Пао. Анахарсис. Игры для Океании
(автор: gest)
(2010 год)
Пао
Главный вклад китайской цивилизации в мировую культуру… вернее, китайских шахмат в субкультуру шахматных вариантов — это «пушка», пао, уникальная, изобретённая китайцами фигура.
Из остальных фигур уникальной является пушка, или катапульта. Она ест на любое расстояние по вертикали или горизонтали, но только в том случае, если между ней и её жертвой есть фигура, неважно, своя или вражеская, которую можно перепрыгнуть. Таким образом, пушка очень сильна в начале игры, пока доска заполнена фигурами, но слабеет по ходу действия.
На это, впрочем, все обращают внимание.
«Пушка. Ходит как ладья, бьет на любое расстояние фигуру, если между ними стоит одна другая, своя или противника – не имеет значения. При начальной расстановке фигур все кони находятся под обстрелом. То есть первым же ходом игрок может срубить коня пушкой. Но при этом он теряет пушку, так как она становится рядом с ладьей».
Кстати, в китайских шахматах пушка является дополнительной фигурой, помимо пришедших из Индии слонов, коней и колесниц (ладей), они ставятся между пешками и старшими фигурами-офицерами. Забавно, что в европейских шахматах зафиксированна «допороховая» эпоха.
(Тут можно долго говорить о том, как в шахматах проявляется проекция силы. «То, что в шахматах называют угрозой, в го называется влиянием», и т.д. Я считаю, что пушка, с её особыми качествами, вполне адекватно изображает артиллерию.)
Как бы то ни было, когда европейские энтузиасты шахматных вариантов увидели пушку-пао, они сразу в неё влюбились. Отталкиваясь от логики, стоящей за европейским слоном и ферзём, они немедленно выдумали пушку-вао, которая ходила и прыгала по диагоналям, а также фигуру, объединяющую в себе свойства пао и вао — её иногда называют «львом». Я, как вы наверное поняли, люблю читать о разных шахматных вариантах; так вот, версии пушки действительно регулярно встречаются, притом в вариантах, которые во всём остальном являются сугубо европейскими.
Если уж довести мысль до конца, то она будет звучать так.
В Индии изобрели шахматы, как таковые — и идею шахмат для нескольких участников.
Китай дал миру шахматных вариантов уникальную фигуру, «пушку».
Япония — «правило сёги«, когда захваченная фигура уходит в резерв и становится собственностью съевшего её игрока, давая ему право любым следующим ходом поставить её обратно на доску, уже в качестве собственной фигуры. В европейских шахматных вариантах это правило называется Crazyhouse, но пришёл он именно из сёги, японских шахмат.
Европа стала родиной «суперслона» (слон, который ходит по диагонали на любую дистанцию; изначальный слон прыгал на две клетки по диагонали) и «суперферзя» (слон + ладья; изначальный ферзь ходил на одну клетку по диагонали). Если брать шире, Европа породила сама концепцию шахматных вариантов с суперфигурами и составными фигурами — отсюда всевозможные «райдеры»*, «канцлеры»/»маршалы» (ладья + конь), «архиепископы»/»кардиналы» (слон + конь), «магараджи«/»амазонки» (ферзь + конь).
Россия в этом плане может гордится «столбовыми шашками«, где появился принцип башен (взятая фигура становится частью башни). Столбовые шашки породили «Ласку», игру, которую пропагандировал шахматный чемпион Ласкер. Талантливый игродел Кристиан Фрилинг обвинил русские столбовые шашки и ласкеровскую ласку в неиграбельности, но не удержался от соблазна и создал свою башенную игру — Emergo. По-моему, получилось круто.
Как бы то ни было, именно поэтому в «русских шахматах» — таврелях — используется очередная версия башен. Этот принцип совершенно точно является нашим, уникальным, русским; это и есть то, чем мы обогатили мир абстрактных стратегических игр. Тут уж ничего не поделаешь, от своего достояния не отказываются.
—————————————-
*Райдер (rider) — тип шахматных фигур. Согласно одной классификации, все традиционные шахматные фигуры делятся на прыгунов (leapers) и скользящих (sliders). Но можно сказать иначе — фигуры могут быть прыгунами, способными совершить одно единственное движение-прыжок (конь, король, пешка), или они способны двигаться в избранном направлении, пока не упрутся в свою или вражескую фигуру (слон, ладья, ферзь). Последние и называются райдерами. Таким образом, можно сказать, что король — это прыгун, способный прыгнуть на любую из соседних восьми клеток, а ферзь — это король-райдер. Он выбирает одно из восьми доступных ему направлений и прыгает с клетки на клетку, пока не остановится. Соответственно, ладья — это райдер-версия фигуры, способной прыгать на одну клетку по горизонтали или вертикали (у неё есть своё название, я его не помню); вообще, все слайдеры-скользящие оказываются частным случаем райдеров. Есть, например, такая популярная в шахматных вариантах фигура, как конь-райдер (knight-rider; но её по созвучию называют nightrider, «ночной всадник»). В одном шахматном варианте я увидел «единорога» (найтрайдер + слон). Представляете себе, что это такое? И ещё там был «лев» (пао + вао). Это и есть западная традиция шахматных вариантов, и её главный принцип — больше комбинаций, больше мощи.
Анахарсис — шашки, безумие и типаж
Как я уже не раз говорил, я люблю психов. Именно поэтому я купил книгу Кадникова Е. А. «Шашечные арабески», и, знаете, не промахнулся.
Автор съехал на трёх темах — шашки, скифы и коммунизм, но шашки для него, конечно же, на первом месте. В его мире шашки — это древняя игра с многотысячелетней историей (обычно считается, что шашки произошли от алькерка в конце средневековья). О шашках он пишет, как я о шахматах, придумывая всевозможные трактовки и варианты. (Впрочем, я тоже писал о шашках: шашки — это Юг и варвары, Юг — это война, и т.д.)