Борьба за власть в шахматном городе
(автор: gest)
(2011 год)
…А есть ведь, наверное, миры , соответствующие правилам»Ультимы-Барокко» или «Империй» (1, 2; извиняюсь за не совсем английский язык по ссылке). Представляете, какие там обитают Герои?
(Да, касательно второй ссылки на безумные шахматы, выдуманные каким-то французом. Извиняюсь опять. Я думал, из интернета ничего не пропадает — ну, учитывая наличие сохранённых копий на поисковых сайтах и Web Archive. Я ошибался — вещи, сделанные кривыми французскими руками, всё-таки пропадают. Из того, что я сумел достать: 1, 2, 3, 4, 5, 6.)
И ещё раз:
Или шахматы…? Вам не надоели мои посты о шахматах? Я-то могу ещё об этом говорить и говорить. В конце концов, каждый качественный шахматный вариант является для меня чем-то (кроме шатры; впрочем, как я уже говорил, алтайская шатра является для меня чем-то, что я не понимаю).
«Ультима«, или «Барокко«, — знаменитый шахматный вариант, придуманный Робертом Эбботом. Он породил кучу версий и подражаний, сам автор потом от него отрёкся и назвал неудачной игрой, что скорее всего даже правда, но никого не волнует.
Эббот хотел сделать игру, в которой у каждой фигуры будет свой, уникальный способ расправляться с фигурами противника. На первый взгляд, расстановка фигур напоминает шахматную — восемь пешек, за ними король, которому надо поставить мат, и семь других фигур.
Король взят из шахмат — он ходит как король и выполняет функции короля. Фигуры противника он ест простым шахматным способом, занимая их клетку.
Все пешки ходят как ладьи. Чтобы снять с доски вражескую фигуру, они должны встать так, чтобы эта фигура оказалась зажата между ними и любой другой дружественной фигурой, по вертикали или по горизонтали. (Как в «камешках», «разбойниках» или в тафле.) Это называется «взять под стражу» — по аналогии с полицейскими, проводящими арест, которые окружают преступника с двух сторон и заламывают ему руки.
Да, вражеская фигура может спокойно пройти между двумя пешками или остановиться между ними, это не считается взятием.
Все остальные фигуры ходят, как ферзи.
Ферзь — «Виздроуер», или «Отступающий». Чтобы съесть вражескую фигуру, он должен находиться на соседней с ней клетке, а затем сделать ход в противоположную сторону — от врага. За один ход «Отступающий» может съесть одну фигуру, это понятно.
Два коня — «Липеры», «Прыгуны». Способности «Прыгунов» навеяны шашечными дамками — они берут фигуры, если могут через них перескочить. Если на одной линии находится несколько фигур, между которыми есть пустые клетки, «Прыгун» имеет право съесть их всех, если сможет перепрыгнуть через каждую по отдельности, приземляясь на свободные клетки за ними. Таким образом, если ему сильно повезёт, «Прыгун» может съесть до трёх фигур за раз.
П_0_0_Х_0_0_Х_0 — если «П» — это «Прыгун», «Х» — вражеская фигура, а «0» — свободная клетка, то в этой ситуации «Прыгун» может убить двух врагов.
П_0_X_0_0_0_0_X — а здесь одного.
П_Х_0_Х_0_Х_0_0 — здесь трёх.
«Прыгун» — самая спорная фигура. Некоторые считают его слишком сильным, и заменяют на простую версию, способную перепрыгнуть только одну фигуру за раз. С другой стороны, «Прыгун» мало что может сделать противнику, стоящему на краю доски (если только он сам не движется вдоль края), и беспомощен против фигуры, стоящей в углу.
Первая ладья — «Координатор». После каждого хода «Координатора» нужно проверить пересечение занимаемой им горизонтали с вертикалью короля соответствующего цвета и его вертикали — с королевской горизонталью. Если в точке пересечения этих линий находится какая-либо вражеская фигура, она снимается с доски. Пример из Википедии: белый король стоит на c2, белый «Координатор» пошёл на f6 — значит, уничтожаются вражеские фигуры на клетках c6 и f2. Если они там были, естественно. За ход «Координатор» может снять до двух фигур.
Вторая ладья (перевёрнутая ладья) — «Иммобилайзер», «Парализатор». «Парализатор» замораживает все вражеские фигуры, которые находятся на восьми ближайших к нему клетках. Сам он никого съесть не может. Столкнувшись на доске, «Парализаторы» соперников намертво замораживают друг друга, пока кого-нибудь из них не съедят. (Хотя на этот счёт тоже существуют различные варианты.)
Наконец, оставшиеся две фигуры, два слона — это «Хамелеоны». Каждую фигуру они атакуют её собственным способом. От «Отступающих» отступают, «Прыгунов» перепрыгивают, на «Координаторов» наводятся, «Парализаторов» замораживают (и сами при этом замораживаются, естественно). Чтобы съесть пешку, «Хамелеон» должен сделать ход ладьи и поймать её между собой и ещё одной дружественной фигурой. В идеальной ситуации, «Хамелеон» способен убить шесть фигур одним движением — отойдя от «Отступающего», перепрыгнув по дороге двух «Прыгунов» и остановившись между тремя пешками, за каждой из которых стояла другая фигура его цвета. И надо ещё проверить точки, где пересекаются горизонтали и вертикали от короля и «Хамелеона» — если там стоял вражеский «Координатор», он тоже умер. Итого, семь.
Друг другу «Хамелеоны» неопасны, так как собственных атакующих ходов у них нет.
Что мне это всё напоминает? Я бы сказал, что речь идёт о Городе, о выдуманном городе в одном из тех произведений, где на первый план выходит место действия. По жанру это скорее всего детектив, но сеттинг может быть фэнтезийным, фантастическим, альтернативно-историческим, и каким угодно. Почему город? С одной стороны, фигуры легко по нему передвигаются, для каждой из них доступны все клетки. По типам движения, у нас в игре восемь ладей и семь ферзей — динамика соответствующая. С другой стороны, нанести удар по противнику сложно, все фигуры окружены кучей правил и условностей. Непосредственно «карать» может только король (власть), но он зато ограничен в подвижности. Роберт Эббот позже писал, что он обнаружил в своей игре два главных минуса — неочевидность правил и превосходство обороны над нападением. Последний недостаток, по его мнению, является фатальным. Фанаты заявили, что это не баг, это фича.
Итак, Город — и интриги и разборки в нём. Цель — вражеский король, один из претендентов на власть. Его нужно уничтожить, опозорить или арестовать.
Пешки — это стража. Потому что они «берут под стражу» и способны активно действовать только парами или в союзе с другими фигурами.
«Отступающий» — это соблазнительница или мошенник на доверии. «Отступающий» подбирается к фигурам вплотную, а затем наносит удар, бросая их.
«Координатор» — это, допустим, принципиальный журналист. Он атакует, высвечивая врагов и наводя власть на цель.
«Парализатор» — напоминает мне юриста. Сам он никого не убивает, но крови способен попортить изрядно — «требуем прекратить работу этого предприятия!», «вам запрещено приближаться к моему клиенту!»
«Прыгун» — убийца. Или герой, это с какой стороны посмотреть.
«Хамелеон» — гений, безумец, маньяк-имитатор. Джокер в колоде. В нашем городе их по два с каждой стороны — ну такое вот весёлое у нас место.