеральную интеллигенцию, которой нужна свобода совести, свобода слова и вообще права. Знаменитый эпизод с мечтами Руматы:

«Презирая и боясь знания, они все-таки неизбежно приходят к поощрению его для того, чтобы удержаться. Рано или поздно им приходится разрешать университеты, научные общества, создавать исследовательские центры, обсерватории, лаборатории, создавать кадры людей мысли и знания, людей, им уже неподконтрольных, людей с совершенно иной психологией… Им нужна новая атмосфера — атмосфера всеобщего и всеобъемлющего познания, пронизанная творческим напряжением, им нужны писатели, художники, композиторы, и серые люди, стоящие у власти, вынуждены идти и на эту уступку. Тот, кто упрямится, будет сметен более хитрыми соперниками в борьбе за власть, но тот, кто делает эту уступку, неизбежно и парадоксально, против своей воли роет тем самым себе могилу».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Страницы ( 6 из 8 ): « Предыдущая1 ... 45 6 78Следующая »