Скифы, шашки, революция
(автор: gest)
(2011 год)
Революционные шашки (без скифов)
Что-то мне захотелось снова вернуться к этой книге и процитировать из неё ещё один эпизод. Но пока, в качестве разминки, история о роли шашек в русской революции — по версии автора. Итак, согласно «Шашечным арабескам», главная тайна и «пароль» отечественного революционного движения заключались в игре в шашки шахматными фигурами, то есть шашки трактовались, как отрицание шахмат. Своя извращённая логика в этом есть; если проводить параллели с этическими системами Крылова, то шахматы — это Восток (Российская империя), а шашки — Юг (террористы-революционеры).
Как всегда, всё началось с декабристов:
«Все стали играть в шашки шахматными фигурами, как это было заведено среди декабристов. На первой и второй горизонталях от играющих ставили пешки (солдат), на третьей горизонтали — в середине стояли ладьи и по краям слоны. «Тиранов прочь с доски!» — несколько раз повторял Орлов. В начале двадцатых годов ладьи и слоны на третьей горизонтали рассматривались, как будущие офицеры-декабристы, которые поведут за собой всю армию… Установившаяся первоначальная традиция [превращения шахмат в шашки] официально никогда не нарушалась. В этом построении шашек будущие декабристы видели цель своей программы. Именно во главе восставшей армии должны стоять офицеры! Северные (белые) и южные (тёмно-загорелые) должны вступить на равных в борьбу с самодержавием, принести свободу и новую конституцию всему народу…»
Декабристы играли в шашки на шахматной доске, двенадцатью шашками с каждой стороны, которые ставились в три ряда (надеюсь, все представляют себе шашки :)). В качестве шашек использовались восемь пешек, два ладьи и два слона. Таким образом, это был шахматный набор без коней, ферзя и короля («Тиранов прочь!»).
[С точки зрения европейской традиции, это означает игру без монарха, королевы (она же дама, госпожа, царица, с целым рядом соответствующих ассоциаций) и рыцарей. На доске остаются слоны, слон — интельская фигура; обычно её называют епископом, а во Франции — шутом, дураком. Ладьи изначально были колесницами, но в разные времена и в разных странах они символизировали лучших воинов, боевую технику в широком смысле слова и оборонительные сооружения. Одним словом, ладьями всегда назначали тяжеловесов — от танков, генералов и артиллерии, до фабрик и укрепрайонов. Например, в болгарском языке ладьи называются пушками, а слоны — офицерами, что, безусловно, близко к теме декабристов. Суть революционной идеи в том, что революционеры-пропагандисты-идеологи, слоны, объединяются с ладьями и выкидывают с доски символы красоты, благородства и сакральной власти — автор специально подчёркивает, что до революции королевскую фигуру венчал маленький крестик.]
Но пока ещё, по плану декабристов, слоны и ладьи идут в первом ряду, жертвуя собой, чтобы обеспечить выдвижение пешек. Мы все знаем, чем это кончилось. Затем наступает черёд народовольцев. Софья Перовская переосмысливает концепцию революционных шашек:
«Ей вспомнилась тайна декабристов, о которой рассказывала Варя Поджио. Нет! Не правы были декабристы, выдвигая себя в жизни и в шашках впереди народа. Долг руководителя-революционера находиться в гуще народной. Софья Львовна мысленно перенесла своё заключение на шашечную доску: организаторы-революционеры должны находиться на второй горизонтали, а на первой и третьей — народ…
Софья раскрыла Андрею [Желябову] тайну шашек декабристов, высказала своё мнение о месте революционеров в нынешних условиях с примером на шашках. Желябов полностью согласился со своей единомышленницей. С того времени в их отношениях всё было по-особому, и Софья постоянно чувствовала теплоту в общении с Андреем. В этот вечер они решили чаще встречаться и играть в шашки…»
Самый романтичный абзац во всей книге, ей-богу. Народовольцы стремились идти в народ (ряд пешек, слоны и ладьи, снова ряд пешек), но и они были неправы. В семье Ульяновых в революционные шашки играли так — слоны и ладьи вставали на первую горизонталь, а пешки выставлялись перед ними. О смысле этой последней аллегории автор пишет предельно туманно, но он и так очевиден — революционеры должны в первую очередь жертвовать не собой, а народом, слоны и ладьи должны отсиживаться в тылу, руководить массами и гнать пешек на амбразуры. Ленин это понимал, большевики это понимали, потому они и победили.