Таро Кроули и «Каббала Геста»

(автор: gest)

 

Для начала, небольшой отрывок из забракованного постинга о моём мире:

«Так на смену культу Зарада, через варварский парный культ Зарада-Двуликого (медведь и волк), возникает царский, имперский культ Власти и Войны, Отца и Сына, Императора и Воина (двухглавый орёл). В условиях стабильности, он приобретает симметричность за счёт прибавления ранее независимых женских культов, образуя следующий мини-пантеон — Император-Императрица (Власть и Верность), Двуликий-Светлая (Война и Доблесть).

Опуская разные трактовки, этот «квадрат» можно уподобить фигурам Младших Арканов Таро. Здесь у нас будет Король, Королева, Рыцарь (странствующий принц, воин) и Паж (прекрасный хрупкий юноша, принцесса в мужской одежде). Этого достаточно для сюжета…»

Этих фигур достаточно, чтобы рассказать сказку.
Кроули, желая быть оригинальным, назвал свои фигуры (по старшинству) Рыцарем, Королевой, Принцем и Принцессой.

Рыцарь — это странник, будущий Король, который проходит испытания, назначенные старым королём, получая в награду его дочь, Королеву, и её царство.

— На этом уровне мифологической реальности власть передаётся по женской линии, а правят мужчины, то есть правитель — это муж старшей дочери предыдущего короля… или муж вдовы предыдущего короля. С точки зрения богов моего мира, Рыцарь-завоеватель Кроули соответствует Императору, в более широком смысле — Императору и его братьям (по Толкину: Манвэ, Ульмо, Ауле). Император и Императрица — брат и сестра, они были рождены друг для друга, следовательно, Император ничего не завоёвывал и никуда не вторгался. Но с символической точки зрения, Императрица сидела в своём тереме и пряла, когда Рыцарь-Император пришёл из иных краёв, прошёл испытание, завоевал царство её отца и взял её в жёны.

Принц — это сын Рыцаря и Королевы, который, в свой черёд, сам отправляется странствовать.

— Поэтому в обычной колоде Таро эта карта называется «Рыцарь» и изображает странствующего рыцаря на коне и в доспехах. Принц-Рыцарь, воин, сын Императора и Императрицы — это мой бог войны. Но в этом смысле, он и сам Рыцарь-завоеватель по Кроули, подобие отца, тем более, если речь о родной для него огненной масти. Тут всё сложно.

Принцесса предназначена Принцу, как Королева — Рыцарю. Но здесь сюжет делает виток. По Кроули, Принц обречён умереть и спасти Принцессу ценой своей жизни, а Принцесса превращается во Вдову (…восходит на трон своей Матери, «пробуждает молодость старого Короля», после чего тот вновь превращается в молодого Рыцаря и цикл повторяется). Или у Вдовы вырастает сын, не знавший отца, юный воин, который мстит врагам и возрождает царскую власть.

— Естественно, мы говорим о сказке, а сказки бывают разные. Можно рассказать о том, что на этом уровне сюжет опять переворачивается, и это Принцесса спасает Принца от смерти (из смерти?). Можно рассказать, что здесь уже не Рыцарь находит себе Королеву и королевство, а Принц похищает Принцессу, покоряет её и забирает в своё царство. В конце концов, с образом Принцессы связан и сюжет Светлой, через образ Пажа традиционного Таро, то есть это принцесса, переодетая юношей, принцесса-рыцарь.

Вступление

Часть первая

…Всё началось с telserg‘а, мы тогда говорили о боге войны моего мира. Чтобы проиллюстрировать свои мысли, я взял «Книгу Тота» Алистера Кроули и стал подчёркивать цитаты, отсылающие к образу Двуликого, отношениям между войной и стратегией, стратегией и тактикой и так далее. Отсюда, к примеру, фраза о происхождении шахмат — для нас эта игра символизирует стратегию, а бог войны когда-то выдумал её для отдыха и развлечения уставших воинов.

Вскоро я обнаружил, что эта книга стала для меня гадательной.
При этом, Старшие Арканы Таро Кроули не произвели на меня особого впечатления, они были какие-то неправильные. Но вот Младшие Арканы захватили моё воображение. То же описание огненной масти Посохов, от Туза и далее, читалось, как описание мифа бога войны (и я надеюсь, я когда-нибудь ещё его выложу). В конце концов, Посох Огня — базовый атрибут Двуликого, и я это выдумал ещё до знакомства с Таро.

А описания фигур всех четырёх мастей, мне кажется, просто просятся в тему менталитетов, хотя сначала я хотел ограничиться лишь иллюстрациями к менталитету буржуа. Но потом меня стали просить выложить все 16 фигур.

…Кроули связывал 16 фигурных карт с типами людей. Можно представить, как Кроули идёт сквозь галлерею портретов, вспоминая различных людей, встречавшихся ему в жизни, и деля их на четыре масти (Посохи, Чаши, Мечи, Диски). Но надо иметь в виду, что Кроули считал себя чуть ли не антихристом-антихристианином, поэтому про каждого человека старался сказать какую-нибудь гадость.

Соответствия мастей следующие. Мечи — это масть Воздуха, сам Кроули связывал их с «духом, разумом, борьбой, интеллектом». Это интели. Ещё более очевидна связь Дисков, этих «сынов Земли», с буржуа. В традиционном Таро Диски — это пентакли, одновременно монеты и символ земной стихии. У Кроули, Диск — это фигура, поддерживающая себя постоянным вращением-обращением, то есть тоже Земля и Работа, Капитал. Неистовое пламя Посохов указывает на варваров, этих любителей больших дубин. Методом исключения, Чаши/Кубки оказываются аристократами (Чаша Грааля, как символ?). Хотя настоящие аристократы, это, скорее, не Вода, а Лёд.

Опять мы видим ту же последовательность. Варвары-аристократы-интели-буржуа, линкоры-крейсеры-авианосцы-береговая артиллерия, посохи-чаши-мечи-диски. В любом случае, это гипотеза, а проверять её мы будем на конкретных примерах.

Но сначала о путаннице. Кроули писал, что любая из 16 карт может обозначать как мужчину, так и женщину. Более того, в характере человека может ощущаться влияние не только основной, но и дополнительной карты, всё зависит от дня и часа рождения. (Ха, вспоминается z_area, который предложил сделать соционику более научной, скрестив её с астрологией. По-крайней мере, в астрологии тип человека жёстко привязывается к дате его рождения, а в соционике типирование, во многом, происходит от балды, и одна школа с другой никак не договорится. Да, мы помним, что Переслегин выдумал менталитеты, чтобы объяснить, почему его жена регулярно промахивается с типированием по соционике?)

А если говорить о менталитетах, то некоторые карты будто указывают не на чистый тип, а на смешанный. Причём, сложно сказать, что в таком случае обозначает масть, базовый тип или оболочку? А если тип смешанный, значит, карта одновременно указывает и на другую карту, чья масть соответствует примеси.

— Этот абзац можно не читать —
/*уходит в откровенный отрыв и гонит*/ Если брать стихийные соответствия, то, по Кроули, Рыцарь — это Огонь, Королева — Вода, Принц — Воздух, Принцесса — Земля. Совместив это с Переслегиным, мы получим, что первая пара обозначает древние менталитеты, а вторая — современные. Есть логика в том, что Рыцарь с Королевой представляют собой более древний тип. Но по pikitan‘у и schloenski, древние, биологические менталитеты — это варвар и буржуа, а цивилизованые, человеческие — аристократ и интель. Наконец, по Кроули, в каждой паре должна быть оппозиция мужского и женского (огонь-вода, воздух-земля), а по Переслегину, оппозицию образуют пары аристократ-буржуа и варвар-интель. /*хихикает*/ А это у нас соционические дуальные пары Дон Кихот-Дюма и Жуков-Есенин! Если ещё вспомнить мою Концепцию… /*отсмеявшись*/ Да. Пришлось бы строить графики, таблицы, рисовать всякие фрактальные структуры… Мы этого делать, конечно не будем.
— Всё, всё —

Кроули сам честно пишет: «Дело в том, что в сфере Элементов всё смешано и перепутано; или, если говорить в оправдательном тоне, взаимозависимо и уравновешено.При таком расположении карты, пусть на грубом и сугубо практическом уровне, но очень хорошо описывают различные типы мужчин и женщин».

И я буду считать, что у нас здесь восемь типов мужчин и восемь типов женщин, ведь очевидно, что когда Кроули писал о женских картах, он думал о женщинах, а не людях вообще. В рамках базовых менталитетов эти типы обозначают даже не столько людей, сколько некие полюса притяжения, ориентиры и архетипы.

Часть вторая

Значение Кроули в том, что он хотя бы попытался показать, как будут проявляться менталитеты у мужчин и женщин, и в чём будет разница. Все остальные писали только о мужчинах. (jayrandom вообще свёл древние и современные менталитеты к противостоянию альф и омег, то есть самцов, которые всех бьют и всех трахают, и самцов, которым никто не даёт. Где здесь женщины?!)

Возьмём варваров. По условиям задачи, это специалисты по выживанию, в биологическом смысле. У Переслегина это высокомобильные и сексуально активные люди. Но это стратегия самца, в предельном проявлении — «наше дело не рожать, сунул, вынул и бежать». Здесь и то, что в моём мире называется путём судьбы — «ввяжемся в бой, а там посмотрим; крутые и сильные выживут, а на остальных плевать».
Но самки не могут позволить себе обменять качество на количество. Сексуальная активность ведёт к беременности, беременность и необходимость выкармливать ребёнка резко ограничивает мобильность.

(Соответственно, женщине-варвару нужен не первый встречный, но мужчина, которому она сможет родить крепких, здоровых детей, нужен мужчина, который будет заботиться о ней и её детях. По возможности, это должен быть один и тот же человек, но это как раз необязательно. Главное, она должна суметь зацепить нужного мужчину или мужчин.

Продолжая тему биологического выживания, варвар-мужчина должен драться до конца. В случае чего, всё равно ведь придётся умирать. А если он не смог победить и умер, значит, он был не настолько крутой, нашлись и покруче. Но если он жил, как «правильный пацан», то, с большой вероятностью, у его поза-позапрошлой подружки уже подрастает его маленькая копия.
Женщина так не может. Если она будет драться до конца, она с большой вероятностью угробит себя и свою генетическую линию. Для неё выживание будет связано с умением принимать обстоятельства, которые нельзя изменить, со способносностью «расслабиться и получать удовольствие».)

Итак, предельная активность и мобильность (бегать и всех бить) противоречат функции продолжения рода, и, следовательно, биологическому выживанию данной женщины-варвара. Идеальный варвар-мужчина — Сверхчеловек, «пассионарий», а идеальная женщина-варвар — та, которая найдёт себе Героя, чтобы родить от него сыновей, похожих на отца, и дочерей, в которых продолжится мать.

Ладно. Возьмём аристократку. Как я тогда пошутил, если женщина считает себя капитаном Бладом, мы имеем дело с интелькой. Аристократы себе не врут, значит, аристократка должна считать себя женщиной, благородной женщиной, с женским долгом и женской честью. Это не воины/рыцари/офицеры, как мужчины-аристократы, это совсем другая категория.

Для женщин-интелей не так актуален образ диспута, как войны, в которой одим из способов победы над идеологическим противником является его физическое уничтожение. Женщины воспринимают эти вещи несколько иначе. Потом, у девочки-интельки меньше шансов оказаться «ботаном», по целому ряду причин.

Будут свои различия и у буржуа, например, в отношении к социальному капиталу. У женщин другое восприятие престижа, статуса, немного другая социализация в период взросления — по Переслегину, именно социополовой уровень, формирующийся в 7-8 лет, является у буржуа ведущим.

Таро Кроули, Посохи (огонь, варвары)

Кроули связывал 16 фигурных карт с типами людей. Можно представить, как Кроули идёт сквозь галлерею портретов, вспоминая различных людей, встречавшихся ему в жизни, и деля их на четыре масти (Посохи, Чаши, Мечи, Диски). Но надо иметь в виду, что Кроули считал себя чуть ли не антихристом-антихристианином, поэтому про каждого человека старался сказать какую-нибудь гадость.

И я буду считать, что у нас здесь восемь типов мужчин и восемь типов женщин, ведь очевидно, что когда Кроули писал о женских картах, он думал о женщинах, а не людях вообще. В рамках базовых менталитетов эти типы обозначают даже не столько людей, сколько некие полюса притяжения, ориентиры и архетипы.

Переходим к самим картам. Я слегка сократил описания, оставив только суть.

Рыцарь Жезлов — это мой бог войны. Всадник в чёрных доспехах, на чёрном коне, в огненном плаще. В руке факел, кругом огонь. «Этой фигуре соответствуют такие моральные качества, как деятельность, щедрость, свирепость, стремительность, гордость, импульсивность, быстрота и непредсказуемость. При неправильной энергетической подпитке он зол, жесток, невежественен и груб«.

Это также некий изначальный варвар, варвар-вождь. Деятельный, щедрый, свирепый и импульсивный, отказывающийся признавать границы своей компетенции. Так мы их себе и представляем.
Кроули пишет, что «если первая попытка не удаётся, у него больше нет никаких ресурсов» — варварам традиционно приписывается «короткая дыхалка» и стремление ходить ва-банк, пан или пропал. (Мой бог войны, скорее, будет аристократом-варваром, то есть эта карта описывает его внешнюю суть. С ресурсами у бога войны как раз всё в порядке.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Страницы ( 1 из 6 ): 1 23 ... 6Следующая »