Шахматы и архетипы
(автор: gest)
(2009 год)
Шахматные фигуры, символика, стихии и европейский миф
В кругах, из которых вышел Кроули («Золотая заря»?) существовала трактовка символического и оккультного значения шахматных фигур, нашедшая своё отражение в специфическом шахматном варианте. Четыре игрока, у каждого по восемь фигур (четыре пешки, конь, слон, ферзь, ладья), не считая королей, которые ставился на особую метку в соответствующем углу доски, как бы на трон. Что касается стихийных и прочих соответствий, то, не считая пешек, которые до стихий не доросли, и короля, который символизировал синтез, соответствия были следующими…
Конь — английское knight, «Рыцарь», считался героем и победителем, основателем династии, а потому связывался с Огнём.
Ферзь — queen, «Королева», был связан с Водой, супругой Огня (в этом варианте ферзь был значительно ослаблен по сравнению со могучей фигурой традиционных шахмат).
Слон — bishop, «Епископ», отсылающий к теме религии и идеологии, ожидаемо оказался Воздухом.
Ладья — rook, от персидского «колесница», а по простому — castle, «Замок», за характерную форму фигуры; естественно, крепость стала обозначать Землю.
Подобная символика перешла и в Таро Кроули, но об этом я уже писал 8-).
Дорогая и любимая arishai, услышав об этом, сразу сказала, что Кроули с друзьями не авторитетны, и что нам нужно опираться на русские названия фигур.
Впрочем, соответствие «конь-огонь» она оставила.
Водой стала Ладья, как корабль. (Но изображена же не ладья, а башня!)
Землёй — Слоны. Потому что они большие и от них земля трясётся. [Кстати, получается красиво. Ладья может занять любую из клеток на доске, а слон — только половину, по диагоналям соответствующего цвета. Так и корабль доставит тебя куда угодно, а на ногах можно только пол-света обойти, но не более того.]
Ферзю, таким образом, остаётся интельский Воздух. Визирь у нас будет манипулятором и магом, вроде Джафара из «Алладина».
Я подумал над этим и решил, что получается не русское войско, а какое-то восточное — из фэнтезийного набора, посвящённого высадке в Англии сарацинского десанта. Итак…
…Вода.
Море, пестрящее парусами, огромный флот, идущий к берегу. Это ладьи неверных. «The ships, in line after line, continued to appear over the horizon. The tiny dots of white sails, slowly, in the placid hundreds, made their way toward Brundisium.»
А против них — Королева, последняя хранительница Знания, Владычица Вод, которая окружает свою островную страну пеленой из штормов и туманов. Она всматривается в зачарованную чашу или зеркало, читая знаки и меняя ход облаков и волн.
…Земля.
Специальные слонодесантные баржи высаживают на побережье боевых слонов. Звери тревожно трубят, на их покрытых доспехами спинах покачиваются башенки с возницами и лучниками. Теперь армии вторжения не будет равных на равнинах, и только цепи крепостей, замков и башен защищают сердце страны.
…Воздух.
Лиходейские чары визиря, главнокомандующего армией сарацин, и молитвы смиренных епископов. Вера мира, обновленного кровью Спасителя, против древней, как песок, магии Востока.
…Огонь.
Неистовая лава сарацинской конницы — и скачущие им навстречу отважные герои-рыцари в сверкающих доспехах. Здесь, на этом поле, решится судьба Британии.
Шахматные варианты и героические архетипы
Если в книге есть ярко выраженный главный герой, он обычно символически связан с определённой фигурой соответствующей игры, что и является ключом к его образу.
Приведу ещё два примера.