Скифы, шашки, революция
Я, честно говоря, не понял, при чём здесь история о пьянстве предка Савмака, и каким образом она должна воодушевить рабов. Но, как бы то ни было, это помогает закольцевать обе части истории, про Анахарсиса и Савмака.
«Игравшие разобрали свои камни с шашечницы и слепили новые шашки — все простые, одинаковые, из грязи. Свои шашки рабы обагрили своей кровью, шашки богатеев оставили чёрными — по цвету грязи. Глубокой ночью они расставили свои тринадцать красных шашек против тринадцати чёрных. Из-за темноты на шашечнице плохо различались шашки. Чёрные, словно тени самих богатеев, набрасывались на красных и сбивали их…
Но вот взошла луна. Её бледный свет пробился через щели стен и потолков и осветил всю шашечницу. Шашек у рабов оставалось мало. Кровь заискрилась на шашках рабов. Тут они почувствовали, что надо держаться вместе и собрать все силы шашек красных воедино, и, объединившись всем миром, клином врезаться в Басилевса-варвара.
Долго шла игра. За игрой рабы стали мечтать о счастливой и справедливой жизни, которая скоро наступит на рассвете. На рассвете все люди будут свободны и равны…
И вот, когда холодный ветер задул с востока и мелькнул свет на маяке, рабы схватили свои отложенные шашки-камни и стрелой бросились на охрану. Мигом смяли охрану и с оружием побежали к царскому дворцу. По дороге к ним присоединились ремесленники с дротиками, стрелами и копьями. Со всех сторон на дворец бросились восставшие. Они сражались отчаянно, как учил их Савмак, бросая камни наискосок, а у кого было оружие, пускали стрелы, копья и цикуты наискосок, поражая царских защитников. Кровь рабов лилась везде. Когда появились первые лучи солнца, восставшие добивали Перисада V. Рабы, игравшие ночью в шашки, погибли наполовину, но восстание победило. Погибших хоронили на горе Митридат. На погребении героев восстания Савмак произнёс траурную речь. Это было в сентябре 109 года до н.э.»
Напоминаю, что «цикуты» — это изобретённые мудрецом Анахарсисом копья с раздвоенным наконечником, смазанным ядовитым соком, вызывающим временный паралич.
«В пять о погибших на девятый день после восстания, в полуденный час все победители собрались у стен бывшего рабского стойла, куда теперь загнали царских коров. Все простояли молча 13 счетов, отдавая дань погибшим. Затем Савмак — вождь всех рабов и восставшего боспорского люда, помянул всенародно добрым словом погибших и двинул народ в сторону дворцовой площади. Все, кто мог двигаться, пришли на дворцовую площадь и тоже простояли молча 13 счетов, поминая всех павших по Боспорскому царству. Слёзы и плачь катились по людскому морю. Затем выступил Савмак. Он помянул всенародно всех погибших и восславил героев живых, кто проявил подвиг за свободу и независимость Страны Справедливого Солнца. Затем Савмак предложил выбрать всенародно выборного Басилевса государства (выборного законного правителя страны). Скифские рабы кричали: «Савмак, Савмак, Савмак!» Реже кричали ремесленники. Но когда сказали поднять руки за Савмака, то море море рук поднялось к солнцу. Так Савмак стал первым выборным царём Страны Справедливого Солнца Рабов. Савмак предложил выбрать полемархом боспорянина-ремесленника, и снова море рук поднялось к солнцу. Людские глаза засветились, и лица их преобразились. Люди обнимались и поздравляли друг друга с победой. Тут же Савмак зачитал указ о свободе, о снятии долгов и уменьшении налога на землю. Народ ликовал…
Вскоре по указу Савмака начались спортивные состязания, в которых принял участие весь народ, пришедший на площадь. На состязаниях играли и в шашки по правилам восставших рабов. Народ долго не расходился и смотрел состязания. Многие играли на земле по нарисованным шашечницам, а шашками им служили маленькие камни и осколки царских сосудов. Лишь герои восстания и самые сильные спортсмены-шашисты играли на девяти шашечницах, сшитых из лоскутков материи, а шашками им служили монеты: у начинающих были новые серебряные монеты, только что отчеканенные ремесленниками, с лицом Гелиоса — вождём восставших, а у других были медные монеты, взятые из мешков понтийского царя, оставленных бежавшим полководцем Диофантом. Новые монеты Савмака сияли на шашечницах, отражая настоящее Солнце страны освобождённых рабов.
После подведения итогов восстания со своими товарищами, Савмак отметил важность отработки стратегии и тактики ближнего боя на четырёхцветной шашечнице. Она даёт возможность наглядно показать расстановку сил. В связи с этим на 18 день был издан указ Страны Справедливого Солнца Рабов о военной подготовке на четырёхцветной шашечнице, которую он сам изобрёл. Ныне сохранился лишь один рисунок этой шашечницы в склепе №9 Неполя скифского, который был сразу нарисован там после захоронения Савмака. На этой шашечнице были поля для шашек-стрел (крайние по четвёртым горизонталям от играющих), копий (чёрные поля по три клетки диагоналей слева и справа), дротиков (красные поля) и цикуты (чёрные поля — в центре второй и восьмой горизонталей стояли выборные Басилевсы-дамки, а на двух полях в центре первой и девятой горизонтали стояли два полемарха — простые шашки). Савмак предвидел, что скифы-рабы спросят его: «Почему на шашечнице стало по восемнадцать шашек? Ведь перед восстанием снимался первый ряд шашек». Он ответил им, что места снятых шашек заняли ремесленники с луками, копьями и дротиками, которые оказали неоценимую помощь рабам. Они были в первых рядах восставших, и поэтому в их честь на шашечнице поставлен первый ряд шашек.
В Пантикапее Савмак создал школу «киников», в которой проповедовался культ жизни Анахарсиса, ставшего одним из любимых героев, как представителя здоровой простоты нравов, в противоположность утончённой греческой культуре. «Киники» считали, что каждый освобождённый раб должен осознать свою отторгнутость из патриархальных связей, как возможность достичь высочайшего из благ — духовной свободы. В школе «киников» Савмак учил всех играть на своей четырёхцветной шашечнице. Новая экзотическая шашечница очень понравилась боспорянам, но ей было суждено недолго жить…
Страна Справедливого Солнца продержалась до весны следующего года. Под натиском рабовладельцев нескольких стран она пала. Это произошло неожиданно. В одну из ночей, со стороны мыса Змеиный около Мирмекии, херсонеский торговый корабль высадил скрытно небольшой отряд переодетых воинов, которые укрылись во дворе богатого торговца в Мирмекии. На следующий вечер, заманив туда вождя рабов для игры на его шашечнице и перебив его охрану, херсонесцы изранили и пленили Савмака. Этим же кораблём пленник был доставлен Диофанту, который отправил его в понтийское царство.
В этот же вечер Диофант осадил Кафу. Вскоре восставшие сдали Кафу и затем были разбиты в Пантикапее. Остатки скифских рабов ушли в Скифию.
После поражения восстания рабов все шашечницы Савмака были собраны и уничтожены, посколько за игру на ней отрубали голову играющим. Об этой шашечнице даже запрещалось говорить во всём Боспорском царстве…
Так закончилась легенда Страны Справедливого Солнца Рабов — первого восстания в древнем мире на территории бывшего СССР. Конечно, Савмак много почерпнул из восстания рабов Пергамского царства, где Аристоник — побочный сын пергамского царя Эвмена II (мать его была дочерью кифариста из Эфеса) воспротивился решению его единокровного брата Аттала II, завещавшего своё царство римскому народу. После смерти Аттала II (133 г. до н.э.) Аристоник объявил себя претендентом на престол и поднял восстание рабов. Он был разбит в 130 г. до н.э. и задушен в тюрьме. Но Савмак пошёл к созданию Страны Справедливого Солнца Рабов совершенно другим путём…»