Курьерские шахматы

(автор: gest)
(2010 год)

В любом артефакте сокрыта идея…
Но могу я сегодня избежать этих слов?

Да, сталкиваясь с очередным шахматным вариантом, я каждый раз пытаюсь постичь его идею, понять, образ какого мира он нам предлагает. Пейзаж, отразившийся в капле дождя… нет, нет, без красивостей.

Курьерские шахматы — исторический вариант, пользовавшийся популярностью в Северной Европе и просуществовавший около 600 лет (современные шахматы всё ещё не побили этот рекорд).

Именно курьерские шахматы изображены на картине Лукаса ван Лейдена «Шахматная партия«.

На этом сайте очень трогательно рассказывают о самих курьерских шахматах, картине ван Лейдена и изображённых на ней фигурах. (Энтузиасты, опираясь на картину, восстановили весь набор.)

Вот другой, «реалистичный» вариант фигур, с того же сайта:

Курьерские шахматы

Курьерские шахматы возникли на основе арабского шатранджа, проникшего в Европу через Испанию, и сохранили многие его черты. Но при этом доска стала на четыре клетки шире (итого 12х8), чтобы дать место новым фигурам — шуту, мудрецу, и двум курьерам. В честь последних игра и получила своё имя.

Курьерские шахматы

Король, пешка, конь («рыцарь») и ладья нам привычны. Ферзь уже назывался «королевой», но всё ещё был слабым арабским ферзём, который мог ходить только на одну клетку по диагонали в любом направлении. Мудрец ходил, как король, но был при этом обычной фигурой. Шут дополнял ферзя, он ходил на одну клетку по вертикали или горизонтали. Слон («лучник»), опять же, соответствовал старинному арабскому варианту — он ходил по диагонали на две клетки.

Революционной фигурой был курьер. Он ходил по диагонали на любое расстояние! Это казалось настолько необычным, что курьеров специально изображали очень высокими, размером с королевскую фигуру (в виде абстрактного шпиля или же всадника, поднявшего коня на дыбы). В этом смысле, именно курьер является предком современного слона, и, скорее всего, именно на основе курьерских шахмат вырабатывались признаки, которые в будущем стали визитной карточкой европейских шахмат («суперслоны» и «суперферзь»).

Но я хотел сказать об идее, об архетипе, который выразили эти шахматы.
В тылу, в центре, у нас находится двор. Король, королева, мудрец, шут. Это спокойные, неторопливые, ограниченные в своих движениях фигуры, которые должны держаться вместе и прикрывать друг друга. (В первую очередь, конечно, защищая короля.)
На флангах и впереди у нас армия — воины-пешки, осадные башни, рыцари, лучники.
А между двором и армией находятся курьеры, которые должны молнией летать по доске, сшивая её в единое целое. Они — информация, они — мина, заложенная под древнюю восточную игру с её черепашьим темпом.

==============

У меня, как у всякого человека, есть множество субъективных и иррациональных представлений. Ассоциации, трактовки окружающей реальности, даже откровенные фантазии.

Например, я считаю, что за каждым настоящим проектом (не буду сейчас расшифровывать это универсальное слово, ладно?) должен стоять соответствующий шахматный вариант, или игра шахматного типа.

Проект — и шахматы. Я уже много раз писал, что в наборах правил я вижу определённую реальность, мне нравится представлять, какую именно мысль хотел выразить создатель данной конкретной игры. Настоящая игра всегда несёт на себе отпечаток социума, который её породил, и, с другой стороны, игра способна хранить смыслы, которые ещё не до конца проявились. Игра впитывает, и игра конструирует. Проект предполагает план, и значит, должен включать игру, как его обоснование. В моей картине мира очередной вариант шахмат — это то, что предъявляют заказчику или потенциальному инвестору.

Япония — это сёги, Китай — это сянци. Им ничего изобретать не надо. Но если существует некий Русский Проект, то он обязательно должен включать в себя те же таврели.

Конечно, проекты бывают разные. Я написал о курьерских шахматах. Допустим, за ними стоял Северный (германский) проект, который позже вылился в Реформацию — и в готический немецкий шрифт, печатный и рукописный. Современные шахматы возникают в Италии, в эпоху Возрождения — почему бы не считать, что их появление не случайно, что за ними стоял другой глобальный проект, тот самый, который в итоге победил и стал синонимом европейской цивилизации, как таковой? (Кем бы ни были его разработчики, они совершенно точно предпочитали антикву.)

Моя мысль ясна? Я могу разматывать её в разных направлениях, это то, что меня волнует, так или иначе. Конечно, время глобальных проектов ушло, сейчас делят региональные пироги. Уверен, если кто-нибудь решит оторвать у России её южное подбрюшье, обоснованием к этому проекту будет нечто вроде алтайской шатры, местных шашко-шахмат, «воссозданных» в семидесятые-восьмидесятые годы.

Впрочем, если уж речь зашла об алтай шатра… Вот игра, смысл которой я не понимаю, и не могу представить себе мир и реалии, которые она описывает.