Игра для четырёх этик

(автор: gest)
(2009 год)

А вот пост, который я пытался написать много-много раз. Вот его начало, одно из.

Повторим ещё раз, что испытывает плохой игрок в шахматы:

Страх — если допустил ошибку и противник мог ее использовать.
Радость — если противник «зевнул» фигуру.
Досаду — если не заметил хорошего хода.
Скуку, томительное ожидание, пока противник сделает ход и можно будет снова начать думать.

Когда я это увидел, у меня сразу появился соблазн разложить переживания плохого игрока по этическим системам Крылова. Какие «шахматы» нужны этическим системам, исходя из того, что в каждой из них табуируется соответствующая эмоция? Как я тогда сказал arishai:

gest (3:07):
Ну а дальше я шутки ради стал представлять себе «идеальные шахматы» для той или иной этической системы.
Шутки ради — потому что шахматы слишком ограниченная система, чтобы накладывать на неё этику.
gest (3:12):
И это «решение» проблемы я вёл по двум линиям — психологической и объективной.

На самом деле, это относилось к разнице между подходом Крылова и моей трактовкой.

У Крылова «этическая система» стремится создать общество, в котором носители соответствующей этики будут надёжно защищены от нехорошей эмоции (к которой они, на самом деле, имеют предрасположенность). Например, в Восточном обществе ничего не должно меняться, чтобы его члены не испытывали страха перед будущим, а в Северном обществе у людей не должно быть поводов для досады («ненависти» у Крылова) и т.д. Это объективный параметр. Примерно так — «если в отношении человека совершена несправедливость, он не сможет не испытывать ненависти к тем, кто ему её причинил, поэтому Северное общество должно быть построено на справедливости».

В моей трактовке «этическая система», прежде всего, учит сопротивляться неправильной эмоции. Не ограждает от соблазна, но предписывает преодолевать соблазн. Это психологический фактор. То есть, правильный «восточный» человек обязан в критической ситуации продемонстрировать бесстрашие, вплоть до самопожертвования, «южный» не должен поддаваться апатии, даже когда есть повод и т.д.

Но так как шахматы, действительно, система упрощенная, оба подхода можно объединить.

Итак, Юг отрицает «скуку, томительное ожидание, пока противник сделает ход и можно будет снова начать думать«.
Соответственно, можно сформулировать два следующих правила: «Не ждать ответных действий, не давать противнику сделать ход; думать, обращать внимание на любые детали, интересоваться происходящим».

Юг — это логика войны. То есть да, с объективной точки зрения, лучше всего, когда противник вообще не может сделать ответный ход. См. «Южные методы войны». Но мы сейчас, всё-таки, говорим не о войне, а об игре.
Правда, надо заметить, что на Юге игра и не должна быть скучной, это же не Восток с его состязанием мастеров и стратагем. На Юге игра — это коллективное мероприятие, на которое собирается вся деревня, все дружно обсуждают сделанные ходы и советуют участникам. Скуке здесь не место.

Но да, с психологической точки зрения, важно научиться не скучать, даже когда ничего не происходит, уметь постоянно удерживать себя в тонусе. Условный пример из детства — мама посылает в магазин, занятие неинтересное, дорога хожена тысячи раз. Но ты представляешь себя колонизатором на чужой, враждебной планете, когда из куста в любой момент может прыгнуть ксеномонстр, и острожно вымеряешь каждый следующий шаг, и каждый шаг пружинит совершенно особым образом, потому что палец замер на спусковом крючке тяжёлого бластера. В этом мире необходимо всегда готовым к действию.
В ситуации с двумя игроками, нужно внимательно изучать задумавшегося оппонента. В южных терминах — чтобы поймать змею, нужно думать, как змея, чтобы думать, как змея, нужно наблюдать за змеёй, и наловчиться подмечать её малейшие действия.

Итак, шахматы для Юга. Очевидно, что они должны быть быстрыми, и чтобы там не было места для долгих размышлений. Это блиц— и суперблиц-шахматы, а также «кунг-фу шахматы». Это шуточный вариант с одного шахматного сервера, ходы совершаются по правилам, но в режиме «реального времени», то есть с той скоростью, с какой игрок успевает щёлкать мышкой — не надо ждать ход противника! Кстати, в «эфиопских шахматах» (Senterej) именно так происходит стадия развёртывания — до первого взятия игроки делают ходы с той скоростью, с какой им удобно, не обращая внимания на действия второго игрока:

«The most typical characteritic is a mobilization phase called Werera. Players move as they wish as fast or slowly as they like without waiting for their opponent to move. The king can move two squares to the right and the nearer castle can be moved or shifted to the immediately adjacent square. Werera ends until after the first capture. Then, the players move alternately as in the modern western game.»

Дальше там написано, что это правило арабского происхождения:

«The Werera is somewhat similar to the Ta’biyat which were used by Arabs to remedy the slowness of beginnings of the Shatranj game. Also, Murray reported comparable mobilization phase done by a Syrian player («A history of Chess», Oxford, 1913,p359).«

В арабских шахматах не было европейских дальнобойных фигур, поэтому дебют был самой скучной частью игры — игроки просто двигали фигуры по очереди, не имея возможности начать бой. Таким образом, правило, разрешающее не ждать ответный ход задумавшегося противника — это разумный и исторический способ решения проблемы «скуки».

Потом, есть такая мега-игра, как «Чапаев«, вполне достойная носить имя легендарного комдива. (И ещё есть популярная в Индии игра «карром» (1, 2), основанная на аналогичном принципе).

…Итак, идеальная южная игра — это «блиц-кунгфу-Чапаев», или аэро-хоккей с несколькими шайбами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Страницы ( 1 из 6 ): 1 23 ... 6Следующая »