Запад и справедливость

(автор: gest)
(2008 год)

 

Справедливость

Я согласен Крыловым в том, что справедливость связана с отношениями между людьми, и означает симметрию в этих отношениях.
«В сфере коммунального поведения отношения между людьми имеют первостепенное значение. Следует напомнить, что основные отношения в сфере коммунальных отношений симметричны».

Процитирую словарное определение:

«Справедливость. Категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, содержащее требование соответствия между реальной значимостью различных индивидуумов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, и т.п. Несоответствие в этих отношениях оценивается как несправедливость».

Дальше Крылов начинает валять дурака, пытаясь доказать, что северное полюдье связано с понятием справедливости: «Высокий рост и хорошее здоровье могут казаться такой же несправедливостью, как и наворованные деньги или блатные связи. И люди будут вести себя по отношению к ни в чем не повинному рослому здоровяку так же, как и к явному жулику, то есть недолюбливать и всячески стремиться унизить, нагадить, сделать пакость — в общем, чем-то компенсировать явную асимметрию».

То, что сам Крылов понимает под справедливостью отнюдь не это, легко доказать. Возьмём его недавнюю зарисовку, целиком построенную на игре с чувством справедливости («О справедливости»). Мы увидим то самое несоответствие между «деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением», причиной и следствием. «Уравниловка», таким образом, справедливой не является, и воспринимается, как несправедливость. Если алкоголик дядя Вася подожжёт дом своего трудолюбивого соседа Коли, нам ведь это покажется несправедливым, правда? Колин дом красивей Васиного, но Коля и работает больше.

Теперь посмотрим, в какой этической системе можно наиболее полно реализовать принцип справедливости.
Симметрия действий есть на Юге и на Западе. Но на Юге человек обязан отвечать на любое действие, совершённое по отношению к нему. Кинули предъяву, не смог адекватно ответить – сам виноват. Какая же тут справедливость?
На Востоке человек обязан соблюдать табу, связанные с прошлым, зависит от обязательств своих предков, связан правилами и принципами. «Что вы выбираете», — спросил я, — «Честь или справедливость?» «Честь!», — закричали они. Не стоит удивляться их реакции, они были горианами» (вольная цитата из Нормана).
Север… Классическая «северная» сказка – «Три поросёнка». Нет никакой справедливости в том, что может прийти злой волк и разрушить всё, что ты построил. Но в мире есть злые волки. Мораль – надо укреплять стены и закрывать дверь на тройной засов. И да, не верить волкам.

И только на Западе этичность понимается, как достойное воздаяние за действия и защита прав личности. В центре этой этической системы находится «Я», индивидуальность. «Другие должны делать мне то, что я делаю им», «что сделал – то и получил», труд заслуживает награды, самобытность – уважения, нарушение чужих прав – ограничения в правах. Государство должно поддерживать правила игры, но не имеет права выходить за их рамки. (Речь об этическом идеале, естественно.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Страницы ( 1 из 6 ): 1 23 ... 6Следующая »