Blade of the Warrior / Меч воина: Кшатрия
***
Теперь про сам вопрос. Во-первых, как справедливо заметил emerhweid, ««Ни одно из них»… Во-первых, к этому ведет логика диалога, так как дед явно хочет собеседника под…колоть, поэтому ни один из предложенных вариантов не должен быть правильным. Во-вторых, при чтении английской версии мне слышится в тексте такая издевка: ну, что, как ты думаешь, для воина дороже всего? Может, меч? Или копье? А нет, нифига!»
Отшельник такой: «Давай сначала решим, ты лошок, или как, вот тебе простенький вопрос. Потому что я не знаю, ты разодет, как павлин, ты вообще воин, или кто?»
Александр: «Слышь, дед, за какого ты меня принимаешь? Я кшатрий по крови, я царский сын, я учился в ашраме у мудреца Аристотеля, я с 16 лет войском командую».
Во-вторых, действительно, какое оружие для война самое важное и ценное? Ни одно из названных не подходит, потому что любой вариант можно опровергнуть: а что, если воин с копьём убьёт воина с луком? Какое тогда самое важное? А если наоборот? А если воин в бою остался без меча, значит ли это, что он автоматически проиграл? Только дурак будет обсуждать, какое оружие лучше, не уделяя внимания конкретной тактической ситуации.
Очевидный ответ — самое важное оружие, это то, которое позволяет победить врага. Воин должен желать победы над врагом и стремиться к победе. Но за счёт чего воин побеждает? Александр был великим полководцем, он побеждал много раз — какое оружие было для него самым важным? Копья пехотинцев, мечи всадников, стрелы лучников? Александр умел правильно использовать все инструменты, которые были в его распоряжении, включая место, время и моральный дух войск, его собственные планы и планы противника.
Миамото Мусаси:
«В стратегии также важно уметь «переправляться». Определяйте способности противника, выявляйте его сильные стороны и переправляйтесь в самых выгодных местах подобно тому, как морской капитан корабля выбирает самый лучший маршрут движения через океан. Если вам удается переправиться в самом благоприятном месте, можете расслабиться. Переправиться в данном случае означает атаковать слабые места противника и помещать себя в выгодное положение. Так можно одержать победу в широкомасштабных действиях. Дух переправы важен в стратегии одиночных и групповых поединков. (…)
Чтобы побеждать в битвах, нужно быть чутким к Пустоте, замечать ритм движений противника и действовать, выбирая время так, чтобы заставать противника врасплох. Во всех пяти книгах, по существу, говорится о правильном выборе времени. Вы должны настойчиво тренироваться, чтобы понять это».
Воин побеждает противника при помощи стратегии. Противник может быть сильнее, он может выставить больше людей, у него может быть превосходство в вооружении. Но воин всё равно может его победить, при помощи правильного манёвра. Манёвр позволяет меньшим силам побежать большие — это и есть самое изящное определение «манёвра».
Сунь-Цзы:
«То, что делает армию при встрече с противником непобедимой, это правильный бой и маневр... Вообще в бою схватываются с противником правильным боем, побеждают же маневром. Поэтому тот, кто хорошо пускает в ход маневр, безграничен подобно небу и земле, неисчерпаем подобно Хуан-хэ и Янцзы-цзяну».
Суворов:
«Три воинских искусства: первое — глазомер, второе — быстрота, третье — натиск».
Умение быстро оценивать обстановку, быстро принимать решение, быстро действовать, не давая противнику опомниться. Всё это интеллектуальные качества. Воин умеет быстро и правильно думать, несмотря на внешние раздражители, неполную информацию и противодействие противника. Воина учат этому, закаляют, подобно клинку. Но в основе всего — его разум. Это и есть самое важное оружие, то, что позволяет побеждать.
Двуликому в Вальгалле не нужны дураки. Он ищет воинов.
В бесчисленных мирах на протяжении бесчисленных лет идут войны — часто без мечей, без луков или без копий. Но это всё та же война, всё та же сфера могущества и ответственности Двуликого.
Есть такой популярный в узких кругах ролик, «Leading Under Chaos: How the Armed Forces do it» (Leading in the VUCA world — How the Armed Forces do it — Raghu Raman — TEDx Talks). Это о современном западном восприятии военного дела и о потенциальной применимости тех же принципов в гражданской сфере, через призму индийской специфики, на примере контртеррористической операции в Мумбаи в 2008 году. Из этого ролика, например, можно узнать, что с индийской точки зрения, один из показателей качества армии — это соотношение потерь офицеров к потерям простых солдат, чем оно выше, тем круче. (У днищевой армии — наоборот, гибнет много солдат и сравнительно мало офицеров.)
И там есть совершенно ударная концовка:
«В тумане войны прячутся те мимолётные возможности, те секундные возможности, когда командирам приходится принимать немедленные решения, прямо здесь, прямо сейчас. Нет времени консультироваться с Маккинзи или сверяться с квадратами Гартнера. Решение нужно принимать сразу…
Напоследок, я хочу оставить вам для размышлений фразу, которую мы всегда говорим нашим младшим офицерам. Мы говорим им, что хороший командир любит хаос. Только в хаосе на первый план выходят вбитые в вас навыки, ваша отвага, характер, наглость, вера в свои силы. Планы, структуры, схемы, уставы — хорошие ориентиры, они задают общее направление движения к цели. Но только в хаосе можно разыскать те мимолётные возможности, те маленькие дырочки, те неприкрытые проходы, ту инициативу, которую вы должны перехватить у противника, здесь и сейчас, всё то, что позволяет вам достигать поставленной цели, раз за разом, каждый раз».
И поэтому разум — самое важное оружие воина. Без этого оружия на войне делать нечего.
Колесо судьбы
Какие века мы знаем? Ну там — Золотой век, Серебряный век, Медный век, Железный век (Сатья-юга, Трета-юга, Двапара-юга, Кали-юга). Мы всегда живёт в железном веке.
В золотом веке не было никаких революционных изменений. Возможно, какое-то развитие происходило, но единственная радикальная трансформация, возможная в золотом веке — это его окончание, по определению.
Серебряный век? Наверное, в серебряном веке появилась сама возможность упадка. Ситуация постепенно ухудшалась, волшебство уходило, поэтому периодически, на исходе очередного долгого цикла, нужно было производить ритуал обновления — то, что Толкиен в ранних черновиках называл «Rekindling of The Magic Sun», возрождение (новое зажжение) волшебного солнца.