Этические системы

 (автор: gest)

 

В 2007 году я решил взять этические системы, о которых пишет Крылов, и посмотреть, как они сочетаются с менталитетами [по Переслегину].

Всего этических систем четыре — Крылов называет их Юг, Восток, Запад и Север.

Крылов подчёркивает — и это важно — что этическая система не сводится к культуре, но влияет на проявления этой культуры и по-разному реализуется в разных культурах (к менталитетам это тоже относится).

Этическая система формулируется по отношению человека к окружающим, и определяет его поведение, а также отношение к окружающему миру.
Затем Крылов вводит понятие «полюдья», примитивной, урезанной, искажённой и массовой версии этической системы.
Наконец, он говорит о четырёх базовых (отрицательных и отрицаемых) эмоциях — скуке (унынии), страхе, зависти, ненависти. Каждая этическая система в первую очередь защищает человека, разделяющего её ценности, от одной из этих негативных эмоций. Это ещё один параметр, по которому этические системы отличаются друг от друга.

1. Первая этическая система, Юг

Основной принцип: Я должен поступать с другими так, как другие поступают со мной.
Полюдье: Я должен поступать так, как другие.
Отрицательная эмоция: скука.

2. Вторая этическая система, Восток
Основной принцип: Я не должен делать другим того, что другие не делают мне.
Полюдье: Я не должен делать того, чего другие не делают.
Отрицательная эмоция: страх.

3. Третья этическая система, Запад

Основной принцип: Другие должны вести себя со мной так, как я веду себя с другими.
Полюдье: Другие должны вести себя так, как я.
Отрицательная эмоция: зависть.

4. Четвёртая этическая система, Север

Основной принцип: Другие не должны делать мне того, чего я не делаю им.
Полюдье: Другие не должны делать того, чего я не делаю.
Отрицательная эмоция: ненависть.

Из простых формул Крылов делает разные интересные выводы.
Он также выделяет нулевую этическую систему, внеэтическую — мне пофигу, что вы делаете (в том числе мне), а я буду делать, что хочу (в том числе с вами). Каким-то невероятным образом, он приписывает её евреям, хотя это абсолютно неадекватно и противоречит всему, что он пишет в других местах. (Если евреи всегда поддерживают своих против чужих, это уже не нулевая система; носителю нулевой этической системы, по условиям задачи, не знакомо чувство солидарности… короче, это просто бред.)

Крылов также пишет о паразитизме («вы мне делаете, а я вам в ответ не делаю») и насилии («я вам делаю то, что вы мне не делаете»).  Понятно, что такая система исключает альтруизм («святость», «прощение» и т.д.), вернее, толкует его, как аморальное поведение, и в этом Крылов логичен и последователен.

Легко заметить, что каждая из четырёх этических систем ищет тот или иной ответ на «дилемму узника».

Обычно эта задача формулируется так.
Два человека попадают в полицию. Их разводят в разные комнаты и предлагают сдать другого. Если оба отпираются, они садятся в тюрьму на небольшой срок. Если один молчит, а второй всё валит на него, то второй выходит на свободу, а первый получает большой срок. Если оба признались, то срок за преступление получают оба.
То есть с точки зрения общих интересов, им обоим выгодней держать рот на замке, отсидеть положенное и выйти. С точки зрения индивидуального интереса, надо топить соседа — но только при условии, если он, в свою очередь, будет тебя покрывать! А если он тоже рациональный эгоист, и, в свою очередь, уже сдал тебя? Но ещё обидней, если ты молчал, а другой воспользовался твоим благородством и всё на тебя повесил, выйдя на свободу за твой счёт.

Теперь представим, что игра состоит из нескольких подобных партий, и идёт на очки, то есть каждый раз нужно выбирать между условным альтруистическим вариантом, «малый, но общий выигрыш / проигрыш и большой выигрыш для противника», и условным эгоистическим, «большой выигрыш за счёт противника / проигрыш – но вместе с противником». Что лучше — гарантированный успех соперника, с шансом на взаимовыгодное сотрудничество, или его же гарантированный неуспех, но с возможностью сорвать джекпот, «если тот парень моргнёт первым»?

Учёные проводили целые чемпионаты между компьютерными программами, использующими те или иные стратегии, от элементарных до довольно сложных.

Страницы: 1 2

Страницы ( 1 из 2 ): 1 2Следующая »